Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Исламофобия как зеркало русской эволюции. Что скрывать: неприязнь к мусульманам порождается самими мусульманами


Такое явление как исламофобия существует, обсуждается, осуждается прогрессивно мыслящей общественностью и ... продолжает жить. И неприязнь к мусульманам настолько живуча, что в определенный момент порождает вполне определенное стремление проанализировать мусульман не только как объект этой самой фобии, но и как ее субъект.

Последний информационный пример – поздравительная телеграмма президента России по случаю шестидесятилетия исламоведа и арабиста Александра Игнатенко. Отклики на этот факт на форуме Портала – самые негативные. Равно как и на получение исламоведом премии Федерации еврейских организаций России (ФЕОР), прилагаемой к званию "Человек года". Некоторые мусульмане быстро приравняли эту заслуженную награду к тридцати сребреникам. Он-де и на Саудовскую Аравию работает, и, вообще, сионист.

Г-н Игнатенко – не мусульманин. И как исследователь ислама вполне имеет право на некие концепции, выводы. Можно их обсудить, но за чем же так активно и, главное, малоаргументированно ругать? Агрессивная и ни чем не обоснованная неприязнь – вот как можно определить очень часто проявляющуюся реакцию мусульман на некоторые проблемы в окружающем их мире. Причем, реакция эта исходит порой далеко не от малопросвещенных людей, а от тех, кого можно назвать интеллектуальной элитой ислама. Последний пример – круглый стол нашего Портала, посвященный исламофобии, на котором было зачитаны соображения молодого социолога-мусульманина, работающего, кстати, в мусульманском учебном заведении – сирийском исламском университете "Аби Нур", готовящем кадры и для России. Автор, не затрагивая основ ортодоксии, высказал некоторые соображения, касающиеся адаптации ислама к современности. Что тут началось с мусульманской стороны: "Разбой, пожар, затронуты основы ислама!" При том, что подобные соображения высказывают сегодня многие молодые мусульманские интеллектуалы в разных уголках мира, в том числе и арабского. А их жесткими оппонентами выступают тоже интеллектуалы, но более пожилого возраста.

Столь активные проявления неприятия заставляют задуматься об их более глубинной природе, нежели мнение и особенности характера одного отдельно взятого человека. Представляется, что они коренятся в особенностях суннитского ортодоксального взгляда, апеллирующего исключительно к авторитетам давно минувших дней, чья практика, по определению, не применима к нашему времени. Ну а если простого ответа у авторитетов нет, тогда этот простой ответ формулируется самими мусульманами. Например, характерен ответ пресловутой организации "Хизб ут-Тахрир" на репрессии властей Узбекистана в отношении последователей партии: "Каримов – еврей!". Все просто и понятно.

С этой упрощенческой точки зрения, умноженной на стремление носителей ислама продемонстрировать эксклюзивность своей религии, формируются и взгляды на другие религии. Взгляды, порождающие, в конечном итоге, фобии.

Так, всем известно, что христианство и иудаизм, согласно Корану, являются Божественными религиями, а их последователи верят в Того же Бога, что и мусульмане. Но вдруг в проповедях и фетвах оказывается, что нынешние христиане это вовсе не христиане эпохи Пророка, а люди, далеко ушедшие от своей религии. А на обыденном уровне это выражается в стойком стереотипе, что христиане сегодня – это язычники, многобожники. Со всеми вытекающими отсюда, часто драматическими, последствиями.

Другой пример. Закономерное неприятие мусульманами проявлений политики современного Израиля на обывательском уровне превращается в стойкую стереотипную фобию. Слова "сионист" и "еврей" превращаются в негативный ярлык, ругательство (см. выше – про Каримова). Безо всяких на то оснований. Будто бы не значатся иудеи среди "людей Писания", будто бы не было высочайшей культуры отношений с иудеями и христианами в "золотой век" ислама – эпоху халифата. Нет, все зачастую слишком просто сегодня у обычных мусульман. Чужой, по-иному мыслишь – значит, либо язычник, либо еврей. Шиизм, между прочим, тоже еврей изобрел, скажет вам простой правоверный суннит. А потом, шииты - персы, талыши, азербайджанцы и другие - удивляются отношению к себе братьев-суннитов. Вроде семитской крови никакой, а за евреев считают. Это, подчеркнем, не журналистское ерничанье, а живой и устойчивый стереотип. И в то же время семиты – палестинцы, приведя к власти на Святой Земле ортодоксов- суннитов, пока не получили ничего, кроме межмусульманского кровопролития…

А потом мы спрашиваем: из-за чего появляется исламофобия в лице иерея Даниила Сысоева, твердо уверенного, что христиане и мусульмане верят в разных богов, или израильских мам, пугающих детей укутанными в хиджаб шахидками с непременной взрывчаткой?

Из-за наших стереотипов, братья-мусульмане.

Исмаил-Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования