Такое явление как исламофобия существует, обсуждается, осуждается прогрессивно мыслящей общественностью и ... продолжает жить. И неприязнь к мусульманам настолько живуча, что в определенный момент порождает вполне определенное стремление проанализировать мусульман не только как объект этой самой фобии, но и как ее субъект. Последний информационный пример – поздравительная телеграмма президента России по случаю шестидесятилетия исламоведа и арабиста Александра Игнатенко. Отклики на этот факт на форуме Портала – самые негативные. Равно как и на получение исламоведом премии Федерации еврейских организаций России (ФЕОР), прилагаемой к званию "Человек года". Некоторые мусульмане быстро приравняли эту заслуженную награду к тридцати сребреникам. Он-де и на Саудовскую Аравию работает, и, вообще, сионист. Г-н Игнатенко – не мусульманин. И как исследователь ислама вполне имеет право на некие концепции, выводы. Можно их обсудить, но за чем же так активно и, главное, малоаргументированно ругать? Агрессивная и ни чем не обоснованная неприязнь – вот как можно определить очень часто проявляющуюся реакцию мусульман на некоторые проблемы в окружающем их мире. Причем, реакция эта исходит порой далеко не от малопросвещенных людей, а от тех, кого можно назвать интеллектуальной элитой ислама. Последний пример – круглый стол нашего Портала, посвященный исламофобии, на котором было зачитаны соображения молодого социолога-мусульманина, работающего, кстати, в мусульманском учебном заведении – сирийском исламском университете "Аби Нур", готовящем кадры и для России. Автор, не затрагивая основ ортодоксии, высказал некоторые соображения, касающиеся адаптации ислама к современности. Что тут началось с мусульманской стороны: "Разбой, пожар, затронуты основы ислама!" При том, что подобные соображения высказывают сегодня многие молодые мусульманские интеллектуалы в разных уголках мира, в том числе и арабского. А их жесткими оппонентами выступают тоже интеллектуалы, но более пожилого возраста. Столь активные проявления неприятия заставляют задуматься об их более глубинной природе, нежели мнение и особенности характера одного отдельно взятого человека. Представляется, что они коренятся в особенностях суннитского ортодоксального взгляда, апеллирующего исключительно к авторитетам давно минувших дней, чья практика, по определению, не применима к нашему времени. Ну а если простого ответа у авторитетов нет, тогда этот простой ответ формулируется самими мусульманами. Например, характерен ответ пресловутой организации "Хизб ут-Тахрир" на репрессии властей Узбекистана в отношении последователей партии: "Каримов – еврей!". Все просто и понятно. С этой упрощенческой точки зрения, умноженной на стремление носителей ислама продемонстрировать эксклюзивность своей религии, формируются и взгляды на другие религии. Взгляды, порождающие, в конечном итоге, фобии. Так, всем известно, что христианство и иудаизм, согласно Корану, являются Божественными религиями, а их последователи верят в Того же Бога, что и мусульмане. Но вдруг в проповедях и фетвах оказывается, что нынешние христиане это вовсе не христиане эпохи Пророка, а люди, далеко ушедшие от своей религии. А на обыденном уровне это выражается в стойком стереотипе, что христиане сегодня – это язычники, многобожники. Со всеми вытекающими отсюда, часто драматическими, последствиями. Другой пример. Закономерное неприятие мусульманами проявлений политики современного Израиля на обывательском уровне превращается в стойкую стереотипную фобию. Слова "сионист" и "еврей" превращаются в негативный ярлык, ругательство (см. выше – про Каримова). Безо всяких на то оснований. Будто бы не значатся иудеи среди "людей Писания", будто бы не было высочайшей культуры отношений с иудеями и христианами в "золотой век" ислама – эпоху халифата. Нет, все зачастую слишком просто сегодня у обычных мусульман. Чужой, по-иному мыслишь – значит, либо язычник, либо еврей. Шиизм, между прочим, тоже еврей изобрел, скажет вам простой правоверный суннит. А потом, шииты - персы, талыши, азербайджанцы и другие - удивляются отношению к себе братьев-суннитов. Вроде семитской крови никакой, а за евреев считают. Это, подчеркнем, не журналистское ерничанье, а живой и устойчивый стереотип. И в то же время семиты – палестинцы, приведя к власти на Святой Земле ортодоксов- суннитов, пока не получили ничего, кроме межмусульманского кровопролития… А потом мы спрашиваем: из-за чего появляется исламофобия в лице иерея Даниила Сысоева, твердо уверенного, что христиане и мусульмане верят в разных богов, или израильских мам, пугающих детей укутанными в хиджаб шахидками с непременной взрывчаткой? Из-за наших стереотипов, братья-мусульмане. Исмаил-Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |