Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Освежили дежавю. Прошедшие Рождественские чтения внесли несколько новых акцентов в старые и уже набившие оскомину идеи


У кого-то в церковной среде само название Международных Рождественских образовательных чтений уже вызывает скуку, да и светская пресса уделяет этому крупнейшему церковно-общественному форуму России все меньше внимания. А зря. Несмотря на то, что чтения действительно давно вошли в накатанную колею и стали эдаким православным дежавю, по отработанному сценарию повторяющимся из года в год, для тонкого ценителя церковно-общественной жизни и знатока российского "политического православия" каждый раз этот "малый Поместный собор" РПЦ МП открывает что-то новое, можно даже сказать - преподносит сюрпризы. Чрезмерная же "традиционность" мероприятия вполне естественна - такова уж природа православной Церкви.

Чтобы лучше прочувствовать новые акценты, прозвучавшие на XV чтениях, напомним вкратце основные традиционные темы этого форума последних лет. Раз чтения "образовательные", то, естественно, в центре внимания их участников находится расширение и углубление православного присутствия в российской образовательной системе. Когда-то чтения активно пробивали госстандарт по "теологии" в светских вузах, теперь, когда с этим "все в порядке", усилия сосредоточились на "Основах православной культуры" (ОПК) в школах. Пробивание этих предметов не сводится к требованию включить их в том или ином качестве в сетку расписаний. Главным образом говорится о необходимости достойного бюджетного финансирования этих предметов и, соответственно, церковных структур, их "окормляющих". Вторая традиционная тема - православное же присутствие в СМИ и силовых структурах. Здесь нет таких четких стандартов как "теология" или ОПК, поэтому все кажется более размытым и дискуссионным. Внутрицерковная проблематика, которая, по-видимому, и дала основание считать чтения "малым Поместным собором" - трибуной для свободного выражения мнений и пожеланий относительно развития собственно церковной жизни, - становится в последние годы на чтениях все более второстепенной, вытесняясь с пленарных заседаний в немногочисленные "церковно-общественные" секции. Усиление этой тенденции, вероятно, связано с переходом руководства чтений к управляющему делами Московской патриархии митрополиту Клименту (Капалину), который считается жестким администратором, не склонным к "демократическим" формам выстраивания церковной жизни.

Вот, собственно, в этом и состоит один из новых акцентов чтений - их атмосферу стала целиком определять личность митрополита Климента, сменившего мягкого либерала-интеллигента архимандрита Иоанна (Экономцева). Управляющий делами Московской патриархии, член Общественной палаты РФ неумолимо набирает церковно-административное влияние в противовес почти монополизировавшему высшую церковную власть несколько лет назад митрополиту Кириллу (Гундяеву). Характерно, что митрополит Климент создает себе "социальную базу" среди "церковных низов" - в особенности, среди активистов православного просвещения, в то время как митрополит Кирилл демонстрирует с помощью Всемирного русского народного собора (это его "ответ" Рождественским чтениям) свою опору на политический истеблишмент. Русский собор куда менее открыт для простого церковного народа и куда более элитарен по тематике, чем Рождественские чтения. Все это лишь укрепляет в мысли, что именно митрополит Климент становится наиболее вероятным преемником Патриарха Алексия II, и Рождественские чтения для него - хорошая возможность заявить о себе и стать ближе церковным массам.

Однако как публичная фигура, с точки зрения пресловутой "харизмы", митрополит Климент существенно проигрывает митрополиту Кириллу. Это хорошо было заметно по реакции участников Рождественских чтений на выступления обоих иерархов. Митрополит Климент говорил тяжело, скучновато и как-то неестественно архаично (произнося современные русские прилагательные в родительном падеже с "-аГо" на конце). Бросается в глаза и его механистическая манера ведения заседаний, когда он протокольно благодарит каждого выступавшего одними и теми же словами: "Спасибо Вам, уважаемый НН, за ваше содержательное выступление, в котором Вы раскрыли тему ММ". Видно, что с митрополитом Климентом не работали имиджмейкеры. Речь же митрополита Кирилла на чтениях была хорошо выстроена ораторски, эмоциональна и не чужда некоторого актерства. Содержание ее, может, было и не очень глубоким, и где-то спекулятивным ("Православное образование в эпоху постмодерна"), зато яркая форма производила феерическое впечатление - ему аплодировали почти после каждой фразы.

Любопытную инициативу приберег для Рождественских чтений Патриарх Алексий II. С трибуны бывшего Кремлевского дворца съездов он призвал учредить в России должность уполномоченного по правам ребенка, причем со ссылкой на соответствующий опыт Европейского Союза. Может, трибуна для подобной инициативы оказалась не совсем удачной, но пока ничего не слышно о реакции на нее со стороны российской власти. Не исключено, что ссылка на Евросоюз подвела. Глава РПЦ МП, выступавший, разумеется, первым, задал еще один обертон нынешних чтений - а именно, высказал небесспорную критику социально-нравственной роли современной семьи. Критика эта звучала довольно осторожно и деликатно, и, быть может, не все ее даже заметили. Но те, кто прислушивался, были несколько удивлены: с одной стороны, с церковных амвонов постоянно говорится о необходимости укрепления распадающегося института семьи и о поддержке демографической политики президента Путина. А с другой, эта же самая семья объявляется практически неспособной воспитать нравственно ответственную личность, приобщить ребенка к ценностям традиционной культуры, почему и предлагается переложить эту функцию с папы и мамы на учительницу ОПК в школе. Похожая мысль прозвучала и в докладе митрополита Климента, и еще пару раз, но потом как-то испарилась - рискованная она, все-таки.

Новый важный акцент прозвучал и в самой теме ОПК. Сначала, на первом пленарном заседании, митрополит Климент предложил внедрять в школах "Основы духовной культуры и этики". На заключительном заседании чтений выяснилось, что его не совсем правильно поняли. Конечно же, весьма раскрученный "бренд" ОПК никуда не исчезает и не отменяется. Речь идет о разработке целого отдельного направления в федеральной программе образования, которое и получит озвученное митрополитом Климентом название. В его рамках будет множество форм воспитательной работы, разные предметы, в том числе и бессмертные ОПК. Некоторое "переформатирование" вызвано тем, что из министерства образования РФ донеслись слухи о готовящейся ликвидации "регионального компонента" образовательных программ России. А ведь именно под прикрытием "регионального компонента" и преподается сейчас предмет ОПК. Между тем, отношения РПЦ МП с "ключевым" для Рождественских чтений государственным ведомством - министерством образования РФ - продолжают оставаться напряженными: в этом году, правда, министра Фурсенко не освистали, но даже Патриарх тактично выразил ему свое "фи".

Конкретные предложения чтений сформулированы в пространном итоговом документе, который еще дорабатывается и не опубликован. Несмотря на то, что рекомендации чтений расписаны в нем подробно по каждому ведомству (отдельно - президенту, отдельно - правительству, отдельно - Федеральному собранию и т.д.), опыт прежних лет показывает, что эффективность от таких посланий крайне невысока. Следуя обозначенному выше принципу этого комментария - выискивать новые акценты, перечислим лишь несколько относительно оригинальных предложений итогового документа: президенту - особо премировать родителей, имеющих более 5 детей (сумма премии не указана); правительству - привести условия выдачи ипотечных кредитов в зависимость от числа детей и прекратить государственное финансирование абортов; Федеральному собранию - принять законы о многодетных семьях, о благотворительности и против "растлевающей рекламы"; министерству образования - преподавать ОПК на бюджетной основе и вернуть бюджетное финансирование негосударственных образовательных учреждений; министерству культуры и массовых коммуникаций - ввести лицензирование информационной деятельности на предмет ее соответствия "нормам нравственности" и требовать от вновь регистрируемых СМИ представлять "Этический кодекс издания".

Что ж, посмотрим, каковы будут плоды этих инициатив...

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования