Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Соборный клапан и идейный вакуум. "Малый собор" РПЦ МП проявил гибкость в вопросе о введении ОПК, но в целом призывал быть "поагрессивнее"


Верующий молодеет, хочет идти в армию, рвется на фильм "Остров", требует религии вместо идеологии, но ему мешает телевизионная смехопанорама, семья, воспитывающая эгоизм, и министерство образования. Последнее желает не мытьем так катаньем искоренить "Основы православной культуры" (ОПК) и лишить иванов своего родства, которого они и так не помнят. Именно такое впечатление возникает из описания современной религиозной ситуации в России у слушателя докладов нынешних Рождественских чтений, "малого Собора" РПЦ МП, как его назвал архимандрит Иоанн (Экономцев), проводимого со все большей помпой, но, правда, уже и с некоторой рутиной.

Порой возникает впечатление, что этот форум действительно компенсирует отсутствие соборного управления Церковью, которое стало нормой в недавние времена. Но эта квази-соборность остается пока только "квази", так как пар выпускают одни, а решения все же принимают другие. Точнее говоря, те, кто принимает решения, тоже выпускают что-то. Например, митрополит Климент высказывает свежую идею добиться внедрения "Основ духовно-нравственной культуры" в качестве целого направления образования на федеральном уровне, вместо прежде робких попыток внедрить "Основ православной культуры" в рамках лишь регионального компонента образования. Митрополит Кирилл блистает остроумием и выпускает шутки. Многие участники форума отмечали, что за годы, прошедшие с первых чтений, митрополита Кирилла стали принимать куда лучше. Да он и сам "подстроился" и скорректировал свой имидж в сторону большей консервативности и остроумности. И в его нынешней речи не было заметно острых углов и жестких конструкций, которые наблюдатели уловили у Патриарха, особенно же у государственных мужей, как проклерикальных, так и антиклерикальных.

Патриарх вновь особо выделил деструктивную роль СМИ и современной "бездуховной" семьи, но ведь масс-медиа и, тем более, семья есть показатель и отражение общего уровня общества. То, что за СМИ в России сейчас ведется неусыпное идейное наблюдение, а церковные иерархи сами благословляют все, что способно приносить дивиденды, от спортсменов до шоуменов, известно уже практически любому. А то, что в СМИ много "негатива" – и вовсе не соответствует действительности. Скорее уж, в СМИ слишком много лакировки, "юморины" и "попсы". Что же касается семьи, то она и правда едва жива, но предлагать заменить семью учительницей ОПК в школе или - шире - воцерковлением системы образования, можно лишь не зная, что на самом деле в этой системе происходит. Спичрайтеры святейшего проявили недостаточное усердие и выдали дежурный текст без учета реальных проблем, стоящих перед Церковью и до сих пор не решенных.

В том же духе ("планы Церкви – планы народа") рапортовал съезду и министр культуры А.С. Соколов. Видимо, на чтениях он старался сгладить некрасивое впечатление, которое производит на воцерковленную публику глава другого федерального ведомства - минобразования, - упорно не желающий вводить ОПК. Честно сказать, секция, посвященная формам и содержанию ОПК, прошедшая в библиотеке "Русское Зарубежье", наводит на тяжелые мысли о том, что даже и православному человеку, не до конца зомбированному официальной пропагандой, трудно согласиться с агрессивной и ксенофобской интерпретацией православной культуры, доминирующей среди адептов ОПК. Именно поэтому выступление на молодежной секции священников, требующих всероссийских акций поддержки ОПК, а также торг Патриарха с минобразования по поводу "регионального компонента" выглядят несколько странно.

Выступление министра образования Фурсенко было выдержано в подчеркнуто неконфессиональных тонах. Ясно, что наметившаяся экспансия клерикализма, так или иначе, смущает правительственных мужей, и они хотели бы лучше контролировать ситуацию. В качестве некоего "антиклерикального" намека со стороны Кремля воспринимается и неявка на первое пленарное заседание чтений президента Путина, широко проанонсированная накануне организаторами форума. Но напор лоббистов ОПК все труднее сдерживать, так что министр образования выглядел на форуме белой вороной. Тем более что известный игумен-рокер Сергий (Рыбко) призвал православных миссионеров быть "поагрессивнее", а главный синодальный библиотекарь протоиерей Борис Даниленко восхитился опытом Беларуси. Так что, западный опыт в сфере религиозного образования участники чтений охотно поменяют на рецепты от "батьки Лукашенки".

Секционные заседания чтений проходили своим чередом - в этом году их было 150. И если на византийской секции сотрудники Издательского совета РПЦ МП ругали то, что издано не их фирмой, то на секции старообрядной вокруг диакона Иоанна Миролюбова собрались единоверцы. Интересно, что диакон, сам бывший старовер-беспоповец, как сообщают, в своем докладе предложил новое истолкование понятия "старообрядный приход". Теперь к таким приходам предложено причислять даже те, где просто в ходу знаменные мелодии, хотя бы и богослужение проходило по современным новообрядным текстам. Это явная инновация диакона Миролюбова в преддверии его рукоположения во священники и открытия под его началом Патриаршего старообрядного центра. Тем самым единоверие по версии ОВЦС МП окажется в корне отличным от традиционного единоверия, что отмечали в кулуарах клирики единоверческих приходов "старого образца". Будет ли такая маскимально широкая инициатива миссии "старообрядности" успешной? Прогнозы трудны, но опросы, проведенные о. Миролюбовым, свидетельствуют, что большинство архиереев РПЦ МП даже не знают, что это за "старообрядность" такая.

Одним словом, Рождественские чтения в версии 2007 года все более напоминают одновременно клапан для выпуска пара мирян, лишенных реального участия в соборной жизни, и показательные выступления "воцерковленных" чиновников. Путин на чтения не приехал, а вчера, отвечая на вопросы журналистов в Кремле, высказался на тему православия в довольно двусмысленном роде. Буквально он сказал, что ядерные технологии и православие – одинаково важные проекты России. Дальнейшее он опустил, однако параллель была проведена весьма красноречивая. По всей вероятности, агрессивное и требующее все новых и новых ресурсов "православное сообщество" рассматривается Кремлем с большой осторожностью, и будущее сотрудничество возможно с наиболее интеллектуальными и гибкими кадрами РПЦ МП.

Очевидно и то, что столь значительное место, которое занимают в церковной конструкции, предлагаемой чтениями, миссионерских и прозелитических проектов (ОПК, старообрядный центр, работа с рокерами), свидетельствует о некотором кризисе церковной идеологии. Отказываясь от полномасштабной внутренней кампании по оздоровлению, люстрации и очищению, нынешние церковные руководители стремятся покрыть внутреннюю недостачу за счет притока свежего компонента, сформированного на основе ОПК и православного рока.

Ярослав Хапугин,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования