Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

С Новым годом и праздником Курбан-байрам! Немного об итогах прошедшего года для ислама


Складывается своеобразная традиция, по которой "Комментарии дня" "Портала-Credo.Ru" в последнюю неделю года становятся своеобразными "Комментариями года", размышлениями о его итогах. Порассуждать о том, что имело место в сфере исламской проблематики за минувшие почти 365 дней, представляется нужным и полезным, к тому же на сей раз наступление Нового года по григорианскому календарю изящно совпало смусульманским праздником жертвоприношения Курбан-байрам, знаменующим также и окончание хаджа. Итак, чем же запомнится 1427 год по хиджре?

Напрашивается несколько парадоксальный вывод – не произошло вроде бы ничего, и вроде бы очень много. В России все спокойно, все по-прежнему. Существуют три плохо переносящие друг друга мусульманские структуры, а идея если не единого муфтия, то хотя бы общего Совета богословов-улемов, выдвинутая в Нижнем Новгороде в конце 2005 года, по-прежнему остается лишь красивой идеей и добрым пожеланием.

Из событий мусульманской жизни можно выделить некоторое оживление муфтия Талгата Таджутдина, у которого вроде появились и некоторые новые перспективы, поскольку на него, по слухам, намерен сделать ставку лидер Татарстана Минтимер Шаймиев. Однако перспективы такой возможной "рокировочки" пока очень и очень туманны. Еще можно отметить сошедшую к концу 2006 года на нет широкую шумиху в узких кругах вокруг книги Романа Силантьева "Новейшая история исламского сообщества России". Хотя эта шумиха и выполнила главную задачу – автор добился переиздания своего труда. Да, "академический" сборник сплетен об исламских активистов - любопытное чтиво и признан бестселлером, но заметим, что подлинным властителем дум россиян ОВЦСовскому чиновнику стать пока не удалось: дамочки в метро сидят, уткнувшись в Маринину, Устинову и Оксану Робски. Силантьева массы не читают!

Некоторые новые, скажем так, акценты проявились во внешних связях российской исламской уммы. По-прежнему независимая позиция гайнутдиновского Совета муфтиев России по вопросам о преподавании религии в школах и военном духовенстве явно раздражает Московский патриархат. Потенциальной неприязни в отношении мусульман добавил и Всемирный русский народный собор с его этноправославной "концепцией прав человека" и вновь громко зазвучавшими, хоть и не в прямой форме, сентенциями о том, что Россия – православная страна, и большинство русских, вне зависимости от их реальной религиозной практики, православные.

Фразой года стала сентенция зампреда ОВЦС МП о. Всеволода Чаплина по отношению к мусульманам: "Пусть поищут себе другую страну".

Еще один частный, но побуждающий к обобщению факт – полпред президента в Приволжском округе, выпускник Свято-Тихоновского института Александр Коновалов неделями живет в Раифском монастыре в Татарстане, истово способствует возрождению православия по версии РПЦ МП в Поволжье и столь же истово "гнобит" мусульман, на что правоверные даже пожаловались в Кремль. Итогом всего этого можно признать, что уникальный культурно-исторический, евразийский симбиоз православия и ислама в России, с идеей которого активно носились еще несколько лет назад, в году уходящем стал все более напоминать соседство в коммунальной квартире, жители которой, стиснув зубы, едва терпят друг друга. При таком раскладе в будущих выборных 2007-08 годах между обитателями православно-исламской коммуналки может вспыхнуть закономерная и серьезная ссора из-за мест общего пользования – Госдумы и Кремля, в том случае, если основные политические силы России изрядно приправят свою предвыборную демагогию национально-православной лексикой. Что не исключено.

Минувший год также показал, что серьезная и самостоятельная политическая сила, позиционирующая себя как исламская, так и не появилась в России, и, учитывая предыдущий неудачный опыт исламской политики, вряд ли появятся. Скорее всего, отдельные деятели, претендующие на звание "народный заступник мусульман", пойдут на выборы по спискам ведущих думских групп.

Всемирные итоги года в мусульманском дискурсе, на наш взгляд, можно обозначить одним грустным тезисом: 2006 год – год конца диалога цивилизации, или, если хотите, год краха идеи диалога цивилизаций. Хотя этот диалог и предполагался как явление всемирное, его стержнем являются взаимоотношения исламской цивилизации и всего остального мира. И что же мы имеем в году минувшем? "Карикатурный скандал" с его последствиями, лекцию Бенедикта XVIв Регенсбурге, эскапады лидера Ирана – страны, претендующей на роль харизматического лидера исламского мира, против Израиля (что нельзя принять, но можно понять) и отрицание Холокоста (что нормальному человеку нельзя ни понять, ни принять), полный провал ХАМАСовцев у власти в Палестине, который, однако, отнюдь не умерил уровня их опасного экстремизма.

Со стороны Запада, прежде всего в лице персонифицирующего его главную духовную традицию Папы Римского, очевидно, что диалог с исламом для него – не более чем ритуальный жест. Ведь все очевиднее становится неприязнь западного общества к исламу и в религиозном, и в культурном аспектах. Исламофобия сегодня затрагивает даже умы тех, кто два-три года назад не болел этой современной "болезнью". Исламский мир платит, впрочем, Западу, а также еврейству, той же монетой.

При этом в отношении ислама опасения всего остального мира связаны исключительно с политическим аспектом международного ислама. Но проблема в том, в сознании самих мусульман вероисповедание и политика составляют некое единство. Хотя этот вопрос при непредвзятом историко-теологическом анализе представляется не столь уж однозначным.

Диалог цивилизаций почил еще и потому, что не было разработано его перспективной концепции. В годы пионеров этого диалога – Папы Иоанна Павла IIи президента Ирана Хатами – было определено, что диалог цивилизаций – это умение представить себя и выслушать другую сторону. Ну, представили, выслушали, что дальше? Ахмадинежад?

Впрочем, в этой нерадостной картине есть и позитивные элементы. Все-таки на выборах в иранский Совет экспертов и в местные органы власти, недавно состоявшиеся в Иране, сторонники Ахмадинежада потерпели сокрушительное поражение от умеренного консервативно-реформистского альянса. Есть весьма умеренная мусульманская Малайзия, и даже в Саудовской Аравии заговорили о внутриисламском диалоге и реформах. Все же потенциал к реформам и мирному диалогу в исламе есть. Вопрос о том, как и когда эта тенденция станет определять лицо мусульманской цивилизации? Может быть, инша Аллах, в будущем году?

И потому давайте встретим Новый григорианский год с оптимизмом. Ведь в нем тоже удивительным образом и по-своему соприкасается, что символично, Курбан-байрам и наша гражданская традиция. А вот в будущем году главный мусульманский праздник приходится на 20 декабря – день ВЧК...

Иван Нелюбов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования