Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Убей меня нежно


Разговоры о пересмотре базовой нормы российской Конституции, предусматривающей отделение Церкви от государства, возникают то там, то тут не то чтобы очень часто, но и не настолько редко, чтобы забыть о них. Говорит, как правило, не государство, не его чиновники, а те, кто от него отделены. Отделены от финансовых потоков федерального центра, отделены от "вертушек", "мигалок" "иммунитета" и прочих атрибутов "спецконтингента". Иными словами, провинциальный епископат РПЦ МП. Остальные конфессии, ввиду отсутствия исторических прецедентов на территории современной России, на роль "титульной религии" претендовать не решаются, а некоторые из них даже охотно "делегируют" свои права на представление "интересов традиционных конфессий" той же РПЦ МП.

Вот и на этот раз посыл саратовского владыки довольно безыскусен – нужны деньги на семинарию, на строительство собора – второго ХХС. Ради этого он готов оказать государству любую поддержку. Заявление легло "в строку" - всю прошлую неделю в госорганах и прессе спорили о правах коренных народов, не желающих пользоваться кириллицей, о шовинизме и т.п.

Иерархи уровнем повыше в объятья государства не стремятся. Оно и понятно - жить без оберпрокуроров им спокойнее, да и представления о финансовых потоках у них куда полнее. Результат слияния может оказаться не в пользу Церкви. В Румынии Церковь от государства не отделена – и для неё это означает донорство в пользу казны. Патриарх там – один из министров, а не "номер пять" в протокольном списке президентской "табели о рангах". Да и по поводу церковной политики мнение Румынской патриархии всегда совпадает с мнением государства (а не наоборот).

Освятить все стороны современной российской жизни, в частности - беспросветной коррупции чиновников, церковной "санкцией" равносильно самоубийству православной Церкви в отдельно взятой стране. Презрение и ненависть к духовенству, которые уж нет-нет, да проскальзывают в "обывательских разговорчиках", разрастутся до невиданных ранее масштабов. Приходят на память выводы неофрейдиста Эрика Фромма из книги "Бегство от свободы". Описывая внутренний мир Лютера, Кальвина и их последователей, Фромм отмечал ничем неизмеримую ненависть, возникавшую у простых людей и "среднего класса" к верхушке католического духовенства, сроставшейся с алчной до власти крупной буржуазией. Отторжение было столь велико, что привело к созданию нового исповедания, где богословские соображения были, по Фромму, вторичны, а психологический климат первичен.

Область свободы совести всегда является весьма чутким показателем того, насколько далеко может заходить бегство от свободы как индивида, так и всего общества.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования