Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Не все еще окончились бои... В Новый год РПЦ МП вступает с двумя неразрешенными внешнеполитическими проблемами


Официальные итоги церковного года в России, по традиции, подводятся на заседании Священного Синода РПЦ МП, которое проходит в Чистом переулке в последних числах декабря. Именно на таких итоговых заседаниях в прошлые годы принимались судьбоносные решения. Например, отставка митрополита Сергия (Фомина) с поста управляющего делами Московской патриархии дала старт "кадровой революции" в церковном руководстве, поначалу воспринимавшейся как стратегическая победа митрополита Кирилла (Гундяева), но постепенно приведшей к созданию совершенно новой модели "сдержек и противовесов", в которой яркого, энергичного, но очень "не бесспорного" Кирилла "уравновешивает" традиционный, не склонный к излишней публичности, но и ничем особенно не оскандалившийся митрополит Климент (Капалин). От нынешнего заседания Синода особенных кадровых потрясений никто не ждал - их и не произошло.

Интригу задавали два главных сюжета, которые, благодаря компромиссным решениям Синода, плавно перетекают в будущий год, - вызов, брошенный Сурожской епархией (Великобритания), управляющий которой епископ Василий (Осборн) "самочинно" покинул РПЦ МП и перешел в Константинопольский патриархат, а также стремление руководства РПЦЗ(Л) отвоевать себе максимальную автономию при присоединении к Московской патриархии.

По большому счету, между этими двумя сюжетами есть глубинная связь, и урок, преподанный Сурожской епархией, несомненно, остудил некоторые горячие головы в РПЦЗ(Л). И в том, и в другом случае речь идет об освоении, оприходовании Московской патриархией "символического капитала" русского зарубежья, церковной диаспоры, которая, оставаясь неподконтрольной КГБ и Совету по делам религий, стала носительницей церковного авторитета русского православия, утраченного официальными "подсоветскими" иерархами. И в том, и в другом случае речь идет о том, насколько Московская патриархия способна поставить под контроль и сделать безопасным для себя русское церковное зарубежье, лишив его налета "альтернативности" и потенциала соборного вольнодумства, который постепенно заражает рядовое духовенство и мирян в России, грозя ограничить административное всевластие епископата.

Эпопея с уходом из РПЦ МП епископа Василия (Осборна) стала, несомненно, важнейшим церковно-политическим процессом года в рамках русской православной традиции. Она началась в феврале, а к маю вызрела в окончательное признание епископом со своими сторонниками невозможности дальнейшего пребывания в московской юрисдикции. Константинополь, осторожный доселе в отношениях с Московской патриархией, вновь набирающей силу в православном мире (прямо пропорционально тому, как Российская Федерация, опираясь на высокие цены на энергоносители, набирает силу в международных отношениях), пошел на рискованный шаг: он принял "беглого" епископа Василия и назначил его викарием Экзархата русских приходов. Так Константинополь дал понять, что готов приютить под своим омофором русских православных, "альтернативных" Московской патриархии, и идет на усиление своего русского Экзархата. На фоне капитуляции РПЦЗ(Л) это воспринималось, как перемещение центра независимого от Москвы русского православия из Нью-Йорка и Джорданвилля в Париж. Менее политизированная и более ассимилированная часть русской эмиграции неожиданно оказалась более трезвой и критичной по отношению к Москве, тогда как бывший оплот белогвардейщины и непримиримости пал.

Дабы формально исполнить церковно-судебную процедуру, которая на самом деле в РПЦ МП еще не отработана и не приведена в соответствие не только каноническим требованиям, но и решениям собственного Архиерейского Собора 2000 г., Синод трижды вызвал епископа Василия на свои заседания. После первой неявки, в июле, он был "запрещен в служении", несмотря на то, что уже был к тому моменту (и, естественно, остался и после него) действующим иерархом другой поместной Церкви. Теперь Синод констатировал третью неявку и передал дело суду Архиерейского Собора, заметив, со ссылкой на 15-е правило Двукратного Собора, что епископ Василий достоин лишения сана. Интересно, что именно это правило чаще всего приводят в объяснение своего поступка отделяющиеся от РПЦ МП "зилоты", поскольку оно прямо предписывает разрывать с епископами, открыто проповедующими ранее осужденную Церковью ересь (под таковой, в нашем случае, чаще всего подразумевают экуменизм). Однако, пригрозив такими страшными карами, Синод, по контрасту, засвидетельствовал о своей приверженности "духу мира и братолюбия". Нет, конечно, епископа Василия (или, как его окрестили в церковной среде, "Оззи Осборна") лишили бы сана без проблем, но идти из-за этого на разрыв с Константинополем считают неоправданно высокой платой. Посему - "отложить дальнейшее суждение по делу епископа Василия до завершения переговоров с представителями Константинопольского Патриархата". Начинается новый сложный этап переговоров Московского и Константинопольского патриархатов, посвященных, по сути, определению новых границ сфер влияния двух центров "мирового православия", необходимость в перекраивании которых естественным образом возникла после крушения советской империи. В 90-е годы такие переговоры были посвящены судьбе Украины и Эстонии, один раз они даже приводили к официальному разрыву общения двух патриархатов, и конца-края этому спору пока не предвидится.

Свет в конце другого тоннеля, именуемого "объединительным процессом" РПЦЗ(Л) и РПЦ МП уже, кажется, забрезжил. Хотя тоннель оказался намного длиннее, чем казалось осенью 2003 года, когда архимандрит Тихон (Шевкунов) привел Владимира Путина в здание Архиерейского Синода в Нью-Йорке - "мирить Церкви". Любопытно, что этот процесс каждый раз тормозил сам Митрополит Лавр, как будто понимающий в глубине души мотивы поведения своих клириков и приходов, ни в какую не желающих поминать Патриарха Алексия II даже после подписания "Акта о каноническом общении" с ним. После очередного "звоночка" из Нью-Йорка, последовавшего 10 декабря, о том, что Синод РПЦЗ(Л) готов допустить некий "переходный период", когда все желающие приходы смогут не поминать Патриарха, Синод РПЦ МП вызвал на ковер делегацию РПЦЗ(Л) (сиречь, наиболее сговорчивого архиепископа Марка), которая должна-таки "достичь согласования" по вопросам, которые "должны быть урегулированы"... Ясно, что речь во всех этих бюрократических формулах идет об одном-единственном вопросе - поминовения Патриарха. Интересно и то, что торжественное подписание "Акта" планируется устроить в храме Христа Спасителя, ставшем символом "новой симфонии властей" в новой, постсоветской России, а не в Успенском соборе Московского Кремля, как хотели в РПЦЗ(Л) - чтобы восстановить преемственность церковной истории с ее дореволюционным или даже допетровским периодом.

Два особых синодальных решения касаются клириков РПЦЗ(Л) в России - как известно, проблема их реинтеграции в РПЦ МП (а абсолютное большинство этих клириков ушло в РПЦЗ как в "раскол" именно из РПЦ МП) была одной из наиболее туманных во время "объединительного процесса". В качестве "назидательного примера" избрали священника Валерия Карелина из Курганской области, который в свое время, 13 лет назад, был даже лишен сана епископом Михаилом, до сих пор управляющим епархией и пользующимся более чем скандальной репутацией. Как-то сразу обесценились, после этого решения Синода, все прежние заявления священноначалия РПЦ МП, что если кто лишен сана, то он никогда уже не сможет "получить его назад", а "грех раскола" не смывается кровью - не то что слезами или какими-то заявлениями-прошениями. Одновременно, дано понять, на каких условиях в РПЦ МП будут реинтегрировать "в сущем сане" лишенных оного клириков РПЦЗ(Л): "В 2006 году Владимир Карелин обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию с письмом, в котором выражает свое раскаяние и просит о восстановлении в священном сане. С ходатайством о восстановлении Владимира Карелина в священном сане обратились также епископ Курганский и Шадринский Михаил, готовый принять его в свою епархию, и епископ Евтихий (Курочкин). Последний отметил, что Владимир Карелин был главным его единомышленником в вопросе восстановления единства между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, болезненно переживая разделение. Осенью 2005 года Владимир Карелин совместно с благочинным Шадринского района Кугранско-Шадринской епархии протоиереем Михаилом Тихоновым подписал письмо против деятельности "Русской истинно-православной церкви"". Здесь особенно важна последняя деталь - покаяние должно быть "деятельным". Практически ото всех российских клириков РПЦЗ, "возвращавшихся" в РПЦ МП, требовали чем-то "искупить" свою "вину". Например, известный московский священник Олег Стеняев, "вернувшийся" еще в далеком 1993 году, преподнес на блюде Патриарху Марфо-Мариинскую обитель, где он обосновался как клирик Синодального подворья РПЦЗ. Правда, о. Стеняеву пришлось пережить процедуру "перерукоположения", которая теперь, "благодаря улучшению отношений", совершаться уже не будет.

Благодаря "Порталу-Credo.Ru" стал достоянием гласности факт обращения епископа Евтихия (Курочкина), ныне лежащего с сердечным приступом в одной из нью-йоркских клиник, к Патриарху Алексию II с прошением о сепаратном приеме его в лоно РПЦ МП, не дожидаясь всяких церемоний с "Актом". В Синоде РПЦЗ(Л), конечно, одобрить такой благородный поступок своего епископа не смогли, хотя и покритиковать его за это публично уже нельзя. Не одобряют подобный "сепаратизм" и в Синоде РПЦ МП, который мягко дал понять епископу Евтихию, что его поведение, особенно накануне всеобщего соединения, малоадекватно. Таких (не уважающих элементарные нормы корпоративной этики) не уважают ни в одной структуре. В итоге Синод постановил: "По вопросу о дальнейшем служении епископа Евтихия иметь суждение после вступления в силу Акта о каноническом общении, которым будет восстановленоканоническое единство Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви".

В общем, мы вступаем в 2007 год с неразрешенными церковно-политическими интригами, державшими заинтересованную публику в напряжении весь год 2006-й. История не заканчивается, дорогие братия и сестры...

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования