Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Все дальше от Машиаха? Итоги религиозно-общественной жизни Израиля в 2006 году


Подобно жителям допетровской Руси, евреи ведут свое летоисчисление от Сотворения Мира. Поэтому подводить итоги у иудеев принято во время так называемых осенних праздников, Новолетия и Судного Дня. Однако, пишущему для российского издания, волей-неволей приходится подстраиваться под григорианский календарь и заниматься сведением баланса в конце декабря. Итак, каким же был уходящий 2006 год для иудеев?

Летом 2005 года национально-религиозный лагерь Израиля постиг тяжелейший удар - ликвидация еврейских поселений сектора Газа и Северной Самарии. 2006 год так же начался для религиозных сионистов с чувствительного поражения, на этот раз на выборах в Кнессет XVII созыва. Во-первых, объединенный блок национально-религиозных партий набрал всего девять мандатов, т. е. даже меньше, чем предвыборные опросы обещали партиям, вошедшим в блок, по отдельности. А во-вторых, больше половины мест в Кнессете получили партии, официально выступавшие за дальнейшую реализацию программы размежевания. Тем самым больше половины еврейских граждан Израиля публично высказалось за свертывание поселенческого проекта в Иудее и Самарии.

Для большинства религиозных сионистов поселенчество является не только политическим, но, прежде всего, религиозным проектом. Как показали последние выборы, подобные религиозные чаяния оказались абсолютно чужды израильскому обществу.

Как всегда, накануне выборов в религиозных кругах многие надеялись на то, что религиозные партии будут действовать в Кнессете единым блоком. И, как обычно, ничего из этих разговоров не вышло: Эхуд Ольмерт без особого труда вовлек в коалицию партию "Шас", представляющую интересы восточных общин, оставив прочие религиозные партии прозябать в оппозиции.

В последние десятилетия национально-религиозный лагерь рассматривал государство Израиль, прежде всего, как инструмент дальнейшей еврейской колонизации Земли Израиля (такая колонизпция, согласно учению рава Иуды-Цви Кука и других духовных лидеров религиозных сионистов, является условием грядущего мессианского Избавления). Поэтому неудивительно, что события последних лет вызвали у религиозных сионистов бурные дискуссии о том, не пора ли пересмотреть свое отношение к нынешнему еврейскому государству. В частности, некоторые раввины официально призвали свою паству не праздновать День Независимости, а также перестать читать молитвы за государство.

Сразу же после победы на выборах новый израильский премьер заявил о намерении в самом ближайшем будущем приступить к следующим этапам одностороннего размежевания. Однако человек предполагает, а Бог располагает. Летом 2006 года израильский патруль подвергся нападению боевиков исламской группировки "Хизбалла". Пограничная стычка быстро переросла в полномасштабный вооруженный конфликт, затянувшийся почти на месяц.

Отношение большинства религиозных израильтян к новой ливанской войне оказалось достаточно двойственным. С одной стороны, все понимали необходимость защитить страну от агрессора, обрушившего сотни ракет на северные израильские города. Однако при этом многие откровенно не желали воевать "за Ольмерта" и его "правительство размежевания". В конечном итоге "государственный подход" победил. Вопреки призывам оранжевых радикалов, лишь один резервист официально отказался явиться по повестке. В то же время сотни, если не тысячи религиозных резервистов надели военную форму и приняли участие в боевых действиях. В некоторых небольших поселениях хотя бы одного бойца выставила практически каждая семья.

Вторая ливанская война сложилась для Израиля не слишком удачно. Войска понесли значительные потери, а правительство и высшее армейское командование функционировали не очень эффективно. Поэтому сразу после войны в стране началась протестная кампания, участники которой требовали от высшего руководства признать свою ответственность и уйти в отставку.

Многие религиозные израильтяне надеялись на повторение событий 1974 года, когда после войны Судного дня массовое возмущение общественности заставило уйти в отставку правительство легендарной Голды Меир. Однако эти надежды очень быстро испарились. Правительство Ольмерта не только уцелело, но даже усилилось. Остался на своем посту даже министр обороны Амир Перец, о полной профнепригодности которого открыто говорили даже его товарищи по партии Труда.

За год, прошедший с ликвидации Гуш-Катифа, раны, нанесенные размежеванием, несколько затянулись. Большинство переселенцев постепенно перебрались в новые дома и начали строить новую жизнь. Однако идеологический и религиозный кризис, вызванный шароновским размежеванием, за этот год не только не был преодолен, но, возможно, стал даже еще глубже.

Впрочем, горечь поражения ощутили в этом году не только религиозные сионисты, но и ультра-ортодоксы. Несмотря на все усилия, им так и не удалось полностью сорвать гей-парад, состоявшийся этой осенью в Иерусалиме. Не помогли ни петиции в суды разных инстанций, ни обращения к христианским и мусульманским лидерам, ни даже массовые уличные беспорядки, в ходе которых было ранено несколько стражей порядка и журналистов. Единственное, чего им в итоге удалось добиться, это перенесения мероприятия с улиц и площадей на городской стадион.

Не успела религиозная общественность перевести дух, как последовал новый удар: Верховный суд Израиля обязал министерство внутренних дел регистрировать однополые браки, заключенные гражданами Израиля за границей. Правда, израильский Кнессет незамедлительно принял решение, фактически сводящее этот судебный вердикт на нет. Однако мало кто верит в то, что пробитую брешь удастся заделать полностью.

Впрочем, упомянутый вердикт Верховного суда, равно как и иерусалимский гей-парад, имеют важное значение не только для судьбы израильских секс-меньшинств, но и как выражение определенной социально-политической тенденции к постепенному уменьшению сферы влияния религиозных норм. С каждым годом все больше магазинов и ресторанов торгует некошерными продуктами, все больше предприятий сферы досуга открывает свои двери по субботам. В стране появились гражданские кладбища, активно обсуждается введение института гражданского брака... В этом контексте и гей-парад, и решение Верховного суда выглядят как дополнительные этапы в деле превращения Израиля в обычное западное демократическое государство, в котором религиозные нормы определяют жизнь лишь тех людей и общин, которые добровольно сделали соответствующий выбор.

И в заключении - немного собственно новогодней тематики. Репатрианты из России, прибывшие в Израиль в конце 80-х - начале 90-х, неожиданно обнаружили, что их любимый праздник вызывает у многих израильтян, в первую очередь религиозных, сильнейшее раздражение и неприятие. Мотивы при этом приводились разные: одни раввины полагали, что Новый год является "христианским" праздником, другие, напротив - что "языческим". Одновременно и те, и другие считали, что отмечать этот праздник еврею, а тем более религиозному, решительно не следует.

Однако в последние годы ситуация постепенно начала меняться. Общаясь со своими русскоязычными согражданами, коренные израильтяне постепенно начали уяснять, что речь идет о совершенно светском празднике, не имеющим никакой религиозной подоплеки. А потому к этому празднику в полной мере применимо постановление, которое р. Моше Файнштейн - выдающийся американский раввин - вынес относительно другого нееврейского праздника, Дня Благодарения: "Поскольку известно, что, в соответствии со своими священными книгами, День Благодарения никто не считает религиозным праздником, и нет обязанности, в соответствии с религией неевреев, устраивать в этот день трапезу, и поскольку этот день отмечается всеми гражданами этой страны, неважно, прибыли они сюда давно или недавно, то нет никакого галахического запрета отмечать этот день праздничной трапезой...".

Так что нет никаких сомнений, что какое-то количество правоверных иудеев встретит Новыйгодточно так же, как миллионы людей во всем мире - за праздничным столом.

Евгений Левин,

Иерусалим,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования