Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Русско-мусульманский этнофилетизм. Национальная организация русских мусульман продолжает создавать собственное гетто в многонациональной российской умме


Недавно вновь о себе напомнила полувиртуальная структура с громким названием "Национальная организация русских мусульман", или, сокращенно, НОРМ. За почти три года своего формального существования НОРМ изредка отмечается на людях некими заседаниями своих органов, документами и резолюциями этих заседаний, изрядно отдающими стилистикой партсъездов. Их тематика достаточно стереотипна – структурные изменения в НОРМ и исключение из него тех, кто еще недавно пользовался большим авторитетом в этой организации, но подался в правый или левый уклонизм.

Не стала исключением прошедшая в этом месяце в Москве четвертая Милли-шура (Генеральный совет) НОРМ. Среди ее судьбоносных решений – признание невозможности объединения российской суннитской уммы по причине ее незрелости. Вновь сделан акцент на формирование общины-джамаата по кровноэтническому принципу, который, по идее, должен восприниматься в исламе как пережиток язычества. Из НОРМ исключена шиитская секция как "еретическая" (хотя на первых этапах существования НОРМ трогательно говорилось о необходимости суннитско-шиитского единства). Всем же русским мусульманам партия велела быть суннитами, причем суннитами так называемого маликитского мазхаба, весьма экзотичного для России. Для незнакомых с тонкостями ислама поясним: маликитский мазхаб – богословско-правовая система, сложившаяся в Медине в VIII –IX в.в. и названная по имени знатока хадисов Малика ибн-Анаса. Одна из отличительных особенностей этого мазхаба - он кодифицировал в качестве источника права обычаи и традиции жителей Медины тех времен, когда там жил пророк Мухаммад. Сейчас этот мазхаб распространен в странах Персидского залива и в Северной Африке. Почему именно правила жизнеустройства обитателей лучезарной Медины лучше всего подходят для русских правоверных, достаточно легко объяснимо: маликитского мазхаба не придерживается ни один из народов России, традиционно исповедующих ислам. То есть перед нами гипертрофированное желание русских национал-радикалов создать что-то свое, исконно непохожее, и вообще "быть впереди планеты всей". В исламе у России тоже "свой путь"! НОРМ учреждает даже специальный центр, где новообращенного русского суннита будут "накачивать" маликитским мазхабом в версии активистов НОРМ, даже если этот новообращенный об этом и не очень просит. Заканчивается документ съезда списком коллективного руководства НОРМ во главе с шейхом Абу Талибом и включающим сиди (господина, значит) Искандера Яфеси, Харуна ар-Руси, Махди Шамсуддина и т.п. Эти то ли персы, то ли арабы имеют на самом деле вполне русские имена и фамилии. Надо сказать, что мусульманская традиция говорит о том, что каждый предстанет пред Аллахом с именем, данным при рождении, а мусульманские имена неофиты берут исключительно для облегчения общения в сугубо мусульманской среде. В этом плане довольно корректно поступает известный г-н Полосин, прибавляя свое мусульманское имя Али к своему традиционному имени Вячеслав.

В принципе, на этом можно и закончить: пусть себе юноши развлекаются, дальше играя в арабских улемов, и сочиняют резолюции в цэковском стиле. Понятно, что перед нами маргиналы. Но всем нам известно и памятно, как подобные маргиналы в определенные моменты истории оказываются на ведущих позициях и играют отнюдь не маргинальную роль. Кроме того, подобные образования часто являются рельефным и концентрированным выражением более широких процессов, имеющих место в обществе и в головах его членов.

В этом смысле выводы, проистекающие из деятельности НОРМ, следующие. Первый – здесь мы имеем своеобразное проявление этнофилетизма, имеющего широкое хождение в православии. Именно на примере последнего давно известно: этнофилетизм в религию привносят национал-радикалы, в системе ценностей которых нация, как объединение по единству происхождения, занимает видимо более высокое место, нежели религиозные ценности. Можно называть это язычеством, а можно и материализмом. Но ясно, что такой подход последовательно нарушает один из принципов ислама, гласящий, что по этническому принципу никаких разделений быть не может и не должно. Очевидно, что "русские мусульмане" несколько запутались, пытаясь объединить с русским этническим началом арабские культурные компоненты. Практика показывает, что результаты подобных радикальных гибридизаций в природе и обществе оказываются, как правило, бесплодными.

С точки зрения исламской уммы, НОРМовцы занимаются тем, что сеют фитну – раздор и смуту среди мусульман, разделяя их по этническому принципу. А один из хадисов пророка гласит: "Держитесь за ветвь Аллаха и не разделяйтесь". Пророк Мухаммад однозначно осуждал подобного рода действия еще в далекие времена первых лет ислама.

Обоснованно можно предположить, что перспектив у НОРМ, мягко говоря, никаких. Возможно, к ним прибьется интеллигентская часть молодых новообращенных мусульман, среди которых встречаются, как правило, люди радикальных взглядов. Но ведь это достаточно незначительный сегмент новообращенных. Есть еще те, кто принял ислам в силу интереса к восточной духовности и, наконец, те, кто принял решение связать себя брачными узами с представителями традиционных мусульманских народов. Последние, по преимуществу, женщины.

Маргинальность НОРМ усиливает и то обстоятельство, что она "зависла" между двумя возможными полюсами притяжения. Русские радикалы их к себе не возьмут – русские мусульмане для них ренегаты. Ведь антиисламизм – неотъемлемая составляющая идеологии русского национализма. С другой стороны, их не жалуют и традиционные мусульмане, именно за этнофилетизм. Этнофилетические настроения практически несвойственны северокавказским народам – для них, в обиходе, если ты – мусульманин, то уже свой, будь ты "хоть негром преклонных годов". А вот у татар, оказавшихся в большей зависимости от русских культуры и власти, есть националистические и русофобские тенденции. Даже у представителей национально-культурных обществ, представляющих татар, исламский фактор оказывается приглушенным и второстепенным.

Хотя, впрочем, есть у НОРМ один шанс стать чем-то значимом. Набирает силу (правда, пока тоже в основном в интернет-пространстве) движение сибирских сепаратистов, или сторонников сибирской Вольготы (государственного суверенитета). Их идеологи считают, что принятие ислама сибиряками будет способствовать формированию у них противостоящего "москальскому" национально-религиозного самосознания. Они даже язык особый изобрели – сибирско-чалдонский говор, представляющий собой гибрид славянского лексического пласта, сохранившегося в ряде восточнославянских языков, с тюркскими, арабскими, ивритскими и даже тибетскими заимствованиями. Для иллюстрации предлагаем несколько первых стихов Книги Бытия на сибирско-чалдонском языке.

"Берешит, первой джуз.
1.1. В зачале спел Бог небо-то и земю-ту.
1.2. Земя жа-та была непозырна и порожня, и тьома перед варгой, и дых Бога вировалса над вологой.
1.3. Лекотал жа Бог кабы был нур, и спелса нур.
1.4. И зырил Бог нур-от чо вон баской, и розделил нур ото тьомы.
1.5. И звал Бог нур-от денем, однако тьому-ту тьоном, и спелса вечор и вутро, ето день первой.
1.6. Лекотал жа Бог кабы был хрясь межу волог, и розделял вологу от вологи.
1.7. И спел Бог хрясь-то, и розделил вологи-те, которы были под хрясем-тем, от тех, которы были над хрясем-тем, и так было спето".

Кому-то смешно? Пока что, смешно...

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования