Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Конец консервативного иудаизма? Разрешение однополых браков среди консервативных иудеев - новая катастрофа мирового еврейства?


В последнее время скандалы, связанные с темой "однополой любви", становятся, похоже, неотъемлемой частью еврейской религиозной и политической жизни: чего стоит одна лишь история с иерусалимским гей-парадом. И вот 6 декабря новая бомба взорвалась в Нью-Йорке, где раввины, представляющие т.н. консервативный иудаизм, самое многочисленное движение в современном американском иудаизме, приступили к выработке новой официальной позиции движения касательно допустимости однополых союзов.

Данное решение далось консервативным раввинам нелегко. Впервые вопрос об отношении к "однополой любви" был поставлен перед Комитетом по еврейскому Закону и Стандартам (высший галахический орган консервативного иудаизма) в 1992 году. Тогда предложение о легитимации гомосексуальных браков было раввинами отвергнуто. С тех пор в консервативном движении не прекращалась борьба с целью пересмотра данного решения.

Последний раз вопрос обсуждался Комитетом нынешним летом. Тогда раввины приняли решение... ничего не решать и перенести голосование на декабрь. Многие надеялись, что нечто подобное повторится и в декабре. Однако на этот раз про-гомосексуальное лобби сумело настоять на голосовании. Это оказалось тем проще, что раввин Истмар Шореш, известный своей непримиримостью к гомосексуализму, незадолго до голосования ушел с поста канцлера Еврейской теологической семинарии – наиболее престижного учебного заведения консервативного иудаизма. А профессор Арнольд Эйзен, сменивший Шореша, никогда не скрывал своей "политкорректности" в данном вопросе.

В свое время решение о легитимации однополых браков уже было принято представителями реформистского иудаизма. Однако консерваторы, в отличие от реформистов, всегда подчеркивали, что в своих решениях они руководствуются галахой (еврейским религиозным правом), а потому считают для себя невозможным нарушать прямые запреты Торы. Между тем, мужеложество прямо запрещено в Писании: "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них" (Лев. 20:13). Во всей последущей галахической литературе также невозможно найти ни одного мнения, которое можно было бы истолковать иначе как категорический запрет на гомосексуальную практику. Поэтому, как справедливо утверждали раввины-традиционалисты, если консервативный иудаизм желает сохранить лояльность Галахе, для легитимации гомосексуальных браков он не сможет найти решительно никаких оснований. Как заявил накануне голосования один из раввинов, "если наше движение признает гомосексуалистов, оно тем самым утратит свой галахический характер. В этом случае движению будет крайне трудно отстаивать галахическую позицию практически в любом вопросе, в результате исчезнет всякая разница между нами и реформистами".

В ответ на это возражение сторонники гомосексуального лобби заявляли, что Тора, якобы, говорит о принципиально иной ситуации. Так, по словам раввина Брендли Хартсона, "в древности секс был действием, а не ориентацией. Смысл действия определялся культурным контекстом. В случаях однополого секса, этот контекст всегда состоял в том, что к другому человеку относились как к объекту". А поскольку в наше время нравы изменились, библейский запрет более нерелевантен. Однако подобные рассуждения выглядят крайне сомнительно не только с галахической, но даже с исторической точки зрения.

Впрочем, несмотря на безупречно законническую позицию, шансы традиционалистов с самого начала были крайне малы как минимум по двум причинам. Во-первых, консервативный иудаизм – это такая разновидность еврейской религии, где раввины – практически ортодоксы, а миряне – практически реформисты. Это означает, что многие прихожане консервативных синагог не только мало придерживаются Галахи в своей повседневной жизни, но и в принципе мало интересуются теми или иными галахическими формальностями. Эти люди живут в политкорректном обществе, в котором легитимность гомосексуальных отношений давно уже стала самоочевидной истиной, не требующей доказательства. Неготовность консервативных раввинов признать этот факт в их глазах выглядела не столько верностью традиции, сколько отсталостью, мракобесием и "ксенофобией".

В результате раввинское руководство движения оказалось под мощным прессингом мирян, требовавших привести собственные религиозные стандарты в соответствие с требованиями "политкорректности". По словам некоторых традиционалистов, это давление временами фактически переходило в моральный террор. Как заявил один из раввинов, пожелавший остаться неизвестным, "люди боятся открыто возражать против этой инициативы (гомосексуального лобби), посколько они боятся, что их немедленно заклеймят как "ретроградов".

Кроме того, даже среди консервативного раввината в вопросе об отношении к гомосексуализму давно уже не наблюдалось единства. Многие раввины по своим взглядам практически не отличаются от своих коллег-реформистов. К примеру, несколько лет назад "консервативный" раввин Стюарт Кельман опубликовал открытое письмо своим прихожанам, в котором, в частности, дал принципиальное согласие на проведение еврейской свадебной церемонии для однополых пар. Правда, сам Кельман отказался лично проводить подобные церемонии вплоть до решения ряда "технических" проблем. Однако некоторые из его коллег предпочли сначала действовать, а потом уже разбираться.

Таким образом, результат декабрьского голосования был в значительной степени предрешен.

Тем не менее, консервативным раввинам удалось принять такое решение, которому, пожалуй, позавидовали бы даже искушенные в пробабилизме иезуиты. А именно: Комитет по Стандартам принял не одну, а сразу две резолюции. Первая резолюция разрешала назначать раввинами открытых гомосексуалистов, а также - проводить в синагогах религиозные церемонии по заключению однополых союзов. Вторая же - дословно подтверждала постановление 1992 года, категорически запрещающее все вышеперечисленное! Подобный кульбит стал возможен благодаря тому, что Консервативное движение изначально обозначило себя как плюралистическое. Поэтому у Комитета по Стандартам существует два типа галахических постановлений: общеобязательные, требующие большинства (13 раввинов из 25), и рекомендательные, для принятия которых достаточно всего шести голосов. Во втором случае каждая община вправе самостоятельно решать – следовать ей данной рекомендации или нет.

Каковы будут последствия подобного решения "и нашим, и вашим"? Теоретически, результатом подобной политики может стать укрепление, по крайней мере, организационного единства движения. Поскольку теперь каждый раввин и каждая община смогут официально поступать в данном вопросе так, как им подсказывает совесть, не опасаясь нарушить при этом "генеральную линию".

Однако упомянутый выше раввин Истмар Шореш смотрит на вещи куда пессимистичнее. По его мнению, нынешние дебаты однозначно показали, что разногласия между либеральным и традиционалистским крылом движения слишком велики, чтобы в обозримом будущем их можно было бы преодолеть. Поэтому, как полагает раввин, консервативное движение в иудаизме неизбежно ждет раскол и исчезновение. При этом более традиционное меньшинство примкнет к либеральной ортодоксии, а политкорректное большинство - окончательно сольется с реформистами.

Сбудется ли прогноз старого раввина, и станет ли нынешнее решение началом конца могучего неортодоксального движения, которое, в частности, в России признается наиболее "традиционным" и противостоит мощному нашествию "тоталитарного" любавичского хасидизма? Может быть, да, а, может, и нет. Не будем забывать, что подобные пророчества уже звучали в 1983 году, когда Комитет по Стандартам принял решение о допуске женщин к работе раввинами. Тогда многие так же предрекали раскол и распад, а в конечном итоге лишь несколько раввинов покинуло движение. Так что, возможно, консервативный иудаизм переживет и нынешний кризис. Однако несомненно, что для многих консервативных общин ближайший год будет действительно судьбоносным. Ибо решение о том, какой из двух резолюций следовать, каждой конгрегации предстоит принимать самостоятельно. А это значит, что впереди - множество "боев местного значения", чреватых и скандалами, и расколами.

В общем, скучно иудеям-консерваторам в ближайшее время точно не будет.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования