Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Декабрьское обострение. Кто наносит наибольший ущерб свободе совести в России: дискриминаторы или имитаторы?


"Они начали с коммунистов.
Я не был коммунистом, и я смолчал.
Потом взялись за евреев.
Я не еврей, и я смолчал.
Дело дошло до католиков.
Я не католик, и я смолчал.
А когда они пришли за мной,
не осталось никого, кто бы мог вступиться".
(Мартин Ниемёллер)

Богат декабрьский календарь различными научными и правозащитными акциями. Видимо, так уж исторически сложилось. Вот и на этот раз в декабре мы отметили 70-летний юбилей Конституции СССР 1936 года (5 декабря), получившей название Сталинской, и день Конституции нынешней России (12 декабря), переставший быть празднично-выходным днём по воле правящей думской партии, при поддержке фракции ЛДПР и с подсказки кремлёвских кукловодов. На прошедшей неделе мы отметили День принятия Всеобщей Декларации прав человека (10 декабря) и другие даты. В эти самые дни состоялась конференция Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС), Второй Всероссийский съезд в защиту прав человека (Второй Правозащитный съезд), Третий Всероссийский гражданский конгресс (IIIВГК), Международная конференция "ХХ век и современность: Проблемы демократии и свободы выбора", а также ещё ряд значимых форумов.

Ну, а Центризбирком России назвал сегодня дату будущих президентских выборов. Какими они будут и будут ли вообще - покажет время. А вот какая роль в религиозной политике правящего сегодня истеблишмента отводится религиозным организациям не трудно догадаться, если проанализировать реальную практику отношений государства и религиозных организаций в современной России.

Говоря о дне сегодняшнем, аналитики и политологи, учёные и журналисты ещё долго будут комментировать итоги прошедших на текущей и прошедшей неделях событий. Для нас же наиболее важным был и остаётся вопрос: как они повлияли на демократизацию (или авторитаризацию) общественной жизни, созидание (или разрушение) правового государства и реализацию (или ликвидацию) прав человека, включая такие фундаментальные права, как свобода совести и свобода вероисповедания. Давая оценку их реализации, мы, естественно, не можем обойти стороной и вопрос поведения конкретных участников этого религиозно-политического и общественно-научного процесса, оценку принятых решений и освещения этого в СМИ.

Как известно, в число наиболее серьёзных проблем в сфере государственно-конфессиональных отношений в России входят преподавание религиозных предметов в светской школе, национализм и разжигание ксенофобии в СМИ, тотальное нарушение прав и свобод человека. Обо всём этом с конкретными примерами говорилось участниками Второго Всероссийского Съезда в защиту прав человека и III ВГК, которые приняли соответствующие резолюции.

Ну, а как себя проявила и что реально сделала организация, призванная, согласно своим уставным целям, стоять на страже религиозной свободы в мире? Как уже сообщал "Портал-credo.ru", 7 декабря состоялась научно-практическая конференция "Свобода религии и права человека", решения которой привели в изумление даже тех правозащитников, которые стояли у истоков создания российского МАРСа.

Из года в год при планировании и проведении конференций, МАРС отказывается рассматривать религиозную политику власти, направленную против независимости религиозных организаций, на дальнейшую зачистку религиозного пространства и выстраивания конфессий в религиозно-бюрократическую вертикаль. Читатель, как правило, вынужден был довольствоваться парадными отчётами собственных корреспондентов "Благовест-Инфо" а иногда "Портала-Credo.Ru", напоминающими сценарий спектакля, поставленного известным и уже "почётным" режиссёром.

МАРС как был, так и остаётся площадкой для установления личных контактов религиозных лидеров – членов МАРС с федеральными (а для филиалов – с региональными) чиновниками, прибывающими на его конференции с формальными и лицемерными посланиями об укреплении демократии в России и строительстве межконфессионального мира и согласия. Важнейшим связующим звеном в этой цепочке "конфессия – власть" являются определённые учёные, имеющие формальный статус в ряде крупных государственных академических институтов и в вузах. Сначала большую пропагандистскую роль в легитимации МАРСа сыграла Российская академия госслужбы (РАГС) при Президенте РФ, затем подобного рода площадкой и крышей стал выступать Институт Европы РАН.

Однако и это можно было бы понять, если бы стремление к близости к официозу можно было бы объяснить интересами дела – защиты религиозной свободы. Всё было бы ничего, если бы МАРС стремился реализовать свои уставные цели – защиту религиозной свободы, а не те, которые нигде и никак не продекларированы, но о которых можно судить по реальным делам. Речь идет о попытках как-нибудь встроиться в существующую (пусть даже порочную) систему государственно-конфессиональных отношений, занять там свою нишу и в совместном "диалоге" с конкретными чиновниками ходатайствовать о снисходительности к своим религиозным организациям, имеющим достаточный финансовый и политический ресурс на Западе. В общем-то, для компетентных экспертов в сфере государственно-конфессиональных отношений в такой "религиозной практике", опробованной за минувшее столетие по всему миру, нет ничего нового. Только вот об этом стараются не говорить и не писать - видимо, из некой политкорректности, чтобы не подвергать сомнению образцы западной "демократии и прав человека".

Председательствующий на нынешней конференции и.о. президента ЕАО МАРС А.А. Нуруллаев не стал вносить изменения в предложенный руководством МАРСа итоговый документ и отказался избрать редколлегию для доработки и принятия его окончательного варианта. Он отметил, что "мы постараемся учесть замечания и предложения, где надо – смягчим, а где надо – усилим". В результате, через неделю для СМИ был предложен новый вариант, отличающийся от предыдущего лишь тем, что авторы отказались от упоминания поддержки президента Путина и ещё ряда субъектов государственно-конфессиональных отношений, которым в предыдущем документе пелись гимны. Но одновременно авторы не добавили ничего принципиального из того, что предлагалось Институтом свободы совести. В итоге получилась ни к чему не обязывающая декларация, в которой не нашлось места как для оценки ситуации с правами человека и нарушениями религиозных свобод, так и для конкретных предложений по улучшению ситуации в стране. Не были внесены изменения и в пункт резолюции, где говорится об образовании. Напомним, что МАРС отказался принимать резолюцию "О религиозном образовании в государственной школе", в которой осуждалась практика обязательного введения в государственных и муниципальных школах предмета "Основы православной культуры".

Глава Евангелическо-Лютеранской Церкви России (ЕЛЦР) Владимир Пудов, известный подписант ряда документов, направленных на ущемление религиозной свободы в России, на совещании Совета директоров МАРС, которое прошло 28 ноября с.г., незадолго до конференции, был принят в МАРС без всяких оговорок. Никто от него не потребовал объяснений по поводу писем поддержки антиконституционного проекта "Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в РФ", больше известной как "Концепция Жбанкова-Понкина", и др. Видимо, такая позиция МАРС не случайна. В этом кроется ответ на вопрос о том, почему МАРС многие годы отказывалась высказывать принципиальную позицию по вопросу деления в системе права религиозных организаций на "традиционные" и "нетрадиционные", а вместо осуждения борьбы с так называемым "религиозным экстремизмом" в программах ряда конференций, проводимых этой организацией, значилась эта самая "борьба". Кстати, с докладами по "религиозному экстремизму" на этих конференциях выступали федеральные чиновники и официальные учёные, которые затем удостаивались дипломов МАРС "за религиозную свободу".

Показательно, что, несмотря на насыщенность российской общественной жизни массой правозащитных мероприятий, ситуация с правами и свободами человека в эти декабрьские дни ничуть не улучшилась. Даже, напротив, проявились новая степени цинизма и неприкрытое насилие, с которым государственно-церковная бюрократия, опираясь на спецслужбы и подконтрольные СМИ, пыталась зачистить духовно-религиозное пространство России. 9 декабря в Липецке состоялась выставка-презентация книг Православной Церкви Божией Матери Державная "Соловки - вторая Голгофа", которая под мнимым предлогом гипноза и использования психотропных средств, была омрачена силовым вторжением вооружённого спецподразделения МВД в сопровождении людей "в штатском". Под эту провокацию уже было "заряжено" центральное телевидение, которое на протяжении нескольких дней крутило сенсационные ролики, тиражируя заранее недостоверную информацию о данной религиозной организации.

На фоне всех этих реальностей вся имитационная деятельность по "защите" прав верующих и заигрывание с чинушами представляют собой бóльшую опасность для демократии, чем сама власть. Та хотя бы уже не рядится в одежды миротворцев и правозащитников. Её сущность давно ясна…

В этой связи хочется напомнить религиозным лидерам, участвующим в проекте "умиротворения агрессора", классические слова пастора Ниемёллера: "Сначала пришли за коммунистами…". Не обольщайтесь – очередь за вами. Но только за вас в России уже никто не заступится, так как именно вашими руками дискредитируются принципы гражданского общества и правового государства.

Напомним, что в той, уже исторической, "сталинской" Конституции принципы свободы совести были продекларированы не меньше, чем в нынешней, "демократической", но это никому не помогло...

Сергей Мозговой,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования