Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Коса и камень. Православные и протестанты судятся за правду в Ярославле. Пока выигрывают протестанты, слишком уж скандален их оппонент


В царское и советское время в России протестантов судили и у них фактически не было никакого права на защиту. До революции 1917 года баптисты и евангельские христиане являлись для чиновников представителями "русского сектантства", влияние которого надо контролировать и ограничивать. При советском режиме были протестанты, лояльные власти, и диссиденты, то есть те, кто отказывался идти на сделку с совестью: регистрироваться в органах власти, сотрудничать с уполномоченными по делам религий, не проповедовать о Христе на работе и улице и т.д. В новейшей истории России лишь в последние годы стало появляться уникальное для российской истории явление – суд, где протестанты на равных судятся с православными, где и те, и другие обвиняют друг друга, пытаясь добиться справедливости. Религиозно-юридический спор увлекает обе стороны, причем и одна, и другая нападает. Православные повторяют путь дореволюционных охранителей казенного благочестия, привыкших, что "сектанты – это ничтожно малая часть крестьянства и дворян", но евангельское "сектантство" постперестроечного времени – это уже разлившееся море по сравнению с дореволюционным.

Впервые представители пятидесятнической церкви "Церковь Божия" в Ярославле стали непосредственно судиться с самым известным "сектоведом" России профессором Александром Дворкиным только в 2005 году. Надо отметить, что инициаторами суда, по сути дела, были не пятидесятники, а профессор Дворкин, но ярославская церковь и газета "Екклесиаст" приняли вызов. Осенью 2005 года Александр Дворкин сам обратился с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации в Пресненский суд г. Москвы, однако суд отправил дело на рассмотрение в Ярославль. 22 сентября 2005 года Центр св. Иринея Лионского, который возглавляет Дворкин, распространил заявление, из которого следовало, что истец будет принимать активное участие в процессе: "Готовящийся процесс станет первым в России, когда активно распространяющееся и растущее сектантское неопятидесятническое движение будет вынуждено ответить за клевету, которую оно распространяет в своих публикациях. Давно пора и призвать сектантов к ответу за разжигание ненависти к Православию и надругательство над религиозными чувствами православных христиан, которые с периодичностью появляются в их региональных СМИ. Центр Религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского продолжит информировать общественность об этом процессе". Однако некоторое время Дворкин игнорировал судебные заседания, и лишь осенью 2006 года на процессе стали выступать свидетели, и появился сам "сектовед".

Профессор Дворкин просил признать недостоверной информацию, опубликованную в ряде ярославских газет и обязать ответчиков в лице редакции газеты "Золотое кольцо" и Объединения церквей христиан веры евангельской Ярославской области, которое издаёт газету "Екклесиаст", публиковать опровержение. Истец выделил такие цитаты в статье "Гапон Второй" ("Екклесиаст", № 10 (83), 2003): "Этот борец с прозелитизмом перекрестился из иудаизма в православие в 1980 году в Нью-Йорке. В 1983 году, после женитьбы на американской подданной, благополучно получил американское гражданство, в котором состоит до сих пор"… "Когда в 1997 г. "профессору" захотелось просветить студентов факультета журналистики МГУ на предмет своей деятельности, он получил от ворот-поворот с объяснением — "отсутствие образовательного уровня (степени магистра), необходимое для ведения преподавательской работы на факультете" и т.д. В газете "Золотое кольцо" (№ 200, 2003) "сектоведа" возмутили, например, такие слова: "Для красного словца выдергивал из контекста стихи из Библии, оперировал бездоказательными фактами, использовал те же методы обработки сознания, в которых обвинял сектантов. Все эти приемы хорошо отработаны, ведь он уже преуспел в разжигании межрелигиозной розни по всей стране: после его визитов вспыхивали межконфессиональные конфликты в Нижнем Новгороде, Димитровграде и многих других городах нашей страны". В конце концов, Дворкин заключил мировое соглашение с газетой "Золотое кольцо", которая опубликовала его интервью "Сектанты любят оранжевое" и принесла свои извинения профессору. А 13 декабря 2006 г. судья вынес решение по иску Дворкина к пятидесятнической газете "Екклесиаст", в котором фактически подтвердил большую часть опубликованной пятидесятниками информации.

Прежде всего, ярославский процесс, как и те суды, которые могут за ним последовать, свидетельствуют о том, что гражданское мировоззрение российских протестантов значительно изменилось по сравнению с концом 1990-х годов. Тогда уважение и пиетет перед православной Церковью в целом, и перед любыми ее представителями в частности, даже если они способствовали гонениям на евангельские группы, были непререкаемы. Сейчас в сознании многие лидеров общин произошло своеобразное разделение – восприятие самой Церкви и православной культуры отделилось от восприятия православных клерикалов, ориентированных на национализм и ксенофобию. Самосознанию протестантизма и в 1990-е годы было свойственно четкое представление о том, что Россия должна быть европейской демократической страной с рыночной экономикой и честными выборами. Теперь же протестанты стали оценивать и православных с точки зрения соответствия свободному гражданскому обществу. Такая гражданская идеология, видимо, ассоциируется в сознании Дворкина и подобных ему с оранжевым цветом. В первую очередь, в поле зрения протестантов попали именно "сектоведы", потому что они сами в десятках регионов России критикуют растущие протестантские общины, часто в оскорбительном тоне.

Готовность пятидесятников судиться с православными "сектоведами" проявилась и в том, что статьи в газетах "Золотое кольцо" и "Екклесиаст" были написаны не в обычном для протестантов благодушном ключе, мягко обличающем недостойных представителей православной Церкви. В статьях содержались выпады против личности Дворкина, приводились подробности его личной жизни, подчеркивалась его необразованность, сомнительность этого человека и его деятельности. Пожалуй, никогда ранее протестанты не пользовались столь открыто и публично такими же приемами, какие против них используют сами антикультисты или "сектоведы", представляющие пасторов как личностей с недоказанным преступным прошлым, с корыстными связями и побуждениями. Однако этому можно дать простое объяснение – сами "сектоведы" часто не интересуются смыслом вероучения "неопятидесятников" и харизматов, предпочитая рассказывать сказки о том, кто и как якобы собирается с их помощью захватывать власть. Если в изложении "сектоведов" истории "нетрадиционных" религиозных движений" – это детективы и даже боевики, то в изложении протестантов – деятельность "сектоведа" похожа на неудачную мелодраму.

С точки зрения стороннего наблюдателя, отношения протестантов и православных вполне отражают религиозную ситуацию в стране и реальное соотношение влиятельности православных и неправославных религиозных объединений. И у тех, и у других есть свои представители в Общественной палате РФ, и те, и другие представлены тысячами общин во всех регионах страны. Но никому из них не удастся одержать окончательную победу, искоренить всех "неопятидесятников" или же всех "сектоведов" нельзя – все они являются членами гражданского общества и имеют право ругать друг друга. Однако если протестанты больше надеются на судебную власть, то православные апологеты - на силу и мощь православной национальной идеологии российских чиновников. На них "сектоведение" пока действует больше судебных решений.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования