Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Псевдонаучный корм для любимого конька. Конференция по Холокосту в Тегеране показала, что отношение иранского президента к еврейству мотивировано не столько религиозно, сколько политически


Уже давно известно, что любимым политико-пропагандистским коньком президента Исламской Республики Иран г-на Махмуда Ахмадинеджада является крайнее и фанатичное неприятие Израиля. Эта черта сегодня в том или ином виде и масштабе свойственна всем политическим руководителям арабо-мусульманского мира. Это где-то даже можно понять – конкретная политика израильского правящего режима и некоторых общественных сил этой страны иногда очень болезненно задевает национальные и религиозные чувства мусульман. Однако Ахмадинеджад в своих антиизральских филиппиках превзошел всех, даже своего духовного учителя, покойного имама Хомейни. Тот тоже неприязненно относился к существованию Израиля, называл его исчадием ада, однако при этом не призывал взять да и стереть его с карты мира (понятно, каким "ластиком"). Но старательным ученикам надлежит идти дальше своих учителей, и вот уже специалист по строительству и городскому коммунальному хозяйству с авторитетным видом на весь мир заявляет, что не было никакого Холокоста, а это все, почти как считали психи из песни Высоцкого, "придумал Черчилль в восемнадцатом году". А поскольку г-н Ахмадинеджад все-таки является пусть и не полновластным, но главой суверенного государства, а не пациентом дачи с навязчивым сервисом, то ему надлежит все свои подобные пируэты обосновывать идеологически и научно, или хотя бы наукообразно, с тем, чтобы если не оправдаться перед мировым сообществом, то хотя бы выглядеть в глазах оного более-менее прилично и солидно. Этой цели видимо и служила созванная в Тегеране в эти дни конференция по Холокосту, призванная в ходе "научной дискуссии" дать ответ на вопрос – был или не был Холокост, а если и был, то в тех ли масштабах, о которых мы привыкли говорить.

Это мероприятие – хороший повод оценить действия Ахмадинеджада и эту конференцию с религиозной точки зрения. Тем более, что этот деятель позиционирует себя не просто как мусульманский политик, но как религиозно-харизматическую фигуру, призванную чуть ли не приблизить приход мусульманского мессии-махди.

Надо сказать, что подобные оценки ничего, кроме грустной горечи, с собой не приносят. Во-первых, совершенно непонятна (и неприятна) ахмадинеджадовская увязка существования Израиля с катастрофой еврейского народа. Да, она была одной из причин ускорения создания еврейского национального очага, но далеко не единственной его появления. Сионизм возник, и переселение евреев в Палестину началось задолго до Катастрофы, и создание еврейского государства в то время, и в данном месте, в значительной мере определялось тогдашней политической конъюнктурой. И поэтому представлять создание и существование Израиля только как некую компенсацию евреям за Холокост, означает только одно – неадекватное и узкое видение реалий.

Очень заметно, что участники конференции в большинстве пускались в рассуждения о том, что Холокоста не было, а если и был, то не такой уж катастрофический. В общем-то, понятно, что 67 участников из 30 стран собрались в Тегеране по принципу "а поговорить?" Это, кстати, красноречиво признал в своем выступлении на открытии Форума его главный организатор – директор Института политических и международных исследований при МИД ИРИ Расул Мусави, говоря о том, что "конференция дает возможность обсудить данный вопрос без западных табу". Но ведь на Западе никто не накладывает табу на обсуждение проблемы Холокоста – наказывается только публичное и неаргументированное его отрицание, да и то только в трех странах – Германии, Австрии и Франции. Так что сермяжный смысл конференции в Тегеране был, видимо, не в обсуждении самой проблемы, а именно в подведении наукообразной базы под ее отрицание. Кстати, даже видимой объективности ей не придало присутствие, причем даже в президиуме, живописных хасидов с пейсами и в шляпах. Это – представители абсолютно маргинальной даже среди религиозных отрицателей Израиля группы т. н. сатмарских хасидов, бóльшая часть которых все-таки не считает альтернативой жизни в еретическом Израиле жизнь при тоталитарном исламистском режиме. Кстати, об объективности. Власти Ирана отказали в визе некоторым арабским мусульманским деятелям – гражданам Израиля. Официально – именно из-за того, что они являются гражданами этого самого государства, но, как полагают сами отказники, из-за того, что они своими высказываниями не совсем смогли бы вписаться в изначально заданный формат обсуждения на конференции. Кстати, вот еще один пример недальновидности Ахмадинеджада и политиков из его команды. Дело в том, что убежденных противников Израиля на Ближнем Востоке гораздо легче найти среди арабов-граждан Израиля и даже арабских депутатов кнессета, нежели, скажем, на палестинских территориях.

Ну, и такая мысль приходит на ум: пусть даже Холокост имел место в меньших масштабах, чем принято утверждать, разве в этом дело? Даже если бы все те ужасные события произошли с сотней, или даже десятком человек, разве не воспринялись бы они религиозным сознанием как ужас, катастрофа. Ведь это в Коране имеется аят, гласящий, что убивший одного безвинного человека как будто убил все человечество. Президент исламской республики должен по определению это знать.

Да, можно обоснованно предположить, что антиизраильские и анитисемитские (будем называть вещи своими именами) эскапады иранского президента вряд ли мотивируются учением ислама и даже его девиантными формами. Но если не им, то чем? Во-первых, личностными особенностями иранского президента, в котором с первого взгляда узнается невротик. Во-вторых, политической культурой, в которой он сформировался. И это культура скорее не исламская, а основанная на реминисценциях о древней персидской империи и леворадикальном популизме. Кроме того, периодическое развертывание антиизраильской и антисемитской истерии нужно Ахмадинеджаду по вполне рациональным соображениям – приглушить таким образом явные провалы в экономической и социальной политике. Последняя информация из Ирана говорит, что ситуация в тамошней экономики вполне соответствует известной фразе из "Приключений Чонкина" Владимира Войновича: "Дела в колхозе шли неплохо, можно даже сказать, хорошо, но с каждым годом все хуже и хуже". При этом в стране изрядная доля ресурсов уходит на военный потенциал, а также на экспорт "исламской революции".

Многие склонны видеть в Махмуде Ахмадинеджаде потенциально нового Гитлера. Потенциально да, но не актуально. Можно вспомнить, что история совершается один раз в виде трагедии, другой – в виде фарса. Трагедию с подобной личностью, мы вроде как уже пережили. Да и политическая ситуация в самом Иране, расклад внутри правящей элиты таков, что как говориться: "съесть-то он может и съест, да кто ж ему даст!"

Моисей Литвак,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования