Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Христианско-исламский ритуал. Визит Папы Бенедикта XVI в Турцию реально не повлияет на развитие диалога двух крупнейших конфессий мира


Понятно, что непосредственной и главной целью визита Папы Бенедикта XVI в Турцию была встреча со Вселенским Патриархом, а также представителями местных христианских общин. В то же время мировое общественное мнение смотрело на эту поездку, прежде всего, как на визит в мусульманскую страну, тем более интригующий, что проходил он после известного "регенсбургского скандала" и потому рассматривался либо как попытка наведения мостов после довольно жесткого афронта, либо как способ дальнейшего нагнетания напряженности.

Рассматривая сейчас результаты визита римского понтифика в Турцию с точки зрения "мусульманской политики" Святого Престола, можно сказать, что поездка удалась. Как внешнеполитическая пиар-акция, на что уже указывалось. А вот насколько она продвинула вперед исламо-христианский диалог, и исламо-христианское взаимодействие в целом? Ответ на данный вопрос будет неоднозначный, на него повлияют многие противоречивые факторы.

Сейчас активно муссируется тот факт, что Папа помолился в мечети Султанахмет, да еще и в сторону Мекки. И сила резонанса на это событие в том, прежде всего, что речь идет не о рядовом предстоятеле христианской Церкви, но о духовном главе крупнейшей конфессии последователей Христа. Равно как и реакция на регенсбургскую лекцию была столь мощной потому, что ее читал не профессор Ратцингер, а Папа Бенедикт XVI. Видимо, это тогда недопоняли в Ватикане. А если прекрасно понимали, тогда… стоит ли удивляться, что исламский мир так настойчиво требует конкретных и внятных извинений?

Ничего сногсшибательного в самом факте молитвы Бенедикта XVIв мечети нет. То же самое делал и Иоанн Павел II во время визита, например, в мечеть Омейядов в Дамаске. В мечети в другую сторону никак не получиться молиться, иначе встанешь либо боком, либо спиной к остальным. Такова архитектурная композиция места поклонения мусульман. Кроме того, имеется, хотя и не очень распространенная, традиция среди представителей авраамических религий - творить личную молитву по своей традиции в храме иной конфессии или даже религии. Так, для мусульман вполне естественным может быть чтение дуа-мольбы в церкви или синагоге, но вот активное участие в богослужении иной религии уже вызывает вопросы. Впрочем, Папа, как известно, не расстилал коврик и не делал намаз с поклонами и потому ничего особенного, выводящего это событие за рамки жеста межрелигиозной вежливости, нет.

В то же время почему-то отчетливо вспоминается, что при предыдущем понтифике из Ватикана на высшем уровне не прозвучало не единого слова, могущего как-то задеть мусульман, при всем том, что именно на предыдущий понтификат пришлась страшная трагедия 11 сентября 2001 года…

Ныне все больше заметно стремление сместить акцент в межрелигиозном диалоге на воинствующее миссионерство. Поэтому неудивительно, что многомиллионный турецкий обыватель нет-нет, да испугается: вот, придет Папа и начнет обращать его в христианство, а страну провозгласит частью католической экумены.

А стоит ли удивляться такой реакции? Вот есть на родине Папы-Ratziвлиятельная и серьезная газета "Франкфутер Альгемайне", с которой наверняка знакомы и представители многочисленной германской турецко-мусульманской общины. И в этой газете не какой-то графоманствующий "пресс-секретарь Союза католических граждан", а вполне авторитетный священник и ученый на полном серьезе утверждает, что ислам – это христианская ересь, а Коран – писание этой ереси. Можно просто констатировать, что перед нами узкий подход, но, с другой стороны, этот подход чрезвычайно типичен для сегодняшних христианских священнослужителей - как восточных, так и западных, - в их отношении к исламу. Между тем, в доказательство справедливости такого подхода, в том числе и в рассматриваемом случае, не приводится никаких убедительных аргументов, хотя утверждается, что в основе Корана лежат исключительно иудейские и христианские писания. Не вдаваясь в подробности, заметим, что об этом говорит и сам Коран, где написано, что в нем подтверждается все то, что было дано Моисею и Иисусу. Бесспорные обращения к ранним писаниям, их реминисценции в тексте Корана вовсе не означают того, что в исламе нет значительного пласта, представляющего уникальное откровение, данное пророку этой религии...

Турция – страна, представляющая своим секуляризмом не правило для мусульманского мира, а скорее исключение из такового. А вот в средоточии ислама – арабском мире - результаты папского визита в Турцию видятся несколько иначе. Так, в Иордании напоминают, что понтифик еще не принес извинений за Регенсбург, а шиитский клирик из Кувейта Абдуль-Хуссейн Казвини прямо говорит, что визит был бы более значимым, если бы Папа посетил такие страны, как Саудовская Аравия или Иран, а не секулярную Турцию. Более однозначен Ибрагим аль Килани, лидер иорданского Фронта исламского действия, утверждающий, что слова Папы, за которые он не принес извинений, – по-прежнему рана на сердце мусульман. А сам Папа упрекается в том, что он поддерживает сионистов и нарушает христианские принципы.

Все это, а также другие обстоятельства, могущие проявить себя в исламо-христианском взаимодействии в ближайшей перспективе, показывают одно: визит католического Папы в мусульманскую Турцию является ярким ритуальным актом, за которым, однако, не прослеживается содержания, реально влияющего на решение проблем в отношениях двух великих религий.

Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования