Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Мерзость запустения Третьего Рима в отдельно взятой опере. Тирания как прошлое и настоящее – версия Родиона Щедрина


"Любая власть всегда деспотична" – эти слова произнес один из величайших русских композиторов современности Родион Константинович Щедрин, когда журналисты стали выспрашивать у него причины негативной трактовки образа царя Алексея Михайловича в представленной вчера вечером в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского опере "Боярыня Морозова" в концертном исполнении. Это была мировая премьера. Опера действительно была встречена бурной овацией и ощущением счастья в музыкальных кругах и среди любителей современной симфонической и вокальной музыки. Опера состоялась как факт и событие музыкальное. Теперь остается вопрос – состоялась ли она как событие общественное, и каково послание композитора, дирижера и певцов обществу и нашему времени?

Композитор в своих интервью выражается осторожно: упоминает о своих синодально-новообрядных корнях, цитирует решения Соборов РПЦ МП и РПЦЗ 1971 и 1974 гг., которыми новообрядные согласия пытаются отгородиться от "неудобного" факта раскола Русской Церкви. А факт этот остается актуальным. В деяниях этих Соборов все добрые и ласковые слова прибережены исключительно для тех староверов, которые пошли на компромисс с "новолюбцами" и присоединились к их согласиям. На языке канонистов-крючкотворов это называется "при условии их присоединения к Церкви". Иначе говоря, и сама преподобномученица Феодора (боярыня Морозова), и княгиня Урусова, и священномученик протопоп Аввакум для потомков Никона – просто "раскольники". И хотя в царствование Екатерины словечко это, выдуманное канонистами и отдающее hate-language ("языком вражды"), было запрещено и заменено расплывчатым обозначением "старообрядцы", духовные потомки боярыни Морозовой до сих пор существуют в неопределенном духовно-общественном пространстве.

Кажется, что композитор (возможно, с подачи профессора С.С. Зеньковского, которого он перепутал с протоиереем Василием Зеньковским) кидает пробный шар именно с таким прицелом. Нравственная правда староверов находится в вопиющем противоречии с "наличной реальностью", со "своей правдой" государства-Церкви. И эта проблема требует разрешения, в противном случае нравственное и духовное видение нашего прошлого и растущего из него будущего останется однобоким и инфантильным. Родион Щедрин в своей опере намекает на страшный парадокс русской духовной истории – власть и правда стали расходиться. И мутный водоворот романовской петербуржщины захватил Синодальную Греко-Российскую Церковь, которая продолжала настаивать на совей "правде", ссылаясь почти исключительно на авторитет "властей предержащих". И эта "правда" обращается в ложь, как только мы вспоминаем об умученной инокине Феодоре. Можно сказать еще страшеннее, балансируя на грани оскорбления чьих-то чувств: Романовы в XVII веке предопределили свой конец в веке ХХ. Это чудовищно, но только так можно понять смыл трактовки Щедриным образа "тишайшего" царя, срывающегося почти на крик: "Сдохни, гадина!".

Демонизм абсолютной власти, демонизм и ложь цезарепаписткой имперской псевдоутопии, пагубность и бесперспективность "Третьего Рима" – вот тайный смысл оперы Щедрина. Иллюзии церковно-государственного симбиоза скользкими змеями извивающиеся в головах политиканов и публицистов, подхваченные подростковыми "новыми идеологами", отчаянно воюющими с виртуальной "нерусью", превращаются в демоническую реальность в резких и трагических барабанных дуэтах и воплях: "Анафема, сжечь их, убить злодеиц"! И в данном случае не так уж важно, как представляет себе это композитор, важно, что получилось, что слышно. И не услышать этого нельзя. Потому и представители духовенства (как новообрядного, так и старообрядческого) не посетили эту оперу, хотя в других случаях они охотно посещают светские культурные события подобного масштаба. Пришлось бы как-то отвечать за прошлое.

Характерно, что Никона-Патриарха в опере не выведено. И дело не в том, что ко времени чудовищной расправы над боровскими страдалицами, Никон уже был в опале. Дело в другом. Опера Щедрина – не об ответственности Патриарха. Она – о демонизме тирании, о несовместимости власти и духовности, о столкновении правды, свидетельствуемой страданием и чистотой молитв Феодоры и Евдокии, и демонического механизма нарождающейся империи, воем запечатлевающего неправду.

Многие зрители, в частности крупные исследователи старообрядчества Е. Юхименко и Е. Агеева, выражали после премьеры сдержанное разочарование. Действительно, и эстетика была выдержана в правилах нашего времени, и в текстах были ошибки. Да, грамматические ошибки в церковнославянских словах были, но опера обращена к современному человеку, а не к историку и специалисту. Морозова и Урусова – символ христианского страдания, твердости и верности, о которые в конце концов ломается механизм тирании. Идея, надо сказать, довольно гуманистическая, но опера – сложнее. Подвиг боровских мучениц – это не только человеческая трагедия, это не "Крутой маршрут" и не "Колымские рассказы". В страдании шаламовских героев есть безнадежность, и Шаламов неоднократно говорил о бесполезности лагерных страданий.

Именно фигура Аввакума, партию которого блестяще спел австралийский тенор Эндрю Гудвин, выражает тут главную агиографическую константу – духовное осмысление начинается с отказа от демонических химер и через покаяние ведет к страданию. Другой путь не вырисовывается. Никакого триумфа и "победы добра над злом", выраженной в плоской назидательной форме, в финале оперы нет и в помине.

Опера Щедрина написана для современников и обращена к людям, пережившим опыт тираний ХХ в. Композитор и либреттист словами Аввакума предупреждает потомков и современников, что бесовское демоническое начало присуще властительству. Власть легко превращается в тиранию, забывая о правде.

Алексей Муравьев,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования