Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

В дебрях на марше. "Правые" и "русские" марши, проходя под православными знаменами, лишают русское православие "вселенскости", загоняя его в этническое гетто


Похоже, дрейф русского православия в сторону этнонационализма, в тупик этнической религиозности продолжается, несмотря на все размежевания между сторонниками и противниками "Русского марша" внутри церковной ограды. И выражается этот дрейф подчас не в идеологических концептах и декларациях, а в риторике и фигурах поведения и умолчания.

Взять, к примеру, недавнюю антигрузинскую истерию. И в московский грузинский храм св. Георгия милиция с проверкой приходила, и православных грузин из страны высылала. А священноначалие РПЦ МП отделалось общими словами Патриарха Алексия II, и все. Ни "печалования" за российских граждан грузинской национальности и православного вероисповедания (причем верных чад возглавляемой Патриархом юрисдикции!), ни молебна с участием епископов двух "братских Церквей" об умножении любви. Это уже позже информация о молитвах за мир между Россией и Грузией появилась. Не в пик гонений. А что, казалось бы, мешало? Кто вставлял палки в колеса? Какая кремлевская бюрократия требовала такой гиперлояльности?

Или возьмем ситуацию в Западной Европе. Митрополит Кирилл (Гундяев) не устает говорить о важности духовного окормления диаспоры, ныне состоящей не столько из изгнанников-белоэмигрантов, оказавшихся в эмиграции против своей воли, сколько из "новых русских", покинувших "историческую родину" из вполне гедонистических побуждений. Итак, спору нет, особенно учитывая вышеуказанную духовную особенность "новой русской эмиграции", дело ее духовного окормления нужное и важное. Но тут же, выступая на последнем "конгрессе соотечественников", глава российского внешнецерковного ведомства заводит разговор о роли православия как элемента прежде всего национальной самоидентификации. Мол, православие поможет русским остаться русскими. Спорное, как показал опыт первой волны эмиграции, утверждение. Но главное не в этом, а в расставляемых акцентах. На первом плане возникает народ с его традициями и культурой, а православие становится клубного типа "Церковью для эмигрантов", помогающей последнем не раствориться в иноземной среде, оказывая им тем самым своего рода психотерапевтическую услугу.

Конечно, всякий народ, идущий за Христом, обретает себя, свое место в Истории спасения. Но сначала нужно все-таки пойти за Ним, а там уж как получится, как Бог даст - с "самоидентификацией" или без нее. Иначе мы рискуем забыть, что "не имеем здесь постоянного града, но грядущего взыскуем", и от "вселенскости", "кафоличности" ничего не останется. Об этом, к слову, хорошо сказал протоиерей Леонид Кишковский, управляющий делами Православной Церкви в Америке: "Нужно четко понимать, что крупные, а подчас продолжающие расти национальные и культурные православные диаспоры современности заслуживают пастырского окормления и миссионерской работы. Это не только законное право Православной Церкви, это ее прямая обязанность. В то же время следует хорошо понимать, что православные христиане западной культуры, носители языков Запада, не менее других верующих заслуживают пастырской заботы".

Постепенно, мелкими шажками, этнонационализм расширяет свой плацдарм в Русской Церкви, когда-то служившей религиозным оплотом наднациональной империи (империя по определению не может замыкаться в узких этнических рамках). Так что напрасно иные политтехнологи, рассуждающие о важности политического православия в национальном движении для придания последнему "вселенскости", для обоснования необходимости "новой русской экспансии", отводят православию роль источника вселенской перспективы. "Вселенскость" русского православия сегодня оказывается под вопросом.

Может быть, это случилось потому, что в свое время было загублено в масштабах всей Церкви мощное миссионерское движение мирян. Сейчас оно ассоциируется только с именем священника Георгия Кочеткова. Но дело ведь не только в нем, а в тех молодых ростках во многих епархиях РПЦ МП, которые готовы были к бурному росту и которые были загублены на корню. Упущенные ради респектабельного положения при власти и при деньгах пастырские и миссионерские возможности - это действительно то, что уже осталось в прошлом, что невозможно вот так запросто отыграть назад, как нельзя посчитать их уничтожение "яко небывшим".

Тем более не будем забывать о том, как это было загублено. Достаточно констатировать одну простую, но очевидную вещь: основная масса московских священников приобщилась к лжесвидетельству против "кочетковцев", подписав письмо Патриарху, в котором утверждалась явная ложь об избиении "кочетковцами" в алтаре о. Михаила Дубовицкого. С тех пор много воды утекло. Вроде и расследование проведено, и доказано, что никто никого не избивал, но ни один из пастырей-подписантов так публично и не покаялся в своей клевете. Зато многие из них активно продолжают спекулировать темой "угнетаемых русских" на волнах, скажем, радиостанции "Радонеж". Вот и получается: церковный этнонационализм и ложь неплохо сочетаются.

Обрести же подлинную "вселенскость" можно на пути возрождения и обновления церковной жизни, возвращения к крестной открытости и Богу, и нуждающемуся в слове свидетельства миру. Ведь именно это, а вовсе не расширение географической сферы влияния и увеличение формального количества тех, кто "идентифицирует себя с православной традицией", действительно ставит Церковь в центр жизни и отдельного народа, и всего мира.

Борис Колымагин,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования