Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Стоит ли Церковь Тридентской мессы? "Народ Божий" не желает возвращаться к дособорным временам


Как сообщают СМИ, представители французского католического епископата выразили серьезное сомнение в необходимости специальных мер по возвращению в литургическую практику латинской Тридентской мессы, тем более в санкционировании этого возвращения с помощью специального указа понтифика, так называемого "генерального индульта" (освобождения от церковных предписаний), имеющего повсеместное значение. Появление этого документа ожидается в ноябре.

Вопрос о широком введении латинской Тридентской мессы, практику которой серьезно ограничили (но вовсе не отменили) решения II Ватиканского Собора, приобрел для священников и мирян Католической Церкви символический, знаковый смысл. Его решение означало не только и не столько примирение Ватикана со схизматиками – сторонниками покойного епископа Лефевра из "Братства св. Пия Х", но стало бы для многих однозначным ответом на вопрос, вслух или молча задаваемый все полтора года понтификата Бенедикта XVI: "Quo vadis, Papa-Ratzi"? В послесоборное будущее или дособорное прошлое. Некоторые слова и дела понтифика вроде бы демонстрировали его верность курсу на движение вперед, но больше было такого, что свидетельствовало об активных симпатиях и устремлениях понтифика в дособорное, европоцентричное латинство. В пользу последнего говорит и выбор имени, унаследованного от дособорного Папы, и география поездок, пока что исключительно в "латинском" церковном ареале, наконец, пассажи в отношении ислама.

Проблема литургической практики важна, прежде всего, потому, что именно литургия является средоточием, сердцем жизни Церкви. Как известно, II Ватиканский Собор внес изменения отнюдь не в догматические константы вероучения, но, прежде всего, в практику жизни Церкви в современном мире, в ее отношение к тем, кто в силу своих убеждений, либо принадлежности к иной культурной традиции, находится вне ее ограды. Посему именно изменения в литургической жизни Церкви могут повлечь за собой, подобно известному "принципу домино", серьезные изменения всего видения места и роли Церкви в современном мире, принятые Собором более 40 лет назад. Не случайно реформы литургической жизни зафиксированы в конституции "О Богослужении". Таким образом, это документ прямого правоприменительного, а не декларативного права. Среди 16 основных соборных документов, помимо названного, еще только три являются конституциями – это догматическая конституция "О Церкви" ("Свет народам"), догматическая конституция "О Божественном откровении" и пастырская конституция "О Церкви в современном мире". В конституции "О богослужении", между прочим, говорится, чтобы "в литургическом действии не только соблюдались правила для действенного и законного служения, но также, чтобы верующие сознательно, действенно и плодотворно участвовали в ней" (п. 11), или "Матерь-Церковь очень желает, чтобы все верующие привлекались к тому полному, сознательному и деятельному участию в Богослужениях, которого требует сама природа Богослужения…." (п. 14). Всем очевидно, что духу подобных установлений вряд ли соответствует буква литургических правил, утвержденных в 1570 году, согласно которым священник что-то читает на мало кому понятном латинском языке, а народ… безмолвствует, творя молитвы про себя, на языке, может быть, и понятном, но вряд ли всегда сочетающиеся с духом литургического единения Церкви. Вот почему сомнения по поводу необходимости специального введения Тридентской мессы высказали отнюдь не какие-то патентованные ультрапрогрессисты, а очень даже известные своим консерватизмом иерархи. Помимо уже упомянутых французов, высказавших опасение, что подобный акт, санкционированный специальным документом, породит ненужный биритуализм внутри латинского обряда, и, как следствие, разброд в душах верующих. Глава католического епископата Германии кардинал Карл Леман привел куда более приземленные аргументы за то, чтобы не вводить Тридентскую мессу специальным указом – низкий интерес к ней верующих. И это несмотря на то, что месса эта служится в очень многих приходах страны, как по воскресеньям, так и по будним дням. О том же вспомнили и представители польского епископата. Кстати, очень сомнительно, что санкция на введение Тридентской мессы в церковную практику поспособствует полному воссоединению лефевристов с Церковью. Их представители уже заявили, что будут оставаться в оппозиции. И понятно, ведь принципиальная позиция этой оппозиции отнюдь не только литургический вопрос, но полный разрыв со II Ватиканским собором.

Глас народа – как известно, глас Божий. Глас "народа Божия" (Церкви) – Глас Божий вдвойне. Живая Церковь, даже через отношения к знакам и символам своей жизни ясно дает понять, что ее путь – путь вперед, обозначенный II Ватиканским Собором. И предстоятель, каких бы лично воззрений он не придерживался, может и должен идти только курсом Церкви, ведомой Святым Духом. Осознает ли это Бенедикт XVI и подтвердит ли как словами, так и делами, покажет ближайшее будущее.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования