Как сообщают СМИ, представители французского католического епископата выразили серьезное сомнение в необходимости специальных мер по возвращению в литургическую практику латинской Тридентской мессы, тем более в санкционировании этого возвращения с помощью специального указа понтифика, так называемого "генерального индульта" (освобождения от церковных предписаний), имеющего повсеместное значение. Появление этого документа ожидается в ноябре. Вопрос о широком введении латинской Тридентской мессы, практику которой серьезно ограничили (но вовсе не отменили) решения II Ватиканского Собора, приобрел для священников и мирян Католической Церкви символический, знаковый смысл. Его решение означало не только и не столько примирение Ватикана со схизматиками – сторонниками покойного епископа Лефевра из "Братства св. Пия Х", но стало бы для многих однозначным ответом на вопрос, вслух или молча задаваемый все полтора года понтификата Бенедикта XVI: "Quo vadis, Papa-Ratzi"? В послесоборное будущее или дособорное прошлое. Некоторые слова и дела понтифика вроде бы демонстрировали его верность курсу на движение вперед, но больше было такого, что свидетельствовало об активных симпатиях и устремлениях понтифика в дособорное, европоцентричное латинство. В пользу последнего говорит и выбор имени, унаследованного от дособорного Папы, и география поездок, пока что исключительно в "латинском" церковном ареале, наконец, пассажи в отношении ислама. Проблема литургической практики важна, прежде всего, потому, что именно литургия является средоточием, сердцем жизни Церкви. Как известно, II Ватиканский Собор внес изменения отнюдь не в догматические константы вероучения, но, прежде всего, в практику жизни Церкви в современном мире, в ее отношение к тем, кто в силу своих убеждений, либо принадлежности к иной культурной традиции, находится вне ее ограды. Посему именно изменения в литургической жизни Церкви могут повлечь за собой, подобно известному "принципу домино", серьезные изменения всего видения места и роли Церкви в современном мире, принятые Собором более 40 лет назад. Не случайно реформы литургической жизни зафиксированы в конституции "О Богослужении". Таким образом, это документ прямого правоприменительного, а не декларативного права. Среди 16 основных соборных документов, помимо названного, еще только три являются конституциями – это догматическая конституция "О Церкви" ("Свет народам"), догматическая конституция "О Божественном откровении" и пастырская конституция "О Церкви в современном мире". В конституции "О богослужении", между прочим, говорится, чтобы "в литургическом действии не только соблюдались правила для действенного и законного служения, но также, чтобы верующие сознательно, действенно и плодотворно участвовали в ней" (п. 11), или "Матерь-Церковь очень желает, чтобы все верующие привлекались к тому полному, сознательному и деятельному участию в Богослужениях, которого требует сама природа Богослужения…." (п. 14). Всем очевидно, что духу подобных установлений вряд ли соответствует буква литургических правил, утвержденных в 1570 году, согласно которым священник что-то читает на мало кому понятном латинском языке, а народ… безмолвствует, творя молитвы про себя, на языке, может быть, и понятном, но вряд ли всегда сочетающиеся с духом литургического единения Церкви. Вот почему сомнения по поводу необходимости специального введения Тридентской мессы высказали отнюдь не какие-то патентованные ультрапрогрессисты, а очень даже известные своим консерватизмом иерархи. Помимо уже упомянутых французов, высказавших опасение, что подобный акт, санкционированный специальным документом, породит ненужный биритуализм внутри латинского обряда, и, как следствие, разброд в душах верующих. Глава католического епископата Германии кардинал Карл Леман привел куда более приземленные аргументы за то, чтобы не вводить Тридентскую мессу специальным указом – низкий интерес к ней верующих. И это несмотря на то, что месса эта служится в очень многих приходах страны, как по воскресеньям, так и по будним дням. О том же вспомнили и представители польского епископата. Кстати, очень сомнительно, что санкция на введение Тридентской мессы в церковную практику поспособствует полному воссоединению лефевристов с Церковью. Их представители уже заявили, что будут оставаться в оппозиции. И понятно, ведь принципиальная позиция этой оппозиции отнюдь не только литургический вопрос, но полный разрыв со II Ватиканским собором. Глас народа – как известно, глас Божий. Глас "народа Божия" (Церкви) – Глас Божий вдвойне. Живая Церковь, даже через отношения к знакам и символам своей жизни ясно дает понять, что ее путь – путь вперед, обозначенный II Ватиканским Собором. И предстоятель, каких бы лично воззрений он не придерживался, может и должен идти только курсом Церкви, ведомой Святым Духом. Осознает ли это Бенедикт XVI и подтвердит ли как словами, так и делами, покажет ближайшее будущее. Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |