Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Торможение как средство от крена. Первый год первосвятительства старообрядческого Митрополита Корнилия прошел в фарватере его великого предшественника. Необходим новый курс


Ровно год назад древлеправославные христиане Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) на Освященном Соборе, собравшемся в Рогожской слободе в Москве, избрали нового предстоятеля, Митрополита Московского и всея Руси Корнилия. Это произошло спустя два месяца после внезапной кончины Митрополита Андриана, при котором старообрядческая Церковь вступила в период новой мобилизации и перешла от состояния "закрытости и маргинальности" к новому способу существования – открытому и ясно претендующему на выражение своей позиции в обществе. Покойный Митрополит собрал вокруг себя группу единомышленников, трудами которых было сделано очень многое за весьма короткое время.

Новому Митрополиту пришлось нелегко. Мало сказать, что владыка Андриан, как говорят, "задал высокий темп", но он, будучи по натуре изобретателем, художником и инженером, постоянно реагировал на вызовы жизни, активно встречался с журналистами, с политиками, "на ходу" подстраивался к ситуациям, признавал и исправлял неизбежные ошибки, искал новые ресурсы, ставил священников и епископов… Главное – Митрополит Андриан умел слушать и понимать собеседника, что обеспечивало церковному кораблю, как говорят моряки, "ходкость и нормальную осадку". Церковный корабль можно перегрузить – и он будет скрести килем по дну. А можно недогрузить – и тогда он будет давать крен и устойчивость его уменьшится. Митрополит Андриан почти нашел оптимальный курс – его недостатки исправлялись за счет скорости, малая маневренность компенсировалась стабильностью.

Митрополиту Корнилию пришлось взять руль из мертвых рук кормчего, так что вертеть его куда-то в другую сторону было затруднительно. На прокладку нового курса не было времени. Первые заявления посеяли некоторое беспокойство в умах христиан – "мы с РПЦ плывем в одном корабле", "главное - единство"... Митрополит Корнилий попытался слегка затормозить корабль, опасаясь не удержать высокого темпа, и не будучи уверен в своих качествах кормчего. Он призывал положиться на неторопливость и консервацию. Но время, как оказалось, для медленного разгона уже прошло – корабль разогнался если не до крейсерской скорости, то до половины – уж точно.

Соратники владыки Андриана никак не соглашались на торможение и диалог их с новоизбранным первоиерархом не заладился. И тогда новый Митрополит решился сменить команду. Был расформирован Издательско-информационный отдел, а на место инициативных и мобильных сотрудников Владыки Андриана пришли проверенные деятели "старой гвардии". Церковный корабль стал давать ощутимый перекос на корму. В церковной жизни стало чувствоваться торможение: если при владыке Андриане новые кандидаты во священники исчислялись десятками и в каждой епархии готовились списки ставленников, то при новом Митрополите этот процесс затормозился. Несмотря на то, что был избран кандидат во епископы, его поставление затянулось. Информационная политика приобрела несколько хаотичный, спорадическийхарактер. Бывшие нормой при Митрополите Андриане встречи с журналистами, открытый и заинтересованный диалог, в котором выяснение истины главенствовало над политкорректностью, ушли в прошлое. Новый Митрополит предпочел давать вполне протокольные интервью, а остроты мысли и ясности позиции в церковной прессе как будто бы поубавилось.

Отдельно надо сказать о взаимодействии с властями. Митрополит Корнилий так же, как и Митрополит Андриан, стремится постоянно встречаться с представителями региональных и федеральных властей, чтобы посредством этих встреч решать многочисленные церковные вопросы. Прежде всего, это вопросы с церковной собственностью и в особенности с храмами. Во времена "деревенской тишины" при Митрополите Алимпии (Гусеве) вопросу о возвращении церковной собственности не придавалось большого значения. Многие старообрядческие церкви попали в руки светских организаций и пронырливых бизнесменов, которые не торопились отдавать их исконным владельцам. При Митрополите Андриане власти начали диалог с Церковью, целью которого было выяснение возможности возвращения этих храмов. Разумеется, интересы организаций и бизнесменов лоббировались заинтересованными чиновниками, но благодаря активности и обаянию Митрополита Андриана, у старообрядцев появились свои ходатаи. Надо сказать, что вопрос с возвращением храмов при новом Митрополите не был предан забвению. Однако этот вопрос был переведен в категорию третьеразрядных. Излишне говорить, что наличие открытых действующих храмов есть наиболее действенный способ заявить о себе как о конфессии.

В отношениях с титульной Церковью – РПЦ МП Митрополит Корнилий в целом продолжает линию Митрополита Андриана, однако энергично проводившийся покойным Митрополитом курс на "равноудаленность конфессий" оказался несколько скорректированным в сторону "политкорректности" под бдительным надзором господствующей конфессии. Опасения обидеть кого-то или испортить добрые отношения характеризуют внешнюю политику нынешнего главы РПСЦ. Ожидать каких-то прорывов в отношениях с РПЦ МП при новом Митрополите стало едва ли возможным. Это признал в своем недавнем интервью и глава ОВЦС МП митрополит Кирилл. И дело тут не столько в несговорчивости или чрезмерной принципиальности старообрядцев, сколько в крайней осторожности и некоторой нерешительности нового церковного руководства.

Федор Конев,
для "Портала–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования