Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Миссия практически не выполнима. Сербский епископ пытается реанимировать интерес россиян к проблеме Косово и поднять их на защиту "братьев-сербов"


На днях в Москве с важной миссией побывал епископ Рашко-Призренский Артемий (Сербский патриархат), известный тем, что он активно и где-то даже агрессивно пытается внушить международному общественному мнению свое видение ситуации в этом автономном крае Сербии, находящемся под контролем ООН. Это видение таково: мусульмане захватили исконно православные земли, создают исламистско-джихадистское образование в центре Европы, представляющее собой - ни больше, ни меньше - угрозу не только славянству, но и всему православному миру. Всплеск активности владыки не случаен – в оставшиеся месяцы текущего года предстоит окончательно определиться со статусом этого автономного края, де-юре еще входящего в Сербию, но де-факто находящегося под международным протекторатом и населенного примущественно этническими албанцами.

В российских СМИ основной поток информации по косовской проблеме традиционно идет из Белграда и поэтому, по определению, не свободен от субъективной односторонности. В связи с этим несколько строк по истории вопроса.

Еще во втором тысячелетии до н.э. нынешнее Косово заселили иллирийские племена – предки современных албанцев. Славяне здесь появляются только с XII столетия. Да, здесь произошла битва на Косовом поле (1389 год) – событие пассионарного значения в сербской истории. Но и для албанцев этот регион имеет важнейшее историческое значение – здесь образовалась так называемая Призренская лига, стоявшая у истоков независимости албанского государства. Поэтому объективней было бы определить Косово как колыбель независимости сразу двух народов – сербов и албанцев. Во времена королевской, а затем и титовской Югославии, здесь жили преимущественно албанцы, использовавшиеся в качестве рабочей силы на добыче полезных ископаемых (Косово – природная кладовая Сербии). В коммунистические времена к местному населению добавились также славяне-мусульмане из Боснии и сербского Санджака, а также те, кто смог бежать из сталинско-ходжевского рая в коммунистической Албании. При этом на косовское неславянское население периодически накатывались волны принудительной сербизации. Самая жестокая – уже в посткоммунистическое время при Милошевиче, когда в первой половине 90-х годов было запрещено образование на албанском языке. Ну а дальше последовало то, что официально признано мировым сообществом (формально - и Россией) геноцидом албанского народа.

Владыка Артемий сегодня составляет мартиролог разрушенных церквей и убитых сербов. Но "за скобками" этого документа, естественно, останутся около 3 000 албанцев всех полов и возрастов, убитых регулярными и нерегулярными вооруженными сербскими формированиями? В подобных острых конфликтах не бывает однозначно правой и однозначно виноватой стороны. Действие вызывает противодействие.

Почему же именно сегодня в кампанию по противодействию обретению независимости Косова включилась православная Церковь в лице епископа Артемия? Очевидно, что после распада коммунистической Югославии попытки создать на ее обломках некое более-менее значительное государство с сербским доминированием (помимо собственно Сербии) провалились. Последний пример – уход в независимость Черногории – страны, родственной сербам по языку и, что важно, по религии. "Великой Сербии" не получилось. И тогда в дело вступает последний довод – клерикально-националистический, под соусом "славянского братства". Впрочем, косовский архиерей сегодня не только в Россию ездит. Он уже был в США и Европе, и там горячо убеждал официальных и не очень лиц, что на фоне борьбы с мусульманским терроризмом никак не следует допустить независимого Косова. А России Белград должен пообещать, согласно плану этой пиар-кампании, ни много, ни мало – военную базу в Косово. Вот так!

Хотя, во-первых, в рамках нашей нынешней внешнеполитической доктрины, России эта база нужна как лишняя дырка в голове! Во-вторых, стратегическим интересам России на Балканах сегодня соответствует гармоничные отношения со всеми странами региона и неангажированность в локальных конфликтах, ибо ветвистой системой энергетического экспорта Россия намерена охватить все без исключения страны этого региона. В-третьих, Россия уже научена историческим опытом прошлых веков, когда, решив свои вопросы с помощью подогрева в нашей стране православно-патриотических настроений, славянские братушки с Балкан (точнее, их политические режимы) Россию банально "кидали". В-четвертых, Сербия сегодня стремится в евросообщество, что требует, по определению, рационального, а не идеологического подхода, хотя клерикально-националистические круги и настроения в Белграде всегда были весьма сильны. И, наконец, Косово, как и албанский этнический ареал вообще – это не самое благоприятное место для культивирования исламского ультрафундаментализма в формате аль-Каеды. У албанцев фактор этнический в самосознании резко доминирует над религиозным. Да и смотрит это этническое самосознание скорее на Запад, нежели на Восток. В наибольшей степени мусульманская религиозность проявляется у албанцев Македонии, но отнюдь не настолько, чтобы стать питательной средой для фундаментализма. Кстати, в начале 90-х годов ХХ века в Албании и соседних регионах начинали работать аравийские экономические (и не только) структуры, однако впоследствии они резко сократили свою деятельность.

Теперь попробуем ответить на вопрос, почему в этой религиозно-дипломатической пиар-кампании принимает участие известный церковный публицист - обозреватель радиостанции "Голос Америки" протоиерей Виктор Потапов (РПЦЗ(Л)), ранее не замеченный в активной борьбе за права сербов. Конечно, этот вопрос можно было задать и самому о. Виктору на пресс-конференции в Москве, в агентстве "Интерфакс". Однако на оной по воле клерков этого агентства побывать не пришлось и поэтому приходится строить гипотезы, которые, как представляется, не очень далеки от реальности. Сегодня о. Виктор Потапов является одним из активнейших сторонников объединения двух русских православных Церквей – РПЦ МП и РПЦЗ(Л). Учитывая, что еще некоторое время назад о. Виктор придерживался прямо противоположной точки зрения, он, видимо, счел для себя оптимальным активно продемонстрировать свою лояльность Москве путем активного участия в ее проектах, например, дипломатических. А после ряда крупных провалов на европейском направлении, у ОВЦС остался только один дипломатический козырь – Балканы, Косово. Только с учетом вышесказанного следует четко представлять, что и этот проект – провальный, потому что Кремль фактически устранился от его участия, а без Кремля ОВЦС слабоват...

Валерий Емельянов,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования