Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Рубикон преодолен. "Лояльная оппозиция" внутри РПЦЗ(Л) встала на тропу войны. Что ее теперь ждет?


Чрезвычайное собрание Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ(Л), состоявшееся 12 октября, совершило первый необратимый поступок на пути разделения нынешней РПЦЗ(Л), формально возглавляемой Синодом Митрополита Лавра. Синоду РПЦЗ(Л) был предъявлен ультиматум относительно "Акта о каноническом общении" с РПЦ МП, причем, самое главное, уже прямо с 12 октября было объявлено, что богослужебное поминовение Митрополита Лавра на территории епархий прекращается впредь до его раскаяния, которое должно выразиться в отмене синодального постановления от 7 сентября, одобрившего до сих пор неопубликованный "Акт о каноническом общении".

Если смотреть чисто формально, то необратимого в таком шаге Одесской епархии нет ничего: формально и Митрополит Лавр может покаяться, и, надо сказать, епископ Агафангел тоже может покаяться, отменив собственное решение от 12 октября. Но наша жизнь не настолько формальна, и поэтому шаг Одесской епархии все-таки необратим. РПЦ МП, внутрь которой сейчас засасывается Синод Митрополита Лавра, живет не столько по своим писаным уставам (которых никто толком не знает: в Минюсте зарегистрирован один устав, а Архиерейским Собором РПЦ МП в 2000 году принят другой, причем Архиерейский Собор отменил устав, принятый более высокой инстанцией - Собором Поместным, но это никому не мешает), сколько по гораздо более четким и жестким "понятиям". Если "по понятиям", то епископ Агафангел, насколько это зависит от РПЦ МП, должен быть примерно наказан – в назидание всем прочим. И тут дело вовсе не в чьей-то личной жестокости или мстительности, а просто в невозможности управлять РПЦ МП вопреки ее внутренним законам. В обществах, которые управляются "по понятиям", все явные преступления против "понятий" должны обязательно влечь за собой еще более явные, то есть демонстративные, наказания. Иначе неизбежно начнется анархия.

Итак, сделан необратимый шаг, и теперь будут последствия. Какие?

Православные христиане не должны быть фаталистами, и поэтому обязаны понимать, что последствия будут зависеть от свободной воли участников событий. Никакого заранее предустановленного сценария быть не может. Поэтому будем рассматривать варианты.

Реальный процесс развития событий примет такую траекторию, какая будет определяться, в основном, двумя факторами: внутренней сплоченностью церковной организации епископа Агафангела (мы будем называть ее РПЦЗ(А)) и сознательным выбором ее лидеров. Первый фактор характеризует способность этой организации двигаться в каком бы то ни было заданном направлении (а, например, не разваливаться дальше). Второй фактор характеризует возможные направления для такого движения (о нем мы поговорим как-нибудь в другой раз: мы уже касались подобных тем в самой общей форме, а погружаться в подробности пока еще не время).

Фактор внутренней сплоченности организации для РПЦЗ(А)

Перед выбором пути надо, прежде всего, позаботиться о своей экипировке: подумать, какие дороги для нас проходимы, и что можно сделать, чтобы повысить тут наши способности.

Стартовые условия для РПЦЗ(А) нельзя не признать сложными. Организация состоит, в основном, из тех членов дораскольной РПЦЗ образца 1990-х годов, которые наиболее привыкли слушаться начальства и не проявлять инициативы, искренне полагая, что любая инициатива епископата – это воля Божия, а любая инициатива снизу – от лукавого. Все более-менее инициативные и непоседливые отсеивались на более ранних этапах, благо этих этапов было уже немало.

Что бы мы тут ни говорили о пагубности и нецерковности такого образа мыслей, как бы мы ни ссылались на опыт сопротивления мирян и монашества Брестской унии, заключенной епископами, все это не особо поможет, так как главная причина держаться за подобный род мыслей – глубоко внутренняя, психологическая. Человека с таким образом мыслей нельзя переубедить (он будет нечувствителен к логической и исторической аргументации). Но зато его можно "декодировать" – расколдовать.

Сначала он должен почувствовать, что его главный жизненный принцип – во всем и всегда слушаться начальства – приводит его в тупик (на языке психологии это называется "когнитивный диссонанс"): начальство противоречит само себе. Именно благодаря явной непоследовательности Синода Митрополита Лавра в настоящее время у епископа Агафангела появилось так много сочувствующих в "законопослушной" среде РПЦЗ(Л). Но сейчас, после резкого и необратимого шага, в этой среде начинается смятение: логически действия епископа Агафангела совершенно корректны и ясны, но, не будем забывать, мы тут имеем дело с такой средой, которую невозможно успокоить и организовать логическими аргументами. Ей нужно совершенно другое: ясный и непротиворечивый образ законного начальства, которое всегда действует мудро и предусмотрительно. Перед таким начальством будут легко и даже с удовольствием признаваться в собственных слабостях, неразумии и ошибках – то есть будут доверять.

Итак, нужно, во-первых, ясно артикулировать нынешний "когнитивный диссонанс", сразу же показав пути выхода из него, и, во-вторых, столь же ясно заявить, что у РПЦЗ(А) есть ясный план дальнейших действий (сам план раскрывать не следует, а нужно только продемонстрировать, что он есть).

1. Что нужно сделать, чтобы разрешить нынешний "когнитивный диссонанс"

Нынешний "когнитивный диссонанс" выражается, главным образом, в беспокойстве: как же можно будет не признавать вероятное и скорое прещение на епископа Агафангела, если сам же епископ Агафангел официально заявляет о своем признании Синода Митрополита Лавра?

Тут можно пояснять, что епископ Агафангел сохраняет верность РПЦЗ и ее Синоду как учреждению, но не конкретным епископам, которые своим решением от 7 сентября поставили себя на одну доску с епископами РПЦ МП. Если бы Одесская епархия решила действовать по акривии, то она бы прервала с такими епископами всяческое общение. Однако Одесская епархия имела возможность действовать по икономии в отношении заблудшего Митрополита Лавра и его епископов, и она этой возможностью воспользовалась. А именно, она дала им еще один шанс на исправление. Она призвала их к покаянию и дала время, чтобы одуматься. Фактически, если переводить на язык канонов, речь пошла о том, что Синод Митрополита Лавра, ушедший в раскол МП, будет принят на сверхльготных условиях обратно в церковное общение в том случае, если его покаяние будет скорым. Церковь имеет полное право выдвигать подобные условия, если находит в этом пастырскую целесообразность.

2. Что нужно, чтобы показать свою готовность к дальнейшим действиям

Готовность к дальнейшим действиям демонстрируется не декларациями и даже не объявлением своих планов, которые могут быть сколь угодно прекрасными. Убедительность таких демонстраций достигается автоматически и без всяких слов, но только в том случае, если готовность к дальнейшим действиям есть на самом деле.

Для готовности к действию должна быть, прежде всего, готовность к взаимодействию. И, прежде всего, к взаимодействию с другими силами в составе той же РПЦЗ(Л). Пока что мы видим координацию Одесской епархии с находящейся под омофором того же епископа Агафангела Запорожской епархией, но этого мало. Мы не видим у Одесской епархии никакого ясного взаимодействия с центрами в дальнем зарубежье, хотя бы только в Северной Америке. Кто-то скажет, что и самих этих центров пока не видно, и будет отчасти прав. Но только отчасти. Дело в том, что для равномерного роста РПЦЗ(А) было бы желательно, чтобы все ее центры, не имеющие епископов, проявляли себя не сразу, а только после того, как установят отчетливую координацию с епископом Агафангелом. Речь ни в коем случае не идет о том, чтобы признавать над собой власть епископа Агафангела в качестве епархиального архиерея, но лишь о том, чтобы признать его, в некотором смысле, местоблюстителем престола Первоиерарха.

От того, насколько удастся епископу Агафангелу к середине декабря оказаться лидером не одной лишь Одесской епархии, а всех центров нынешней "лояльной оппозиции" внутри РПЦЗ(Л), будет принципиально зависеть судьба его церковной организации. Разумеется, не от одного епископа Агафангела это зависит. Теперь начинают очень много значить и все прочие лидеры РПЦЗ(Л), в обеих Америках, в Австралии и в Западной Европе – особенно те, что в сане мирян. Кажется, они уже расстаются с иллюзиями по поводу собственных епископов, но им важно поскорее перейти к самостоятельным действиям по защите Церкви и ее имущества, не оглядываясь на предавшее или растерявшееся епархиальное и приходское начальство.

Уже в декабре будет видно, сможет ли возглавляемая епископом Агафангелом РПЦЗ(А) стать главной альтернативной Синоду Митрополита Лавра.

Игумен Григорий (Лурье),
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования