Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Отложились. В РПЦЗ возникла новая "ветвь". Ряды "зарубежников", объединяющихся с РПЦ МП, продолжают стремительно редеть


Решения Чрезвычайного собрания Одесской и Запорожской епархий РПЦЗ(Л), объединяющих приходы этой Церкви в Украине, Молдове и Беларуси, оказались более радикальными, чем предполагали многие аналитики, внимательно следящие за "историческим процессом" объединения РПЦЗ(Л) и РПЦ МП. Епархии, довольно многочисленные по меркам РПЦЗ, решили прекратить поминовение ее первоиерарха Митрополита Лавра на том основании, что Синод под его председательством одобрил таинственный "Акт о каноническом общении" РПЦ МП и РПЦЗ(Л). По идее, одобрить "Акт" должен был еще в мае самый представительный орган РПЦЗ(Л) - Всезарубежный Собор, - но "Акт" оказался засекречен для участников Собора, которые благоразумно не проголосовали за кота в мешке. Однако, благодаря разного рода "утечкам" (одна из них была на нашем Портале) и копиям, розданным архиереям, общие принципы этого "Акта" стали известны довольно широкому кругу интересующихся. Они не оставляли сомнений - речь идет о канонической, экклезиологической, моральной и юридической капитуляции РПЦЗ(Л) при том, что Московская патриархия вовсе не собирается, даже символически, отречься от своих "двух столпов" - пресловутых сергианства и экуменизма.

После того, как Всезарубежный Собор в своей Резолюции дипломатично напомнил об этом отречении как абсолютно необходимом условии "воссоединения", стало ясно - к торжественному сослужению Патриарха Алексия II и Митрополита Лавра в Успенском соборе Московского Кремля РПЦЗ(Л) дойдет весьма поредевшими колоннами. А это значит, что вместо громко проанонсированного - аж на уровне президента РФ! - преодоления "трагического разделения Русской Церкви" произойдет банальное присоединение к РПЦ МП одной из "ветвей" Зарубежной Церкви, что уже неоднократно бывало в истории (в 1924 году к РПЦ МП присоединилась Американская митрополия, в 1926-м - Западноевропейская митрополия во главе с митрополитом Евлогием, в 1945-м - Дальневосточная, а "по мелочи" приходы "возвращались" в РПЦ МП чуть ли ни каждые два года). Слишком позорный может получится финал у великого церковно-исторического начинания президента! Может, поэтому этот финал все время откладывается? Однако, как мы видим, эти бесконечные задержки идут совсем не на пользу великому делу...

Но вернемся к ситуации с Одесской и Запорожской епархиями. Чем они мотивируют свое каноническое отложение от Митрополита Лавра? Во-первых, тем, что Митрополит и иже с ним хотят объединиться с остающейся в расколе, "инициированном богоборцами в 1927 году", частью поместной Российской Церкви. По канонической, да и по обыкновенной логике, такое объединение означает уход в раскол самого Митрополита. Кроме того, экклезиология клириков Одесской и Запорожской епархий, в целом отражающая традиционную экклезиологию РПЦЗ, приводит их к заключению, что ни РПЦ МП, ни РПЦЗ не могут самостоятельно провозгласить себя Полнотой поместной Российской Церкви. Такая Полнота может быть восстановлена только на канонически созванном свободном Поместном Соборе с участием всех частей Российской Церкви. Во-вторых, как бы абстрагируясь от означенного выше факта раскола, участники Чрезвычайного собрания не приемлют статуса РПЦЗ как автономии в составе РПЦ МП. Такой статус наделяет серьезными полномочиями Патриарха Алексия II, который вместе с московским Синодом должен будет утверждать назначения епископов РПЦЗ и избрание ее первоиерарха. А Патриархом-то Алексия II в РПЦЗ не признают, потому что в России после 1918 года не созывался законный Поместный Собор, а Патриарх избирался совсем не по тем правилам, которые были утверждены последним общепризнанным Собором 1917-18 гг. Епископ Агафангел, возглавлявший Чрезвычайное собрание, предложил в свое время такой "дипломатический" выход из сложившегося в Российской Церкви положения (чем-то напоминающий "отложенный статус Чечни" в Хасавюртовских соглашениях 1996 года): все наличные части Российской Церкви признают, что общепризнанной Высшей церковной власти в этой Церкви нет, а общение РПЦЗ с РПЦ МП возможно лишь в случае внятного отказа последней от сергианства и экуменизма, а также согласия на созыв канонического Поместного Собора. Причем, пока такой Собор не созван и общепризнанной Высшей церковной власти в Российской Церкви нет, ни о каких "автономиях" и подчинениях одной части другой не может быть и речи - административно-канонический статус каждой из частей и степень их самостоятельности должны быть одинаковыми.

Участники Чрезвычайного собрания предложили и свой путь дальнейшего развития событий, не без основания рассчитывая, что их поддержат клирики, миряне, а, возможно, даже некоторые архиереи других епархий РПЦЗ(Л). Путь этот таков: после присоединения части РПЦЗ(Л) к РПЦ МП, что, собственно, и будет означать подписание "Акта" о безоговорочной капитуляции, оставшаяся часть созовет V Всезарубежный Собор, который изберет новое священноначалие РПЦЗ. Относительно клириков и мирян такие расчеты вполне могут оправдаться: о своем неприятии курса Митрополита Лавра заявили 72 (из 132) делегата IV Всезарубежного Собора, почти все клирики Южно-Американской епархии, многие священники РПЦЗ(Л) в США и Канаде, не говоря уж о постсоветском пространстве. Надежды же на архиереев невелики. Обычно называются три архиерейских имени, помимо епископа Агафангела, - архиепископ Иларион, епископ Гавриил и епископ Даниил. Однако ни один из них не занимает столь внятной позиции, как епископ Агафангел. Архиепископ Иларион много лет был секретарем Синода РПЦЗ, поддерживал деятельность архиепископа Марка (Арндта) по сближению с Москвой, в юности учился в духовных школах РПЦ МП, всегда достаточно терпимо относился к сергианству и экуменизму, высказывался против создания структур РПЦЗ в России. Есть смутные сообщения, что он написал протест против "Акта", но этот протест нигде не публиковался и какова аргументация архиепископа Илариона неизвестно. Епископ Гавриил, с одной стороны, поставил свою знаменитую резолюцию под синодальным решением об одобрении "Акта" - "Я не согласен с этим решением" - и дал ряд довольно критических в отношении РПЦ МП интервью, но с другой стороны очень болезненно отреагировал на сообщение нашего Портала о благословении, вроде бы данном им в Оттаве, на "мирные способы" сопротивления подчинению РПЦ МП, заявив, что является ревностным поборником скорейшего объединения. В частных беседах с мирянами РПЦЗ(Л), призывавшими его возглавить "движение сопротивления", епископ Гавриил ссылался на житейские и бытовые препятствия: "А вы думаете, епископам не нужны средства к существованию?" Наконец, епископ Даниил служил в храмах РПЦ МП и демонстративно игнорировал приходы РПЦЗ еще во время своих визитов в Россию в начале 90-х. А его известный демарш, когда он отказался ехать на IV Всезарубежный Собор, объясняется вовсе не сознательным протестом против принципов "воссоединения", а обидой за друзей, которых, конечно, довольно грубо и неканонично не допустили к участию в Соборе. Кроме того, епископ Даниил стар и немощен, практически не служит, живет в уединении и мало участвует в церковных делах. Так что, как и предполагалось на нашем Портале, новая "ветвь" РПЦЗ имеет все шансы получить аббревиатуру РПЦЗ(А) - по имени своего пока единственного епископа.

Что же представляет собой епископ Агафангел и его епархии, каковы перспективы новой "ветви"? Будущий иерарх присоединился к РПЦЗ в самом начале ее легализации в России - в 1990-91 гг. Он был пострижен и рукоположен покойным архиепископом Лазарем (Журбенко) - основателем другой "ветви" РПЦЗ, известной ныне как РИПЦ. Прослужив некоторое время в общине РПЦЗ в Ивано-Франковске, о. Агафангел переехал в Одессу, где стал ближайшим сотрудником архиепископа Лазаря. При первом отделении архиепископа Лазаря и епископа Валентина (Русанцова) от РПЦЗ в 1994 году (тогда еще чисто административном), по предложению своего кириарха был рукоположен в сан епископа Симферопольского, викария Одесской епархии. Поддержал Акт Лесненского Собора РПЦЗ (декабрь 1994 г.) о воссоединении архиепископа Лазаря, епископа Валентина и нью-йоркского Синода, после чего неизменно сохранял верность нью-йоркскому Синоду, несмотря на все колебания "генеральной линии", вплоть до вчерашнего дня. Чтобы получить признание своего архиерейства, епископу Агафангелу пришлось провести 1995 год в Америке, при Синоде. Психологический тип епископа Агафангела разительно отличает его от архиепископа Лазаря, позиционировавшего себя как "коренного катакомбника", склонного к "старчествованию" и нарочитой простоте. Епископ Агафангел достаточно современный, адекватный иерарх и церковный администратор, сохранивший, несмотря на некоторый налет "зарубежнической" закрытости, живой интерес к происходящему во вселенском Православии и даже к светской политике. Во время Помаранчевой революции епископ Агафангел не стал выступать с имперскими заклинаниями, как иные "истовые зарубежники", а занял вполне нравственную и, вместе с тем, прагматичную позицию. Теперь ведь даже самые отъявленные враги "оранжевой чумы" не возьмутся утверждать, что тот моральный подъем народа Украины, стремление "жить не по лжи", неприятие господствовавших в политике "фальсификаций, брехни и понятий", можно объяснить исключительно происками известного лондонского олигарха. Для иерарха РПЦЗ, всегда проповедовавшей великороссийскую державность и старавшейся в упор не замечать новых политических реалий на постсоветском пространстве, политическая позиция епископа Агафангела должна быть признана и мужественной, и ответственной. Уже тогда стало ясно, что этот иерарх может брать ответственность на себя.

Одесская и Запорожская епархии, объединяющие в общей сложности около 50 приходов, являются вполне сложившейся и признанной церковной структурой Украины. Они связывают свое будущее с этой страной, а не с фантазиями геополитиков "евразийского" толка. На фоне общей разрухи, воцарившейся в РПЦЗ в последние годы, жизнь этих епархий можно признать вполне благоустроенной - там есть и монастыри, и семинария, и СМИ, достаточно часто к ним присоединяются клирики из "мирового православия", отрекающиеся от ересей сергианства и экуменизма. С точки зрения украинских властей, епархии епископа Агафангела вызывают больше доверия, чем основанная архиепископом Лазарем РИПЦ, позиции которой в Украине также заметны. РИПЦ остается проводником традиционной для РПЦЗ имперской идеологии, что затрудняет ее нормальную интеграцию в жизнь украинского государства.

О возможных путях развития зарождающейся РПЦЗ(А) наш Портал писал неоднократно, поэтому перечислим их здесь просто "для памяти", пока не вдаваясь в оценку степени вероятности каждого из них. Первый, предлагаемый самим епископом Агафангелом, - воссоздание Синода РПЦЗ после "отпадения" Митрополита Лавра и его сторонников в сергианский раскол. Второй - создание новой иерархии РПЦЗ на территории Украины, Молдовы и Беларуси с помощью греков-старостильников (Синода митрополита Киприана). Третий - "возвращение" в РИПЦ, если интерпретировать эту юрисдикцию как продолжение той церковной организации, у истоков которой архиепископ Лазарь стоял в 1994 году и где сам епископ Агафангел получил свое архиерейство. Четвертый и самый перспективный - подготовка вместе с другими консервативными "ветвями" РПЦЗ, включая "здоровые силы" в РИПЦ и РПАЦ, объединительного Собора.

Решение епископа Агафангела и Чрезвычайного собрания его епархий, насколько можно судить по первым откликам, вызвало живой и позитивный интерес во многих "ветвях" Российской Церкви, генеалогически связанных с РПЦЗ, которые, кажется, готовы забыть и былые личные претензии к епископу Агафангелу, и упреки в запоздалости его решения о разрыве с "униатами". Случившееся вчера в Одесса может серьезно повлиять на позиции "альтернативного православия" во всей постсоветской ойкумене.

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования