Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Виртуальное покаяние. Католическая Церковь признала католический прозелитизм в России. Но только "с точки зрения РПЦ МП"


Последние дни отмечены особой активностью в православно-католических взаимоотношениях в России. Лояльные послания Патриарху митрополита Кондрусевича, участие представителей РПЦ МП в важных католических мероприятиях, братские встречи в разных странах... Однако реального продвижения в решении застарелой и болезненной проблемы "католического прозелитизма на канонической территории РПЦ МП" так и не произошло.

Пикировку, произошедшую в Белграде между епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым) и кардиналом Вальтером Каспером по такому важному экклезиологическому вопросу как понимание места и роли Константинопольского патриархата во взаимоотношениях двух частей Вселенской Церкви, сотрудник ОВЦС МП о. Игорь Выжанов попытался смягчить и затушевать. Он упирал на то, что у двух Церквей есть гораздо более актуальная проблема, сближающая их – это борьба с радикальным либерализмом. Хотя надо сказать, Церковь ведь – "царство не от мира сего", и если не будет согласия по более общим вопросам догматики и экклезиологии, вряд ли возможно полноценное сотрудничество в социальной и околополитической области. При таком положении дел, если какое сотрудничество и возможно, так это раздача очередной "гуманитарки". Видение Церковью места и роли Константинополя определяется, прежде всего, духом Второго Ватиканского Собора и послесоборной практики. Константинопольский патриархат – это не просто "первенство чести". Его и только его воспринимает Престол святого Петра как зримое воплощение вселенскости восточной Церкви, как второе легкое единого церковного организма. Ну, а по поводу либерализма... Католическая Церковь уже довольно долгое время существует преимущественно в либеральном обществе. Либеральном, и никаком другом - таком, где уважаются права и свободы отдельной личности как образа и подобия Божия, ее право на выбор и перемену религии, что является неотъемлемой составной частью естественных прав человека, наконец, право жить в секулярном, свободном от политического давления религии государстве, поскольку только такое государство способно обеспечить по-настоящему религиозные и духовные свободы человека. Но РПЦ МП ведь обязательно попытается вставить в подобный диалог свое "понимание либерализма", безнадежно далекое от истинного смысла этого слова и представляющее собой в карикатурном смесь критики либертарианства и примитивных ксенофобско-антизападных страхов, живущих в головах клерикал-патриотов. Так что если что-то и получится, то это будет диалог пусть и не глухих, но изрядно тугоухих сторон.

Но РПЦ МП и представители контролируемого ею информационного пространства и дальше продолжают представлять публике и православно-католический диалог, и образ западной Церкви в нем, таким, каким его хотят видеть в Свято-Даниловом монастыре. Вот и выяснилось, что архиепископ Милана кардинал Диониджи Теттаманци во время встречи с Патриархом Алексием II взял да и покаялся за "прозелитизм" начала 90-х... На самом же деле никакого посыпания пеплом головы пурпуроносного иерарха перед главой РПЦ МП не было. Архиепископ между прочим заявил, что "некоторые западные христиане, в том числе католики, не сумели различить и признать несравнимое духовное богатство Святой Руси, ни отнестись с уважением и оценить религиозное и культурное наследие великой православной традиции". Непредвзятым взглядом видно, что в этих словах нет и тени "покаяния", о котором вдруг решили раструбить. Еще были слова об "осознании исторического права Московского патриархата возвещать Евангелие на территории России". Все, не более и не менее. Эти слова кардинала, кстати, выдержаны вполне в духе известного документа понтификальной комиссии "Pro Russia" уже тогда, в далеком ныне 1992 году, констатировавшей определенные перегибы в душепастырской (заметим: не миссионерской, а именно душепастырской) работе в России, вызванные рвением отдельных личностей. Но никогда католической Церковью - ни в том документе, ни в словах кардинала - не признавались и не признаются обвинения в прозелитизме.

Да и странный какой-то этот прозелитизм. Насколько известно, это понятие обозначает переманивание верующих из одной религии (конфессии) в другую. Но известно определение этого явления, данное митрополитом Кириллом (Гундяевым), резко отличающееся от общепринятого: "Прозелитизм – это обращение в католичество даже некрещеного в православной Церкви россиянина, который мог бы при благоприятных условиях быть крещеным в православие". Вот такая железная, овэцээсная логика. Понимайте, как знаете. Только вспоминается такое красивое слово – "этнофилетизм". Это когда религиозное и этническое слишком смешивают. Кстати, это явление было осуждено Константинопольским Собором 1872 года как ересь и посягательство на единство Вселенской Церкви.

Вот такой православно-католический "диалог" имеем мы сегодня. Взаимодействие между Церквами, видимо, еще более усложнится из-за появления новых точек несоприкосновения. Не будет, конечно же, способствовать взаимопониманию стремление некоторых кругов РПЦ МП представить в ходе этого диалога некий виртуальный образ католической Церкви, таким, каким его видят в Московском патриархате. Но и еще одно немаловажное обстоятельство: всемирная Церковь, и поместная церковная структура, измученная наследием сергианского коллаборационизма, – партнеры духовно неравновеликие, несравнимые по своему историческому значению. А о чем может быть диалог между такими сторонами? Да и возможен ли он вообще?

Иван Нелюбов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования