Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Возвращение антиподов. Первые шаги обеих РПЦЗ(В) в их самостоятельном бытии


1. Что значит "антиподы"?

Последняя неделя приносила новости из обеих частей недавно (летом 2006) разделившейся РПЦЗ(В)– РПЦЗ(В-А), возглавленной Архиепископом Антонием после "свечного собора" в Мансонвилле, и оставшейся частью, которую мы будем называть просто РПЦЗ(В) и которая пока что не имеет официального возглавления.

В обоих случаях речь пока не идет о каких-то существенных действиях, влияющих прямо на положение всех "осколков" исторической РПЦЗ, но таких действий ни от одной из этих Церквей и нельзя ожидать раньше начала 2007 года. Пока что для этих Церквей главное – хоть как-то придти в себя после взаимного нокаута. Но установление внутреннего порядка в каждой из этих церквей – это не только их внутреннее дело. Пусть не прямо, но косвенно все это будет иметь значение для будущего объединения всех истинно-православных Церквей русской традиции.

Мы уже писали о том, что для будущего объединения истинно-православных Церквей русской традиции им сначала необходимо правильно разделиться, и, в частности, одним из таких необходимых "правильных разделений" был последний "раскол" между двумя частями РПЦЗ(В) . Нельзя было приступить к собиранию целого поместной Российской Церкви до тех пор, пока ее разделенные части пребывали в состоянии беспорядочного нагромождения.

Последние новости из обеих РПЦЗ(В) говорят о том, что каждая из них начала поворачиваться с головы на ноги. До сих пор обе РПЦЗ(В) были единственными Церквами русской традиции, на которых силы гравитации действовали не так, как на всех прочих граждан, и поэтому там, где для всех русских людей был верх, для них был низ, и наоборот. Можно сказать, что, по отношению к прочим русским истинно-православным юрисдикциям, это были Церкви-антиподы.

В Средние века антиподами называли гипотетических людей, живших на обратной стороне Земли, для которых поэтому было нормальным ходить верх ногами. Из Церквей русской традиции такими "антиподами" по отношению ко всем остальным были только обе части РПЦЗ(В): в них все последние годы решения церковного руководства оформлялись не иначе как от имени Митрополита Виталия, жившего в Мансонвиле (Канада), хотя подавляющее большинство приходов и верующих у этих Церквей было на территории СНГ. Верующие РПЦЗ(В), ее обеих частей, жили, в основном, вовсе не на обратной стороне Земли, а тут же, среди нас, но по отношению к нам они ходили вверх ногами, не испытывая никаких неудобств: они жили в другом гравитационном поле.

Первое разделение РПЦЗ(В) в 2002 году (в результате которого образовалась Русская Истинно-православная Церковь (РИПЦ)) произошло как раз потому, что значительная масса приходов на территории СНГ оказалась слишком тяжела для "гравитационного поля" Мансонвиля. Но все же притяжение, создававшееся личностью Митрополита Виталия, было велико настолько, что смогло удерживать все еще немалую часть приходов даже и на далеком расстоянии. Причины этого настолько очевидны, что нет надобности их обсуждать. Но чего ждать теперь, после кончины Митрополита Виталия?

Ждать можно было только одного, и именно того, что и происходит. "Гравитационное поле" Мансонвиля оказалось как будто выключенным одним щелчком небесного выключателя. Когда-то более слабое гравитационное поле нашей грешной земли России и СНГ осталось теперь единственным. Все наши единоверцы-"антиподы" внезапно упали на землю и потирают ушибленные места. Пока что они издали два конкурирующих постановления, которые и обсуждают друг с другом.

2. Первые шаги в России двух РПЦЗ(В)

Архиепископ Антоний объявил 28 сентября о созыве Собора РПЦЗ(В) впервые на территории России уже 2 ноября этого года , а 2 октября было опубликовано конкурирующее "Определение Архиерейского Синода РПЦЗ(В)", датированное одним днем раньше, 27 сентября, о временном порядке возглавления РПЦЗ(В) и о созыве Собора в неопределенном месте и в неопределенные сроки "после Рождественских святок". Аспект конкуренции двух юрисдикций, очевидный в обоих постановлениях, нас интересовать не будет: дальнейшая конкуренция между ними, инерция которой сейчас естественна после столь недавнего разделения, не обещает быть эффективной ни для одной из сторон, поскольку, как мы уже писали, разделение прошло вдоль естественной границы – барьера системной несовместимости. Нас будут интересовать только структурные изменения, которые наметились внутри каждой из обеих РПЦЗ(В).

Тенденция этого изменения одинакова в обеих частях: перенесение центра церковного управления из-за границы в Россию. Для РПЦЗ(В-А) основные дискуссии по этому поводу оказались отложенными до ноябрьского собора, а для РПЦЗ(В) они уже начались. Важность наметившихся изменений в обеих РПЦЗ(В) для общего объединения Российской Церкви очевидна: такое объединение не может состояться иначе, как в самой России, а для этого необходимо, чтобы все потенциальные участники успели намного заранее перенести в Россию центры своего управления. Мы не занимаемся восстановлением "исторической РПЦЗ" или каких-либо других временных церковных организаций, которые были нужны для выживания Церкви в давно уже миновавших исторических условиях. Задача, которая встала в полный рост перед нами сейчас, – это восстановление не временной, а постоянной структуры поместной Российской Церкви.

3. РПЦЗ(В-А): декларация о намерениях

Задача перенесения церковного центра из-за границы в Россию получила только косвенное отражение в постановлении РПЦЗ(В-А) – всего лишь в выборе места для будущего Собора. Но это немаловажно и свидетельствует хотя бы о некоторой реалистичности в подходе архиепископа Антония. В свое время он стал Первоиерархом в своей Церкви исключительно в силу своей географической близости к Мансонвилю. Тогда, при жизни Митрополита Виталия, это воспринималось естественно. Но впредь это так восприниматься не будет, и если архиепископ Антоний поймет это раньше других и будет действовать на упреждение, то этим ему удастся сохранить церковный мир внутри РПЦЗ(В-А). Любой мирный, но реалистичный сценарий ее развития предполагает создание реального центра церковного управления внутри России, а для зарубежной части – не более чем права автономии, но без малейшей административной власти в СНГ. Любой не столь мирный сценарий приведет к тому же самому, но при этом положение самого архиепископа Антония может оказаться, скорее, "разным", нежели "хорошим".

4. РПЦЗ(В): заработала сортировка для епископов

Другая РПЦЗ(В) забурлила уже сейчас. Так она отреагировала на издание "Определения" дотоле неизвестного в этой Церкви органа управления – "Синода РПЦЗ(В)". Этот Синод, как узнали из текста его "Определения" заинтересованные верующие, состоит в настоящее время из "старшего по хиротонии" епископа Владимира (Целищева), епископа Варфоломея и епископа Антония. Пока что не удается не только узнать, откуда вообще взялся в РПЦЗ(В) новый "Синод" в его нынешнем составе (каким Собором он был выбран), но и даже более простой вещи – откуда взялись подписи епископов Варфоломея и Антония. Живущий в Канаде, фактически, на покое болящий епископ Варфоломей частным образом утверждает, что ничего не подписывал, а управляющий Молдавской епархией епископ Антоний в последние дни ни на какие Синоды не выезжал. Непонятно также, почему в новый Синод "не взяли" тогда уж и епископа Анастасия, который управляет епархией в Приморском крае: неужели он настолько хуже всех остальных епископов своей Церкви?

Конечно, все это нагромождение загадок разгадывается в одно действие: "старший по хиротонии" епископ Владимир решил сам себя назначить начальником. Соблюсти минимальное приличие при оформлении документов ему не удалось, но, может быть, ему удастся это компенсировать своим особенно мудрым управлением? Желающие смогут проверить это на собственном опыте, а всем остальным лучше постараться как можно скорее привыкнуть к хождению ногами вниз в общем теперь для всех нас гравитационном поле России: встать, наконец, на ноги, отряхнуть костюм, протереть глаза и четко рассказать самим себе о том, что теперь стало видно.

На первый взгляд, видно увеличение беспорядка. Один из участников посвященных этому действию епископа Владимира интернет-дискуссий остроумно заметил: "В то, что наша Церковь будет маленькой, верится очень легко, а вот будет ли она "чистой, как кристалл"?!

Но теперь уже, слава Богу, прошло то время, когда надо было пугаться очередных безумных поступков очередных безумных епископов. Теперь уже включился механизм сортировки как управленческих решений, так и самих управленцев: здравая реакция на поступок епископа Владимира в среде самой РПЦЗ(В) тому свидетельство.

Эта здравая реакция позволяет прогнозировать уже сейчас, что никакие абсурдные постановления нынешних епископов (и особенно заграничных епископов) больше исполняться не будут, и диктатура в стиле прежнего Синода РПЦЗ в России более невозможна. Те из епископов, которые это поймут, окажутся востребованными лидерами процесса объединения русских истинно-православных Церквей, а те, кто будет упорствовать в непонимании, будут просто отброшены на обочину.

Поэтому нынешнее "Обращение" епископа Владимира принесло только пользу. Оно ускорило внутри РПЦЗ(В) осознание себя, наконец-то, именно Российской Церковью, а не филиалом какой-то иностранной религиозной организации, принадлежащей эмигрантам и их особо преданным помощникам из числа недавних советских граждан. Вопреки своему буквальному смыслу, "Обращение" епископа Владимира стало первым шагом к созданию церковного центра РПЦЗ(В) внутри России. Реакция внутри РПЦЗ(В) на своего "старшего по хиротонии" епископа – это и общезначимый урок для всех русских юрисдикций.

Инерция жизни в РПЦЗ, а для кого-то и в РПЦ МП, привела к формированию стереотипа: начальство даруется свыше, и с ним возможно только два типа отношений – либо его слушаются, либо против него бунтуют. Поэтому любой епископ может претендовать на начальственное положение в Церкви, а любой священник – в приходе. На практике совершенно забыто, что, по каноническим нормам, это далеко не так. Канонически власть и священника, и епископа прямо зависит от его паствы, а не только от решений епископата. Поэтому, например, священник без прихожан или, тем паче, епископ – это состояние абсурдное и, очевидным образом не дающее никаких прав на участие в церковном управлении.

Если бы возглавить Церковь попытался не епископ Владимир, а кто-нибудь из архиереев с наиболее важной или наиболее крупной (по количеству приходов, а не по пустой территории) епархией, то был бы, по крайней мере, предмет для обсуждения. Предмет для обсуждения мог бы быть и в том случае, если бы епископ Владимир, пусть и в своем нынешнем состоянии архиерея без реальной епархии, был бы известен какими-то особенными заслугами перед своей Церковью (но если бы было так, ему бы и не пришлось упражняться в составлении филькиных грамот).

Поэтому пора вспомнить и об еще одном способе выстраивать отношения с таким архиереем, который ведет себя не вполне вменяемо (то есть требует подчинения в таких областях, на которые никак не может распространяться его архиерейская власть): его можно тихо и спокойно игнорировать. Ведь никому не надо бояться, что решения неадекватного архиерея окажутся поддержаны силой государственной власти, или что он отсудит теперь всю церковную собственность. Нет. Ничего такого он сделает. Его нынешнее возбуждение пройдет, и он успокоится. А может, так и останется нервничать. Но это все равно. А во время благопотребно российские архиереи РПЦЗ(В) смогут спокойно решить, нужен ли им в хозяйстве епископ Владимир.

Главное, что можно теперь запомнить из этого конфуза с епископом Владимиром, – что профессиональных управленцев можно брать в качестве управленцев никак не ранее того, как они чем-нибудь убедительно поуправляли. А то ведь "ходют тут всякие", спрашивают: "Это пятая бригада? Бригадира вам не надо?"

5. Ближайшие перспективы

Планировать ближайшее будущее любой из русских юрисдикций в расчете на ее долгое и независимое существование – это и недальновидно, и, пожалуй, греховно, коль скоро мы обязаны стремиться к единству, а все церковные лидеры обязаны продумывать для этого конкретные шаги. Поэтому было бы неблагоразумно уделять слишком много внимания демаршу епископа Владимира, когда вокруг происходят гораздо более серьезные события.

Паства от российских епископов РПЦЗ(В) никуда не разбежится, если состояние нынешней неопределенности продлится еще несколько месяцев. Но за эти же несколько месяцев может наконец-то оформиться еще одна родственная Церковь – та, которая отделится от РПЦЗ(Л). О подробностях структуры этой будущей Церкви пока говорить рано, но уже сейчас ясно, что центр ее будет на Украине, вокруг епископа Агафангела, и что она будет иметь все предпосылки для начала сближения с Приморской и Молдавской епархиями РПЦЗ(В).

Повторю, на всякий случай, еще раз, что, говоря о возможностях каких-либо частных объединений отдельных "осколков" РПЦЗ, я ни в коем случае не хотел бы, чтобы одни "осколки" объединялись "против" других. Частные объединения не должны носить характер военных союзов одних против других, а должны восприниматься лишь как необходимые этапы общего объединения. Очень важно, чтобы стороны, ведущие переговоры об объединении, как можно яснее проговаривали свое принципиальное намерение достигнуть единства и со всеми остальными истинно-православными Церквами русской традиции.

И еще одно очень важное соображение. Если мы все будем принимать друг друга только по реальным делам – только вместе с реальными приходами, прихожанами и послужным списком реальных дел на пользу Церкви, – то это позволит полностью исключить и необоснованные претензии одних на власть над другими, и необоснованные опасения некомпетентного вмешательства со стороны. Объединение не должно выстраиваться как искусственное перераспределение реально имеющихся церковной власти и авторитета, а оно должно, наоборот, исходить из сложившегося положения. Нужно, чтобы каждый региональный церковный центр мог только усиливаться за счет того, что он входит в структуру целого. Если никто не собирается усиливаться, отнимая что-либо у других, то объединение в составе такого целого будет привлекательным для всех.

Итак, пожелаем обеим РПЦЗ(В) наконец-то впервые и твердо стать на собственно русскую почву.

Игумен Григорий (Лурье),
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования