Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Финальный аккорд. Занавес. Мирная кончина Митрополита Виталия подвела черту под трагической историей Русской Зарубежной Церкви


2006 год - последний рубеж истории Русской Зарубежной Церкви, итоговая черта, подведенная под ней невидимым перстом. С одной стороны, официальная, лавровская часть Церкви торжественно, в стилистике "лебединой песни", провела IV Всезарубежный Собор, признанный самими его организаторами последним подобным мероприятием в истории РПЦЗ. Несмотря на то, что Собор не выполнил главной своей задачи - не заявил о торжественном вхождении в РПЦ МП, - "в рабочем порядке" лавровский Синод принял-таки соответствующее решение, одобрил "Акт о каноническом общении" с Московской патриархией и фактически прекратил самостоятельное бытие РПЦЗ. С другой стороны, в среде консервативных "зарубежников", сплотившихся несколько лет назад вокруг имени Митрополита Виталия, произошел новый раскол, ослабивший их статус как "продолжателей той самой, исторической" РПЦЗ, "Белой Церкви". И вот, наконец, покинул этот мир сам Митрополит Виталий - знамя и символ преемственности, историчности, верности курсу, живая связь с дореволюционной Россией и с 86-летней Русской Зарубежной Церковью, верным чадом и служителем которой почивший старец был с самого 1920 года.

Понятно, что на десятом десятке своей жизни маститый старец "царствовал, но не управлял". С его административной недееспособностью были связаны многие драматические события еще в единой РПЦЗ 1990-х годов, да и сам ее распад в начале XXI века. Не за административные таланты и умелое руководство Церковным кораблем ценили Митрополита Виталия. В условиях идейного кризиса, при отсутствии внятной экклезиологии и канонической позиции, он сам - как личность, как биография - оказался единственной "идеей", вокруг которой могли объединиться консервативные "зарубежники". Те "зарубежники", которым сердце, совесть или что-то еще подсказывали: нельзя капитулировать перед постсоветской Москвой, нельзя обесценивать "священную борьбу", которую вели поколения русских церковных эмигрантов - пусть даже смысл этой борьбы несколько затуманился в дымке истории и несколько выхолостился под влиянием комфортной жизни в современном секулярном мире. Имя Митрополита Виталия трепетно возносилось на каждом богослужении в десятках общин России, Украины, Франции, Канады, Америки. Эти общины уже много лет были разделены на разные церковные юрисдикции, имели свои Синоды и архиереев, не общающихся друг с другом, но благообразный лик седобородого старца, не способного вникнуть в суть их разделений, приобщал всех к одной и той же Идее церковной Правды, которую легче было почувствовать сердцем, чем выразить языком.

Но все-таки, какая идеологическая реальность, какая церковная Правда стоит за этим священным образом, вчера отошедшим в вечность? Первая и основная - вера в "историческую Россию", в то, что нельзя соглашаться на синтез дореволюционных и советских ценностей и достижений (идея такого синтеза очень популярна ныне в РПЦЗ(Л) и РПЦ МП), а надо хранить верность Империи, даже если и нет реальных шансов ее возродить. Конечно, при всех разговорах о "Третьем Риме" и Помазаннике Божием, эта идея и эта вера по преимуществу политическая - поэтому для чад РПЦЗ(В) столь характерна активная политическая позиция, участие в разного рода монархических организациях. Митрополит Виталий, родившийся в имперском Санкт-Петербурге в 1910 году, учившийся в Русском кадетском корпусе, так и не побывавший в России после ее осквернения советами, был для верующих в "историческую Россию" единственной живой реликвией, гражданином "той" России. С его уходом такой живой реликвии на земле не осталось, и зримая, осязаемая связь с дореволюционной Россией прервалась. Теперь вера в "историческую Россию" окончательно превращается в идею, которую нельзя буквально потрогать руками или вознести за богослужением в молитве за здравие Блаженнейшего Первоиерарха.

Другая идеологическая реальность, стоящая за именем Митрополита Виталия, - изнанка первой. Это категорическое неприятие Московской патриархии, отрицание ее "благодатности", из чего вытекают опять-таки вполне политические выводы. Та власть, которую благословляет "антицерковь" Московской патриархии и частью которой сама эта патриархия является, "не настоящая" - нелигитимная и незаконная. Разумеется, после разделения РПЦЗ и маргинализации последователей Митрополита Виталия эта линия воинствующего неприятия Московской патриархии и нынешнего российского режима достигла в РПЦЗ(В) самых крайних форм. Выделившаяся в июле нынешнего года в самостоятельную юрисдикцию "антониево-викторовская ветвь" этой Церкви начала даже совершать Крещение над присоединяющимися из РПЦ МП.

Наконец, третья идеологическая реальность, связанная с именем Митрополита Виталия, выражена наиболее слабо и не унифицирована среди его последователей. Обозначим ее таким общим понятием как "церковный консерватизм", подразумевающий стремление к догматической чистоте веры и к строгой верности церковным канонам. С одной стороны, Митрополит Виталий несколько раз выступал с богословской критикой современного "мирового православия" (в этой связи наиболее показателен его доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ 1967 года "Об экуменизме"). Не шел он ни на какие компромиссы и в вопросе о каноническом статусе Московской патриархии. Но с другой стороны, его избрание на пост Первоиерарха в 1986 году привело к разрушению четкой линии Митрополита Филарета (Вознесенского) на создание всемирной семьи Истинно-Православных Церквей, противостоящих либеральному и экуменическому "мировому православию", "всемирной апостасии". Свою деятельность по руководству РПЦЗ Митрополит Виталий начал с увольнения секретаря Синода епископа Григория (Граббе) - видного канониста, идеолога независимого бытия РПЦЗ как Истинно-Православной Церкви. При принятии этого решения, дезорганизовавшего управление и идеологию РПЦЗ, Митрополит Виталий руководствовался туманными эмоциональными мотивами, слухами, подозрениями епископа Григория в масонстве, недоверием к интеллектуалам. Несколькими месяцами позже Митрополит Виталий издал известное Рождественское послание, где в сентиментальном духе толковал анафему РПЦЗ на экуменизм 1983 года, как не имеющую отношения собственно к экуменистам, которые не состоят в РПЦЗ. Это спровоцировало масштабное отделение от РПЦЗ наиболее просвещенных и последовательных ревнителей Истинного Православия - духовных чад архимандрита из Бостона о. Пантелеимона (в общей сложности, около 40 монастырей и приходов).

Как показали спустя несколько лет запутанные и противоречивые распоряжения Митрополита Виталия относительно устройства жизни епархий и общин РПЦЗ в России, он доверял интуиции, личным ощущениям и симпатиям гораздо больше, чем логическим доводам, многие из которых были для него непонятны. Этот особый, в известном смысле "харизматический", тип мышления и поведения одним давал повод говорить о святости и высоте духовной жизни старца-Митрополита, а другим - о "прелести" и неадекватности. Многие деяния последних лет жизни Митрополита Виталия надо признать одновременно и успехами, и ошибками (такая вот "харизматическая" диалектика!). С одной стороны, ему принадлежит большая заслуга в решении вопроса о принятии под омофор РПЦЗ десятков приходов, уходивших из РПЦ МП в России. С другой стороны, назначения разных представителей Синода в России, произвольные увольнения и запрещения архиереев РПЦЗ на постсоветском пространстве, привели к множеству расколов и дискредитировали РПЦЗ как единую и авторитетную альтернативу "советской" Церкви. С одной стороны, Митрополит Виталий заявлял о своем дистанцировании от разбора многочисленных разделений среди греков-старостильников. С другой стороны, в 1994 году он вступил в общение с греческим "Синодом противостоящих" митрополита Киприана (Куцумбы), который исповедует свое экклезиологическое единство с экуменистами. С одной стороны, Митрополит Виталий порицал и даже запрещал архиепископу Марку (Арндту) вести сепаратные переговоры с РПЦ МП. С другой стороны, постоянно возвращал его в состав Архиерейского Синода и доверял ему составление соборных посланий к пастве в духе компромисса с "Церковью в России". С одной стороны, Митрополит Виталий подписал деяния Архиерейского Собора 2000 года об одобрении ряда действий Московской патриархии и о полном общении с Сербской патриархией, состоящей во Всемирном Совете Церквей. С другой стороны, он издал "Окружное послание" с резким осуждением этих деяний, назвав их "отступническими". С одной стороны, он благословил российским архиереям во главе с архиепископом Лазарем (Журбенко) создание самостоятельного Синода для России. С другой стороны, подписал решение мансонвилльского Собора о запрещении этих архиереев за "раскол". С одной стороны, Митрополит Виталий написал прошение об уходе на покой и благословил избрание нового Первоиерарха РПЦЗ. С другой стороны, не признал это избрание, заявил о возвращении себе полномочий Первоиерарха и положил начало новой "ветви" РПЦЗ. Список этих "антиномий" в действиях Митрополита Виталия последних лет можно продолжать еще долго. При всем уважении к почившему старцу, даже многие из его сторонников признают, что подобная "диалектика" серьезно подорвала позиции РПЦЗ в России и мире, отчасти спровоцировав сторонников присоединения этой Церкви к РПЦ МП на активные действия...

РПЦЗ двояким образом прекратила свое историческое бытие. Ее основная часть фактически присоединилась к РПЦ МП (и хоть окончательная дата торжественного сослужения Патриарха Алексия II и Митрополита Лавра еще не назначена, но с одобрением "Акта о каноническом общении" "соль потеряла силу"). Ее консервативная часть, устами лионского протодиакона Германа Иванова-Тринадцатого, признала, что потеряла последнего Первоиерарха. Скорее всего, теперь появится (отчасти - уже появилось) несколько архиереев, которые воспользуются титулом "первоиерарха". Но ни один из них не будет восприниматься как "исторический", "законный", "Блаженнейший"... А это значит, что разделения в среде последователей РПЦЗ(В) отнюдь не прекратятся с уходом их главного объединяющего начала, а напротив, так называемый "греческий сценарий" может стать уделом "альтернативного православия" в России на несколько ближайших лет. Теперь, когда не стало Личности, только Идея - четкая и не замешанная на человеческих прихотях и конъюнктуре - может стать объединяющим началом для "малого стада", которому не по пути с апостасийным миром, "подлаживающим Бога под себя".

Говоря же о загробной участи старца-Митрополита Виталия, вряд ли кто-то в эти дни выражает сомнения. Достигший "старости маститой", он мирно отошел в Небесные обители, а немощь последних лет жизни стала для его души хорошим щитом, ограждавшим от бурь и конфликтов, бушевавших кругом. Спокойная старость и блаженная кончина среди таких страстей - не чудо ли это?

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования