Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Чудеса в ОПК. Конкретные предложения Министерству образования и науки РФ по внедрению "Основ православной культуры"


Жаркие споры по поводу преподавания православной культуры в общеобразовательных школах сразу раскололи общество. В глазах широкой общественности, в массовой печати моментально появилось несколько мифов, связанных с этой проблемой. Прежде всего, те издания, которые в особенности симпатизируют церковному руководству, рисуют картину, на которой между собой борются чиновники от образования всех уровней и представители православного народа, патриоты, сторонники обязательного введения ОПК. Помимо этого, возник и другой миф – о том, что есть только защитники ОПК и противостоящие им защитники "секулярно-атеистического" предмета "Основы мировых религий". Создается впечатление, что третьего пути не дано – это впечатление поддерживают именно идеологи ОПК, так как в безвыходной ситуации никто их учебники не отвергнет. Но третий путь есть.

В первую очередь, необходимо понять, что же так раздражает часть российской общественности (учителей, родителей, ученых, экспертов и журналистов) в пособиях по ОПК и какими они бывают. Критерии оценки того или иного учебника по православной культуре, помимо иных формально-педагогических, довольно просты – это степень идеологизации и степень толерантности по отношении к другим религиям и конфессиям, при том, что любое пособие по ОПК все равно будет неизбежно конфессионально окрашенным. Резкое неприятие со стороны светского общества, исходя из этих критериев, вызвал изначально лишь один учебник по ОПК, автором которого является Алла Бородина. Еще в 2003 году учебник был признан не соответствующим никаким требованиям – о культурологии в оценках книги Бородиной даже не шло речи. Главное, было хотя бы убедить автора убрать антисемитские и ксенофобские высказывания. В экспертном заключении руководителя Центра изучения религии РГГУ Н.В. Шабурова прямо указывалось на "откровенно антисемитский характер" некоторых суждений. Алла Бородина подвергла иудеев, еврейский народ, тем унижениям, которым давно их не принято подвергать (со времен крестовых походов). Бородина писала в старом варианте учебнике: "Иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа. Они подговорили народ, чтобы он требовал распятия Христа. Причиной было то, что этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла была непонятна ему … Слова "царь" и "Царствие Божие" иудеи понимали и принимали в смысле земного царствования и господства избранного Богом народа. Как известно, корысть и эгоизм любую идею превращают во зло, ослепляют людей, лишают их жизнь духовного смысла, а деятельность их наполняют ложью, ненавистью, алчностью и преступлениями".

Однако критика сделала Бородину знаменитой и после некоторых корректировок на свет появился не один учебник Бородиной по ОПК, а масса изданий, связанных с ее именем, на которых основываются общие курсы ОПК по всей России. Теперь существуют следующие книги: "Программа учебного курса по ОПК", "Организация и лекции по курсу ОПК", "ОПК: Мы и наша культура", "ОПК: Мир вокруг и внутри нас", "ОПК: О чем рассказывают икона и Библия", "ОПК: культурообразующая религия России". Причем все эти подразделы ОПК являются отдельными книгами. Помимо этого, существуют учебники ОПК Бородиной для разных классов и расширенная версия ОПК "История религиозной культуры", где собственно ОПК представлены как одна из частей. Алла Бородина дает жесткие указания учащимся по поводу восприятия православия и окружающих его сект в пропагандистском стиле. В чисто исторической части школьникам предлагается изучить фактологию, которая почти не отличается от фактологии общеисторического курса. Между тем, идеологическим штампам Бородина уделяет самое значительное внимание. Более того, в разделе, который касается Православной Церкви, Бородина не придумывает ничего нового, упрощая то, что написано в любом "Законе Божьем". Для того чтобы убедиться в чрезмерной идеологизации учебника достаточно пройтись по главам пособия "А.В. Бородина. Основы православной культуры. М., 2005". После введения, где обосновывается неразрывная связь культуры с верой, автор предупреждает учащихся: "Знания в области религии должны помочь вам не оказаться жертвами религиозного фанатизма и духовной эксплуатации" (с. 11). Тема 1 в учебнике Бородиной опять же посвящена не конкретике, а словесному идейному обоснованию связи русской нации и русской культуры с православием. Есть даже отдельная подтема "Русский и православный" (с. 20), а со страницы 25 начинается изложение церковной истории и Вселенских соборов, обычное для "Закона Божьего".

В регионах в основу курсов по православной культуре был положен учебник по ОПК Аллы Бородиной, и лишь немногие смогли издать полноценную книгу, которая прививает любовь к родной земле и ее истории, рассказывая в этом контексте о Русской Церкви и ее истории. В значительной степени это удалось сделать авторам учебника "Основы православной культуры земли Смоленской" (Смоленск, 2004), который вышел под общей редакцией митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева). Эта книга является действительно подробным и интересным историческим исследованием, где сочетаются главы о православии в целом, о русской литературе, святых и церковной истории и знаменитых людях Смоленской области. Недоумение вызывает лишь стремление авторов заставить учащихся бороться с "сектами" оккультного и протестантского направлений. При этом сами "секты" и их особенности авторами не описываются. В конце учебника опубликовано интервью с митрополитом Кириллом (Гундяевым), которое само по себе превращает учебник в конфессиональное издание, нетерпимо относящееся к иным конфессиям, в том случае если они не прислушиваются к господствующей в стране Московской патриархии.

По существу одним из самых удачных следует признать белгородский учебник "В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. Православная культура. 5-6 классы. Ульяновск, 2006" (издано по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова)). Хотя краеведения и регионально истории в этом пособии нет и явно не хватает, но собственно история православия и даже изучение основ церковно-славянского языка и вообще славянской письменности (с приложением компьютерного CD с оригинальной программой) поданы в этом учебнике более мягко и занимательно, чем в жестких и холодных книгах Бородиной. В белгородском пособии можно узнать о книгах, которые читали в Древней Руси, о типах храмов, о церковном пении, об архитекторах, композиторах и ученых, которые имели отношение к Церкви или к исследованию славянской письменности – отдельный параграф посвящен академику Д.С. Лихачеву (с. 79-81). В учебнике особо выделяется мысль о том, что православие всегда было той религией, которая обеспечивало веротерпимость в России, примиряло между собой представителей разных конфессий и верований, живущих в нашей стране (с. 103). И пусть это преувеличение, но воспитывать учащихся естественно именно в таком духе. Также естественно, что в учебнике, по которому учатся в Белгородской области, нет отдельного абзаца, осуждающего "сектантов", так как в учебнике, где о других верах ничего не говорится, в роли "сектантов" в сознании школьника автоматически выступят все остальные.

Ввиду того, что ОПК уже стало частью образовательного процесса общественность и Министерство образования и науки РФ обязаны по содержанию обсуждать учебные пособия, а избежать дальнейших конфликтов можно лишь в том случае если: 1) официально отказаться на какой-либо период от общих пособий по ОПК и общего самостоятельного курса ОПК как такового в силу его идеологизированности и крайней конфессиональной окрашенности, сделав общероссийским курсом "Основы мировых религий"; 2) рекомендовать внедрение ОПК в качестве обязательного предмета (если будет принят соответствующий закон в субъекте РФ) или факультатива только в рамках краеведения или же "Основ мировых религий", а также на основе местных пособий (как в Белгороде или в Смоленске), рассказывающих об истории народа и его Церкви. Кроме того, в данном случае необходимо учесть положительный опыт преподавания истории родной земли в сочетании с православной культурой в рамках краеведческой программы "Истоки", к примеру, во Владимирской и Костромской областях.

Парадокс заключается в том, что сами разработчики учебников по ОПК и те, под чьим благословением они издаются, стремятся избавиться от культурологической направленности этого курса. По словам диакона Андрея Кураева, настоящая научная база у ОПК есть, и она связана с трудами Алексея Лосева, Михаила Бахтина, Сергея Аверинцева, Юрия Лотмана, Арона Гуревича, Александра Панченко, Бориса Успенского. Однако, отмечает Кураев, "упомянутые классические труды не всплывают даже в методических указаниях для учителей ОПК, означает, что авторы этих методичек писали совсем не то, о чем объявили. Объявили "культурологию", изготовили "Закон Божий". И, скорее всего, с самого начала рассчитывали, что их нечестность проглотят". Не боязнь предмета ОПК в принципе и не страх перед повсеместным изучением православия движет критиками внедрения этого курса, а именно нечестность всего происходящего.

Роман Лункин,
для "Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования