Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Зажигательная лекция профессора Ратцингера. Католический европоцентризм продолжает базироваться на средневековой традиции видения ислама


Бывший профессор Регенсбургского университета Йозеф Ратцингер прочитал в своем бывшем вузе лекцию на одну из главных тем католической философии – соотношение разума и веры. Поскольку этот сугубо внутренний для христианской мысли сюжет был проиллюстрирован сюжетом очень внешним, имеющим и внехристианское значение, а именно диалогом между византийским императором и персидским богословом, лекция имела шумный успех. Этот успех выразился, в частности, в разгроме христианских храмов в Палестине, демарше турецких политиков, отзыве посла Марокко из Ватикана, бурных уличных демонстрациях в Пакистане и других странах. Глава коптской Церкви Египта, также имеющий титул папы, Шенуда III, имеющий свои проблемы в отношениях с мусульманами, заявил, что сказанное в означенной лекции противоречит учению Христа.

Причина известна – тезис о том, что религия не может внедряться насильно, была проиллюстрирована ссылкой на полемический задор императора Мануила II, утверждавшего, что Мухаммад эту самую религию внедрял с помощью меча.

В принципе в современном богословии вряд ли будет правильным обосновывать основополагающую концепцию собственной религии с помощью межрелигиозной полемики, к тому же имевшую место очень и очень давно. И, тем более, основывающуюся на заведомо искаженных представлениях об исламе, сложившихся в Византии еще в VIII-IX веках. Сейчас всем ясно, что понимание многих, общих по своей природе вещей в различных религиях очень и очень разнится. Этого мог не понимать в XIV столетии византийский император, на досуге занимавшийся теологией. Но этого не мог не понимать современный богослов, профессор Йозеф Ратцингер. Более того, из текста его лекции следует, что он специально делает акцент на следующем пассаже в записях императора Мануила II: да, в Коране есть сура о невозможности принуждения в религии, но она относится ко времени, когда Мухаммад не обладал политической властью, но вот, когда он приобрел ее, то тут же появились высказывания о том, что надо сражаться с неверными.

Отметим еще одно обстоятельство. В русском переводе данной лекции есть фраза о высказывании императора: "Не входя в особые детали…он удивительно грубо – что нас поражает – и без обиняков обращает вопрос к своему собеседнику (далее идет злополучный вопрос о пророке)". Так вот, из английского текста, опубликованного на сайте "Ekklesia", этой ремарки "что нас поражает" не следует. Там есть только фраза, переводимая как c"поразительной бесцеремонностью". И все. Чувствуется тонкая текстуально-смысловая разница?!

Вся беда этой истории в том, что профессора Ратцингера уже больше года как нет. Есть Папа Римский Бенедикт XVI. А любое его слово уже никак не может оставаться на уровне профессорской лекции. Не папское это дело. Даже если понтифик и не высказывается непогрешимо по вопросам веры и морали ex catedra, любое его слово, тем более публичное, имеет вес и значение, не сопоставимое с академическими размышлениями университетского теолога. И, как Папа, он не мог не взвесить то, о чем предстоит сказать. В том числе и на экспертном уровне. Ведь существует определенная линия в отношениях с исламом, активно проводившаяся предыдущим понтификом и опирающаяся на учение II Ватиканского собора, верность которому подтвердил и Бенедикт XVI, восходя на Святой престол. И здесь нельзя удержаться от цитаты: "Церковь с уважением относится и к мусульманам, поклоняющимся Единому Богу, Живому и Сущему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, говорившему к людям, определениям Которого, даже сокровенным, они всей душой стремятся подчиниться, как подчинился Богу Авраам, на которого охотно ссылается исламская вера. Хотя последователи ислама и не признают Иисуса Богом, они всё же почитают Его как пророка и чтят Его девственную Матерь, Марию, а иногда даже благочестиво призывают Её. Кроме того, они ожидают Судного дня, когда Бог воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они ценят нравственную жизнь и высоко чтят Бога молитвой, милостыней и постом.
Хотя в течение веков между христианами и мусульманами возникали немалые разногласия и вражда, Священный Собор призывает всех предать забвению прошлое и искренне стремиться ко взаимопониманию, а также совместно оберегать и поддерживать ради всех людей социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу" (выделено нами – В.Е.),
Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям "Nostra Aetate".

Папа Бенедикт XVI, однако, ничего не забыл. Причем даже не в силу " крестоносного мышления", которое ему тут же после этих высказываний поспешили приписать, сколько в силу своего духовно-политического европоцентризма, ставшего очевидным с первых дней понтификата. А этот католический европоцентризм ни на чем ином не может базироваться, кроме как на сложившийся в средневековье культурной традиции видения ислама. Той самой, которая поместила Мухаммада и его зятя Али в девятый ров восьмого круга дантова ада, где "требуют расплаты от тех, кто, разделяя, копит гнет".

Характерно также, что на ватиканской конференции, посвященной 40-летию декларации "Nostra Aetate", понтифик много говорил о диалоге с иудеями как со старшими братьями по вере и практически ничего не сказал о взаимодействии с мусульманами. Нынешний римский первосвященник уже давно с подспудной негативностью воспринимается мусульманским сообществом, для которого характерен буквалистско-эмоциональный менталитет. Там не особенно продвинутые религиоведы: услышали, по-своему поняли и поступили соответственно. По закону улицы.

Как же поступить понтифику в сегодняшнем мире, который, несмотря на все оптимистически-утешительные сентенции, видимо, идет если и не к войне, то к серьезному конфликту цивилизаций? Принести полноценные извинения ему, видимо, придется. Но это не главное. Главное — следует более определенно продемонстрировать верность духу и букве II Ватиканского Собора во всех аспектах, в том числе и межрелигиозном. Ведь Папа, по определению, не выше Собора, но исполнитель его решений. Servus servorum Dei( Cлуга слуг Божьих).

Валерий Емельянов,
для "Портала–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования