Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Колониальный священнострой. Можно ли удержать российский анклав, застроив его территорию православными храмами?


Накануне торжеств обычно принято награждать героев. Накануне торжественного открытия в минувшие выходные очередного губернского новосвященностроя в Калининграде (бывшем немецком Кенигсберге) орден св. благоверного князя Даниила - собирателя русских земель вокруг Москвы - получил "самый немецкий" из высших чиновников России Герман Греф. В этом награждении есть глубокая ирония ситуации. Восточная Пруссия, вошедшая в состав СССР после сталинско-жуковского наступления 1945 г., была исконно немецкой землей. В 1525 г. образовалось Прусское герцогство, а в 1657 г. оно фактически вошло в состав Прусской державы, которая тогда была еще просто герцогством Бранденбургским.

Но теперь Патриарх Алексий II фактически наградил Германа Грефа за поддержку централизма. Государственная де-факто Церковь РФ выступает теперь в интересной функции - ферментализатора государства.

Как известно, восточная Пруссия, ставшая Калининградской областью, явилась в плане Сталина ключевым плацдармом для новой колонизации Восточной Европы. Коренное население, сородичей Канта, выгнали в Германию (поляки поступили со своей частью Пруссии точно так же), а новообразованный селекционный анклав, граничивший по Неману с Литвой, стали заселять "здоровым рабочим классом" и военными из РСФСР. Однако с "перестройкой" и развалом СССР все карты смешались. Теперь Калининград/Кенигсберг стал одиноким островом постсоветского развала посреди относительного капиталистического благополучия объединенной Европы. И все заметнее начали проявляться в анклаве естественные центробежные процессы.

Экономический и политический развал в области стал весьма заметен, и власти на материке задумались о срочных мерах по спасению тонущего корабля федерализма.

Уже в позднесоветский период РПЦ МП стала активно участвовать в поддержке позиций Центра в анклавной области. Ее передали под управление самого деятельного и мобильного чиновника РПЦ МП - митрополита Кирилла (Гундяева) (епархиальный центр которого - Смоленск - весьма удален от Калининграда), а в область стали командировать "государственно мыслящих" чиновников из Москвы и Петербурга.

Новая волна колониальной политики России, в отличие от сталинской, опирается, помимо прочего, на церковную политику. Патриарх Алексий II, освятивший в анклаве аж три церкви, в числе которых один кафедральный собор, не без умысла названный храмом Христа Спасителя, как и в Москве, должен символизировать неразрывность и преемственность курса на воцерковление территорий, историческая "русскость" которых весьма сомнительна, путем массового храмостроительства.

Любопытно другое. Храмостроительство, строго говоря, не было очень уж сильно развитым способом колонизации в истории христианства. Первоначально христианство двигалось трудами отдельных проповедников, которые привлекали к себе множество народа. И этот народ потом строил храмы. В Византии старались опереться на местные элиты - болгарские, сербские, русские и т.д. А дальше уже местные жители строили храмы. На Руси, по крайней мере, до XVIII в. впереди колонизации двигались монастыри - монахи строили себе обители и церкви, а вокруг них уже появлялась "светская" инфраструктура.

Нынешняя церковная политика строится на принципе: "Сначала здания, потом люди". Калининградский священнострой становится в глазах высшей российской власти, а также и локальных властей, наиболее эффективным методом удержания единства с метрополией.

Впрочем, Калининградская область давно уже является одним из самых депрессивных регионов России. Люди уезжают оттуда, работы там особенной нет, все продукты привозные, а плата за ЖКХ бьет рекорды. На днях власти "материка" пустили в анклав паром с поездами и вот теперь принялись за постройку храмов. Остается задать вопрос: в чем состоит окончательная цель программы застройки анклава православными храмами? Может, в уповании на то, что моление в новопостроенных церквах поможет людям смириться с унизительным существованием? Или что священники, приехавшие из ОВЦС, вдохновят горожан на долготерпение и смирение? Едва ли.

Скорее всего, дело в очередном мероприятии из серии "область рапортует съезду". Демонстрация лояльности и религиозной ангажированности стала, как уже много раз писали, обязательной частью губернаторского декорума. Но, кроме того, епархиальный архиерей - не последний человек в РПЦ МП. Образ крепкого хозяйственника вовсе не помешает ему. Особенно в виду грядущих перемен - мало ли что?

Игнатий Алексеев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования