Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Игры церковной Грушеньки. Новые возможности для РПЦЗ(Л) в связи с переменой имиджа


Одним из отрицательных и положительных (да, именно так) итогов "переговорного процесса" между РПЦ МП и РПЦЗ(Л) стала потеря респектабельности Синодом Митрополита Лавра. Как-то особенно явно и очевидно всё это проявилось в истории подписи епископа Гавриила под последним документом относительнобудущей процедуры объединения. Сначала на официальном сайте Синода появилось факсимиле подлинного документа с подписью епископа Гавриила под его же припиской - "Я не согласенъ съ этимъ документомъ!" Потом документ исчез вообще, потом появился, но уже без приписки епископа Гавриила, хотя все еще и с его подписью, а потом, наконец, уже и без подписи и без приписки. (Начало истории см. тут, но продолжение уже здесь  и здесь). Особенную пикантность этой истории придает должность епископа Гавриила: официально он все еще является секретарем Архиерейского Синода, и поэтому было бы логично, чтобы информацию для официального сайта поставлял именно он. Впрочем, только ленивый не знает, что фактическим секретарем Синода РПЦЗ(Л) вместо отстраненного от дел епископа Гавриила стал личный секретарь Митрополита Лавра священник Серафим Ган.

С подписями под главным решением последнего заседания Синода связаны и другие вопросы. Первый заместитель первоиерарха, архиепископ Иларион, не только не присутствовал, но даже и не выразил своего согласия с документом письменно. Опять же, из неофициальных источников известно, что он выразил свое отношение письменно, и оно было отрицательным, но Синод предпочел ничего об этом не сообщать. В то же время, под документом появились подписи двух епископов (Петра и Михаила), которые не имеют права голоса на заседаниях Синода

Наконец, уже 11 сентября Архиерейский Синод РПЦЗ(Л) выпустил "Разъяснение", под которым уже есть подпись секретаря Синода.

Таково поведение Архиерейского Синода РПЦЗ(Л) по отношению к собственной пастве — от простых мирян до архиереев, не исключая даже архиерея-секретаря. Но обратим внимание и на то, что по отношению к РПЦ МП оно ничуть не лучше.

Согласно всем договоренностям и официальным сообщениям весны и лета 2006 года, Синод РПЦЗ(Л) должен был всего лишь окончательно "проштамповать" условия объединения, навязанные РПЦ МП, после чего оставались бы лишь технические вопросы организации церемоний торжественного подписания Акта об объединении и сослужения Митрополита Лавра с Патриархом Алексием. Ожидалось, что такое сослужение в Успенском соборе Московского Кремля может произойти уже на Рождество Богородицы, то есть на 21 сентября (нового стиля) 2006 года. Но последнее решение Синода перечеркнуло все надежды на столь быстрое развитие событий. Никакого объединения до 2007 года теперь точно не будет. Опять сработал эффект "бесконечного маятника", который сопровождает "процесс объединения" РПЦЗ(Л) и РПЦ МП последние три года - за очередным широким шагом к объединению следует "откат" и искусственное затягивание.

Теперь выясняется, что согласительным комиссиям придется продолжать работу не только по техническим, но и по содержательным вопросам процесса объединения. Ясно, что РПЦЗ(Л) пока что не уступает ни по вопросам церковной недвижимости, ни даже по вопросу статуса ее российских клириков. Последнее объясняется отнюдь не заботой священноначалия о своих "неудобных" клириках и пастве, а исключительно беспокойством о своем собственном статусе: если просто так отдать российские приходы архиереям РПЦ МП, то потом, как это обычно бывает по действующим в этой среде законам, самим придется разделить сходную судьбу. В РПЦ МП это прекрасно почувствовали и прокомментировали официально на высшем уровне. Патриарх Алексий IIотметил по поводу решения Синода РПЦЗ(Л), что процесс объединения "не будет быстрым", однако тут же подчеркнул, что речь идет о присоединении маленькой РПЦЗ(Л) к "Матери-Церкви" на родине, и "зарубежники" должны еще сказать спасибо, что их не будут судить или требовать у них отчета (именно такой смысл имело цитирование Московским Патриархом Митрополита Антония (Храповицкого). В переводе с дипломатического языка на обычный реакция РПЦ МП сводится, приблизительно, к следующему: "Тяните-тяните с объединением, но все равно деться вам от нас некуда, и никаких послаблений мы вам не дадим" — мол, возьмем измором.

Но в тех ситуациях, когда "порядочной женщине" было бы деться некуда, отказ от игры в порядочность открывает совершенно новый спектр возможностей. Последнее заседание Синода РПЦЗ(Л) ценно именно тем, что такой "отказ от игры в порядочность" на нем, наконец-то, был зафиксирован формально.

Эти "новые возможности", открывшиеся теперь перед Синодом РПЦЗ(Л) во всей широте, напоминают поведение Грушеньки перед "порядочной женщиной" Катериной Ивановной (в "Братьях Карамазовых"):

— А знаете что, ангел-барышня, — вдруг протянула она самым уже нежным и слащавейшим голоском, — знаете что, возьму я да вашу ручку и не поцелую. — И она засмеялась маленьким развеселым смешком.

Собственно, к этим словам и жестам сводится сейчас всё поведение Синода Митрополита Лавра по отношению к РПЦ МП. Ведь "Катерина Ивановна" на своем Синоде уже во второй раз проголосовала в строгом соответствии с договоренностями…

Независимо от того, что думают лидеры Синода РПЦЗ(Л) в настоящий момент, ситуация развивается в ту сторону, где становится все более реальным и все более привлекательным сценарий развития событий, описанный накануне этих заседаний Синода РПЦЗ(Л) под номером 3. Коль скоро заморозилось еще на несколько месяцев движение по пути, предначертанному сценарием номер 1 (безоговорочная капитуляция перед РПЦ МП), то остается заблокированным сценарий номер 2 (сепаратное присоединение к РПЦ МП одних только "горячих голов" из нынешней РПЦЗ(Л)); в то же время, поскольку РПЦ МП вновь подтвердила свой отказ идти на уступки, тем самым она подтолкнула фактических лидеров РПЦЗ(Л) к поискам альтернативных решений — а таким решением как раз и является "сценарий номер 3", то есть переход под юрисдикцию Константинополя. Эта мысль в среде РПЦЗ(Л) все еще является слишком новой и непривычной, но последние синодальные решения дали, наконец, время, чтобы успеть ею проникнуться.

От женщин, подобных Грушеньке, нельзя ожидать последовательного осуществления каких-либо заранее принятых программ. Они способны жить и по "программам" тоже — но лишь до тех пор, пока никто им не сделает предложения, от которого невозможно отказаться. Со стороны Константинополя такое предложение давно уже сделано, и нужно лишь, чтобы оно, наконец, дошло до внимания адресата. Когда Грушеньки чем-то сильно увлечены, то обратить на себя их внимание довольно сложно. Это требует времени. Но как раз время-то теперь и появилось! Ведь даже после подписания любых документов с РПЦ МП и после любых торжественных деклараций и пышных богослужений с обещаниями вечной верности, Грушеньки всегда могут взять свое слово назад и — "уйти к другому". РПЦ МП может стать для РПЦЗ(Л) лишь буфером, промежуточным звеном, необходимым на время адаптации к идеологии и порядкам современного "мирового православия". А уж потом, став его органичной частью, она запросто может последователь очень уж соблазнительному и для русского зарубежья довольного логичному решению - тому, что было давно принято в Париже Русской архиепископией и совсем недавно в Лондоне - Сурожской епархией. Так что у тех, кто хотел бы евхаристического общения с РПЦ МП, но боится ее административной власти, появилось время, и даже не до конца 2006 года, а существенно более.

Напомню, что переход под Константинополь — это способ навязать Москве евхаристическое общение без административного подчинения, то есть именно то, чего так хотят многие в РПЦЗ(Л), но чего категорически не допустит Москва. Но она этого не допустит лишь до тех пор, пока ее об этом спрашивают.

Что касается оппозиции объединительным процессам внутри РПЦЗ(Л), то она, насколько становится известно, уже успела сориентироваться в ситуации и продолжить необходимые действия по созданию новой временной структуры самостоятельного управления. Это всё и на самом деле необходимо и очень важно. В связи с этим если и хочется о чем-то предупредить, то только об одном соблазне, который сейчас неизбежно должен был возникнуть, — соблазне выбора ложных союзников в собственной среде. Если кто-либо внутри РПЦЗ(Л) относится отрицательно к присоединению к РПЦ МП, то это еще не значит, что от него будет польза в будущей временной церковной организации, которая должна будет создаться на руинах РПЦЗ(Л). Вполне возможно, что в такой организации некоторые из нынешних противников объединения принесли бы вред, но те же самые люди могли бы принести пользу, если бы приняли участие в организации перехода другой части РПЦЗ(Л) под юрисдикцию Константинополя.

А Синод РПЦЗ(Л) нужно, конечно, поздравить с тем, что ему удалось "всех удивить": добропорядочная матрона, наконец, перестала "выдерживать образ" и обернулась церковной Грушенькой — той самой, которая и раньше изредка показывала свое личико, оставляя в тяжелом недоумении российские приходы РПЦЗ...

Игумен Григорий,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования