Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Что год грядущий нам готовит? ОПК в российских школах вытесняется "Историей мировых религий". Но конфессиональный компонент в светском образовании останется


Итак, свершилось! ОПК, то есть подогнанный под запросы современного среднестатистического обывателя "Закон Божий", переступил 1 сентября порог российских общеобразовательных школ. Преодолена весьма условная для российского образования грань, отделяющая факультатив от обязательной дисциплины: в действительности, факультатив, особенно идеологический, "формирующий мировоззрение и нравственное чувство", будет еще более обязательным предметом, чем музыка и физкультура.

События, предшествовавшие нынешнему Дню знаний, продемонстрировали возможности повышения статуса конфессионального предмета. В Белгородской области новшество преподнесли "с помпой", как личную заслугу уважаемого архиерея и местного губернатора - через специальное решение законодательного собрания. В других регионах соответствующий приказ спустили "в рабочем порядке" (Брянск, Калуга, Смоленск).

Сам список регионов-передовиков по части превращения ОПК в обязательный предмет школьной программы весьма показателен. Нынешний губернатор Брянской области (естественно, "единоросс") ускоренными темпами ликвидирует остатки прежней системы ценностей: область дольше других регионов оставалась островком и оплотом "красного пояса". Наиболее подходящим инструментом для достижения цели, похоже, была выбрана религия и всё, что связано с ней. Не оттого ли преференции здешней епархии в последнее времясыплются как из рога изобилия? О достижениях равновеликих митрополитов-"тяжеловесов"- Кирилла Смоленского и Климента Калужского - потенциальных кандидатов на патриарший престол – можно говорить много, но в данном случае бросается в глаза некоторая "соревновательность" их епархий в деле внедрения ОПК. Раз в епархии Кирилла обязательное религиозное образование в светских школах поставлено "на поток", значит, и Климент добивается в Калуге того же.

Белгородский казус посложней. Здесь на уровне массового культурного сознания начинает срабатывать региональная мифологема "святого Белогорья", которая сформировалась в постсоветское время при непосредственном участии местной епархии РПЦ МП. Проникновение религии во все сферы публичной и даже частной жизни - явление для этого региона, скорее, закономерное, и это максимум, к которому все последние 10 лет шла местная епархия.

Помимо регионов, где с нового учебного года ОПК стал обязательной дисциплиной, частью основной программы, в России нашлось около десятков субъектов Федерации, которые ввели модный духовный предмет как факультатив или как часть "региональной компоненты" образовательной программы. Православие так или иначе представлено в школах уже всех субъектов РФ за исключением Чечни - своеобразного доминиона/протектората России, недавно покоренного грубой военной силой, где русских, "этнических православных", практически не осталось.

На фоне постепенной конфессионализации российского образования наблюдается и противоположный процесс: клерикально-образовательная инициатива - там, где она принята властью уже давно, несколько лет назад, - начинает явным образом выдыхаться. Об этом, в частности, свидетельствует опыт Воронежской области, где официальная статистика общеобразовательных школ с религиозными факультативами в прошедшем учебном году снизилась. Там, где ОПК не подпускают к школам и на пушечный выстрел (прежде всего это Москва и Санкт-Петербург), так называемая "православная общественность" не в состоянии изменить сложившееся положение, даже несмотря на гласную поддержку местных градоначальников...

Активное внедрение православия в учебные планы светских общеобразовательных школ началось с середины 1990-х под самыми разными "соусами", как то: часы "духовного краеведения", тематические беседы о живущих по соседству зловредных "сектантах", рассказы о русской святости, повествования про православные истоки отечественной литературной классики (либо живописи и музыки), законоучительные уроки различной глубины и, собственно, "Его Величество" ОПК. В последнее время к ним прибавились православно-демографические посиделки старшеклассников с участием местных батюшек, - совершенно удивительное дело - сразу же превратившиеся в 45-минутки сурового обличительного антиамериканизма в духе времён борьбы с космополитизмом и низкопоклонством перед разлагающимся Западом. Для придания таким занятиям юридической легитимности использовалось несколько организационно-правовых возможностей (в сущности, плохо сочетающихся с конституционным принципом отделения школы от Церкви) – через включение новых предметов в "региональный" или "школьный" "образовательные компоненты", либо через добровольно-принудительные факультативы. И кое-где, например, в Белгородской и Смоленской областях, конфессиональные предметы уже вышли на уровень 80-90 % охвата учащейся аудитории. В официально объявленную "стопроцентность" смоленского эксперимента верится с трудом, хотя бы в силу того, что в регионе есть отдалённые сёла и малокомплектные школы.

В связи с таким поворотом событий возникает резонный вопрос - почему победоносное шествие ОПК происходит именно сейчас, а не 13-15 лет назад (в эпоху "Второго Крещения Руси"), либо 4-5 лет назад (в начале президентства Путина)? В первом случае такому начинанию объективно должен был способствовать слом старой общественной системы, во втором – "работа над ошибками" предшествующего десятилетия, затеянная сверхпопулярным в обществе президентом, вкупе с готовностью к принятию религиозно-образовательных новаций тогдашнего министра образования, искренне полагавшего, что теология тождественна науке о Боге.

Скорее всего, дело тут в том, что только сегодня мы получили сложившуюся систему государственных институтов. Сейчас уже не "кризис" и не "переходный период", а прямолинейная "вертикаль", возродившая и умножившая во много раз замкнутую и самодостаточную корпорацию правящей бюрократии, в состав которой включена и церковная иерархия и власти которой как будто ничто не угрожает. Для этой сложившейся системы перестали представлять опасность претензии РПЦ МП, которая сама играет важную роль в жизнеобеспечении системы, осуществляет в известной степени ее связь с "народом", легитимизирующую и психотерапевтическую функции. Кроме того, министерство образования заранее защитило себя от провала эксперимента по массовому внедрению ОПК. "В сущности, - говорят в министерстве, - предмет не наш, мы за него ответственности не несём. Да, в обществе возникла потребность в его введении, но она не была должным образом обеспечена, а вот теперь с появлением учебника "История мировых религий" всё становится на свои места, в том числе и переподготовка учителей, которая проходила раньше на уровне епархиальной самодеятельности на площадках провинциальных институтов усовершенствования учителей; появился государственный стандарт, которому мы обязаны следовать".

Появление чубарьяновского учебника "История мировых религий" (ИМР), получившего положительные рецензии со стороны ведущих конфессий, действительно кажется выходом из противоречивой ситуации с ОПК. Очевидно, что учебнику будет обеспечен весьма высокий тираж, несопоставимый с показателями учебника Аллы Бородиной. Светская ИМР в выпускных классах заменит или серьёзно потеснит ОПК хотя бы уже потому, что ОПК не рассказывают о других религиях или подают их со своих конфессиональных позиций. Так что проигнорировать ИМР даже в Белгородской области вряд ли кому-то удастся. Там же, где никакого ОПК не было, дело будет обстоять ещё проще – всё начнётся с чистого листа. Но при этом, скорее всего, ещё какое-то время ОПК останется в программе общеобразовательных школ для ступеней начального и среднего звена. Религиозно-образовательное соревнование между епархиями и губернаторами не может заглохнуть, едва начавшись. Впрочем, и из сегмента начального и среднего звеньев образования педагогическая корпорация постепенно вытеснит епархиальную самодеятельность по той же самой схеме, что и из выпускных классов.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования