Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Религиозные» гонения больше не связаны с религией


Преследования религиозных меньшинств остаются одной из центральных тем информационных сообщений западных СМИ, так или иначе посвященных религии. Это отчетливо видно и из "Ленты новостей" нашего Портала. В условиях безусловного господства в "цивилизованном мире" либерального понимания прав человека, о религии вспоминают чаще всего в том случае, если нарушены чьи-то права на ее свободное исповедание.

С христианской точки зрения, свобода вероисповедания является одним из частных проявлений Божественного дара свободы выбора, который делает человека не только человеком, но и образом Божиим. Однако, в результате грехопадения, заразившего человеческую природу вирусом греховности, способности и "удобопреклонности" ко греху, этот Божественный дар чаще всего используется не по назначению. И "религиозные гонения" -- это неизбежное следствие чьих-то ошибок в пользовании Божественными дарами.

Историю религиозных гонений можно условно разделить на два главных этапа – классический и постмодернистский. Логика первого периода естественна и очевидна: люди, искренне и истово верующие в абсолютную непреложность своей религии (а при нормальном положении дел так обязан веровать каждый верующий), заручившись поддержкой внешней власти или прямо получив эту власть, "помогают" "неверным" и "заблуждающимся" прийти к познанию истины или, по крайней мере, не "заражать" своей "ересью" других. Понятно, что и в классический период находилось множество желающих поспекулировать на религиозных лозунгах и обратить гонения на пользу своего кармана. Однако, даже эти лицемеры и фарисеи официально декларировали лозунги религиозные, исповедуя свою принадлежность к той или иной конфессии.

Религиозные гонения постмодернистского периода, то есть современные, в большинстве случаев не основаны на религиозных убеждениях гонителей (про гонимых то же самое можно сказать, правда, не всегда). Часто гонители даже не утруждают себя выкрикиванием религиозных лозунгов; религия их практически не интересует. Современные "религиозные гонения" -- это частный случай борьбы за власть и за контроль над финансовыми потоками, который обеспечивает близость к власти (и наоборот). Поэтому степень цинизма и бессовестности у современных гонителей многократно возрастает в сравнении с их средневековыми предшественниками.

В России пропагандистским прикрытием преследования религиозных меньшинств стало расхожее понятие "традиционной конфессии". В отличие от просто "конфессии" "традиционная конфессия" объединяет людей не вокруг общего вероисповедания, а вокруг общей культуры, общей территории, общей государственности, которые, может быть, когда-то в незапамятные времена и появились благодаря общему вероисповеданию, но сейчас это никакого значения уже не имеет. К "традиоционным конфессиям" относят вполне благонамеренные, прошедшие "испытание временем" религиозные объединения. Под "испытанием временем" подразумевают политический конформизм – опыт приспособления той или иной конфессии к разным политическим условиям, гарантирующий ее полную безопасность для "конституционного строя". Поскольку отечественную историю в современной, послеельцинской, России принято рассматривать как сплошной поток свершений (с незначительными вкраплениями неудач), то и на звание "традиционных" могут претендовать лишь те конфессии, которые благополучно адаптировались не только к политическим условиям Российской Империи, но и к безбожной советской власти. Так, за бортом "традиционности" оказываются многие существовавшие в дореволюционной России протестантские общины и "альтернативное Православие" -- казалось бы, вполне выдерживающие временной ценз.

Вдохновители "религиозных гонений" постмодернистского периода откровенно признаются в своем полном равнодушии к религии как таковой. Они призывают гнать не "лжеучителей" и "лжепророков" ради торжества Истины, а тех, кто не вписывается в выстраиваемую ими политическую структуру, кто мешает им жить комфортно и спокойно, опираясь на свою полную финансово-идеологическую монополию. Ведь религия в постхристианском обществе рассматривается, в лучшем случае, как "фактор социальной стабильности" (то есть управляемости обществом), а в худшем – как выгодный "ритуальный" бизнес.

Увы, но и большинство правозащитных организаций, ратующих за права гонимых верующих, не выходит за рамки этой самой постмодернистской парадигмы "религиозных гонений". Гонимые верующие для многих правозащитников ничем не отличаются от гонимых геев или любителей "легких наркотиков". И именно поэтому гонимые верующие оказываются менее защищенными, чем любые другие клиенты правозащитников. Ведь они ратуют не за свои греховные наклонности и привычки, а за саму Истину, предаваемую поруганию "миродержителем тьмы века сего".

Впрочем, гонимые верующие тем и отличаются от "гонимых" геев и наркоманов, что сохранение собственных прав и даже собственной жизни не является для них абсолютным приоритетом. Более того, в гонениях они часто видят важнейший аргумент истинности своей веры, в них черпают силы и "благодать" для того, чтобы оставаться верными Истине. В обезверившемся постхристианском мире, где даже "религиозные гонения" не связаны с религиозной верой гонителей, к вере чаще всего приходят через романтический поиск "инобытия", через жажду героики и через самоотвержение. Недаром замечено древним отцом: "Кровь мучеников – семя, на котором возрастает Церковь". Не учитывая этого "абсурдного" обстоятельства, лежащего вне логики мира сего и вне доктрины прав человека, протагонисты современной инквизиции рискуют постоянно оказываться у разбитого корыта…

Александр Солдатов


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования