Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Ректор Свято-Филаретовского института, священник ГЕОРГИЙ КОЧЕТКОВ: "Мне кажется, что в истории вокруг Благодатного огня не хватило трезвенности и взыграли корыстные интересы"


"Портал-Credo.Ru": O. Георгий, как Вы восприняли имевшую место накануне нынешней Пасхи заочную полемику между Патриархом Иерусалимским Феофилом и диаконом Андреем Кураевым, в которой открыто фактически отрицается аутентичность чуда схождения Благодатного Огня?

Отец Георгий Кочетков: Дело в то том, что этот вопрос всегда был вопросом частного мнения, доверия отдельных людей, и никогда - частью учения Церкви. Церковь ничего не говорит о Благодатном огне, это такой обычай, которые многие принимают, а многие нет. Например, христиане-арабы с восторгом и ликованием воспринимают схождение огня, греки - более сдержанно, ну а русские всегда были доверчивы к людям и чудесным явлениям, и иногда эта доверчивость доходила до наивности. Это не порок и не добродетель, но все ж лучше вражды и разделений между людьми. 

Меня нисколько не удивили высказывания Иерусалимского Патриарха. Я знаю такую полемику и в XIX веке, и в другие времена. В любом случае очень странно, что после высказываний диакона Кураева выступил наш главный железнодорожник и заявил, что иерархам следует рассмотреть, что можно, а что нельзя говорить священникам. Это совсем не хорошо, так поступать нельзя. Этот человек, совсем не бедный к тому же, и корыстно заинтересованный, начинает учить иерархию, как ей общаться со своими клириками. На мой взгляд, он делает это исключительно из корыстных побуждений.

На мой взгляд, в этом вопросе следует проявлять большую сдержанность. С одной стороны, к собственно христианской вере это не относится. Это относится к знакам веры, внешним ее обрядам. Они тоже не бессмысленны, они важны, но не входят в самую глубину нашей веры. Не будет этих обрядов - будут другие, главное, чтобы они не противоречили духу и смыслу веры в Бога Единого и Иисуса Христа - и ничего плохого не будет. Обряды исторически изменчивы - важно, чтобы сохранился духовный смысл жизни в Господе Иисусе Христе, жизни в любви.

Поэтому мне кажется, что трезвенности в этой истории не хватило. Взыграли, видимо, какие-то корыстные интересы. Люди, наивно и буквально веровавшие в это чудо, пусть верят, но не надо придавать этому слишком большое значение. Вера прекрасно существует и без таких чудес, похожих в глазах людей на фокусы. Господь Бог фокусами не занимается. Бог творит  чудеса, но эти чудеса суть знамения Бога, знамения Царства Небесного. Это совсем другое дело. Я говорил со многими священниками, все они очень трезво относятся к этим вещам. Однако многим из них неудобно говорить об этом людям открыто. Мне один священник писал, что многие люди настолько вдохновлены этим явлением, что никаких критических разговоров о нем слышать не захотят.

- Скажите, а как это повлияет на то, что можно назвать "народным благочестием" и насколько такое благочестие важно для Церкви?

- Народное благочестие бывает разным. Иногда оно  имеет корни в глубинах веры, разнообразит, делает неформальной жизнь в вере. Но иногда охватывает языческие суеверные моменты, превращая религию в своего рода сказку "1001 ночи". Людям это, конечно, нравится, но к народному благочестию все же надо относиться с разумением и осторожностью. Есть замечательная статья Аверинцева "Христианская мифология" в сборнике "Мифы народов мира", где он разбирает народное благочестие, указывая на то, что в нем немало языческого и прямо противоречащего основным постулатом веры. Поэтому не следует идти на поводу у этого благочестия. Весьма печально, когда многие иерархи, прекрасно все зная и понимая, тем не менее,. поступают именно таким образом. Так делать, на мой взгляд, не следует. Нужно уважать народную веру, но одновременно выправлять эту ситуацию, разумеется, с уважением к народным религиозным чувствам. Но эту работу надо делать. Она сейчас не ведется нигде - ни в христианстве, ни в иудаизме, ни в исламе. Это не демифологизация, это несколько другое. Я говорю о возрастании и укреплении в вере, в постоянном стремлении к Истине, которая исходит от Самого Бога.

Беседовал Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования