Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Руководитель детского приюта "Остров Надежда", бывший православный диссидент АЛЕКСАНДР ОГОРОДНИКОВ: "Чтобы выйти из тоталитарного плена, пример очищение и покаяния нации и верующим должна подать высшая православная иерархия"


"Портал–Credo.Ru": Александр Иоильевич, Вы безусловно слышали о скандале, разразившемся в Польше в связи с назначением архиепископом-митрополитом Варшавы, примасом Польши Станислава Вельгуса и его вынужденной отставке еще до вступления в эту должность в связи с обнародованием сведений о его связях с польскими спецслужбами социалистической Польши. Это событие реанимировало дебаты о необходимости процесса люстрации на постсоветском и постсоциалистическом пространстве. Что Вы, проведший девять лет в лагерях за свою религиозную деятельность, думаете по этому поводу в отношении России? Возможен ли у нас такой процесс вообще и в отношении Церкви в частности?

Александр Огородников: Я полагаю, что такая проблема в России вряд ли возникнет по целому ряду причин. Во-первых, наш тоталитаризм был значительно более продолжительный и жесткий, чем польский. Во-вторых, отношение к КГБ у нас иное, чем к аналогичной спецслужбе в Польше. Сегодня бывшие сотрудники КГБ определяют не только политику, но и общественный климат в стране. Сотрудничество с КГБ в советские времена теперь не только не считается предосудительным, а, наоборот, одобряется. В этой атмосфере такие люди, как я, которые сидели за диссидентство, смотрятся как мастодонты, люди глупые, сделавшие неправильный выбор. Сегодня те, кто в 70-80 годы сделали "правильный" выбор и сотрудничали с КГБ, - у власти, олигархи и властители дум. Например Евгения Киселева, когда стало известно, что он сотрудничал с КГБ, никто не осудил. Более того, либеральная общественность как-то очень сочувственно к этому отнеслась, и этот факт не помешал ему стать директором НТВ, выступать в аналитических программах по ТВ, поучать нас всех и давать уроки морали.

Если говорить о нашей церковной иерархии вообще – это тема очень острая и болезненная. Я не хотел бы судить, хотя в свое время в самом конце 80 -х – начале 90-х годов писал статьи и обращался к православной иерархии с призывом к покаянию и очищению. Говорил, что для того, чтобы выйти из тоталитарного плена, пример очищения и пример покаяния нации и верующим должна подать высшая православная иерархия. Только осознав путь, который мы прошли, очистившись от скверны, мы можем возродиться к новой достойной жизни, пройдя церковное покаяние и очищение.

Я ссылался на пример румынского Патриарха Феогноста, который добровольно ушел в отставку из-за вины сотрудничества с коммунистическим режимом. Показательно, что потом народ сам попросил его вернуться, и до сих пор его весьма почитают. С покаянием к нации обратились и румынский епископат, и клир - за это сотрудничество - и оно было принято. То же произошло и Болгарской Православной Церкви.

В нашей Церкви дальше создания Комиссии под руководством архиепископа Костромского Александра, которой поручено было изучение вопросов сотрудничества нашего духовенства с КГБ, не пошли, потому что о результатах этой комиссии за 15 лет никто не слышал, хотя формально она до сих пор не распущена.

С другой стороны, тема сотрудничества нашей иерархии с властью и КГБ непроста. Мы жили при тоталитарном режиме, который пронизывал всю жизнь, и человек, общаясь с одним советским институтом, не мог и предполагать, что это общение плавно перетекает в контакты с другим советским институтом. Кто-то же шел на это сознательно, чтобы улучшить положение Церкви, добиться каких-то послаблений и т.д.

– Но это именно позиция митрополита Сергия (Страгородского), получившего наименование "сергианство". Ныне она формально хоть и не полностью, но получила осуждение на Соборах РПЦ МП.

– Я имею в виду митрополита Никодима (Ротова). Я не утверждаю, что он был агентом КГБ, но то, что он сотрудничал с властью, - это общеизвестно. Но он-то, как раз, пытался это сотрудничество обернуть на благо Церкви, своими контактами на Западе он останавливал какие-то гонения, он получал определенную свободу и мог больше студентов отправлять на учебу за границу и т.д.

– Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад.

– Я повторяю, что не берусь осуждать. Просто кто-то оправдывал свое сотрудничество с КГБ и властью попыткой отвоевать у тоталитарной власти какое-то жизненное пространство.

Я считаю, то, что наша иерархия не принесла покаяния, сказалось на дальнейшем развитии нашего общества, современном характере власти и т.д. Но для объективности должен заметить, что наша общественность и журналистика, очень остро реагируя на факты сотрудничества со спецслужбами священнослужителей, вообще никак не реагировали на то, что и другие члены общества были интегрированы в этот процесс. Много агентов и стукачей было в Союзе писателей и других творческих союзах, но публикаций об этом я не встречал. Так что для очищения процесс признания и покаяния должен охватить все наше общество, а не только Церковь. В 70-х – 80-х годах это было трудно сделать, потому что если об этом узнавали в интеллигентных кругах, то такой человек становился изгоем, его переставали принимать в приличном обществе. Сегодня же, глядя на тех, кто выступает по телевидению и в СМИ, можно сделать вывод о том, что такое сотрудничество даже почетно. Это даже патриотично! Более того, они дорвались до перераспределения нашего национального богатства.

Я еще раз повторю, что не хочу никого осуждать, но в то время, когда авторитет Церкви был очень высок и наше общество с уважением смотрело на иерархию, когда из каждого живого и деятельного священника могли делать икону, если прозвучало бы трезвое и правдивое слово, оно было бы не просто услышано и благодарно воспринято, но действительно нация прошла бы очищение. Но ведь кроме как от архиепископа Виленского Хризостома мы покаяния не услышали. Он честно в интервью сказал, что был вынужден пойти на это.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования