Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель храма св. Николы на Берсеневке (Москва) игумен КИРИЛЛ (САХАРОВ): "Автокефалия Украинской Церкви - переходная ступень к унии с Римом"


"Портал-Credo.Ru":  Вы не могли бы прокомментировать проблему возможной автокефалии Украинской Православной Церкви? Как Вы расцениваете вопрос о предоставлении автокефалии этой Церкви? Считаете ли Вы это возможным в принципе?

Игумен Кирилл (Сахаров): Я крайне отрицательно отношусь к этой идее. Изначально занимаю в этом вопросе принципиальную, твердую отрицательную позицию и делаю все возможное для того, чтобы этого не произошло.

Подавляющее большинство православных верующих Украины, духовенства и епископата против автокефалии Украинской Православной Церкви, потому что автокефалия – это переходная ступень к унии. Унии с Римом. Стремление украинского государства создать единую поместную Украинскую национальную Церковь являет собой угрозу каноничности украинского православия, поскольку государство мыслит эту Церковь как соединение всех ветвей украинского православия, как выражаются его чиновники. Вот в этом вареве и растворится каноническая Украинская Православная Церковь Московского патриархата. Это, пожалуй, главное.

Я не говорю уже о том, что мы имеем единый корень – Киевскую Русь и что отделение Украины – плод искусственных усилий, по крайней мере, для востока и юга Украины, где абсолютно пророссийские настроения. Не учитывать этого невозможно.

– Тем не менее, если бы это произошло с согласия Московской патриархии, Вы приняли бы такую автокефалию? Или решение об автокефалии должен принять Константинопольский патриархат, первый по чести? Каким Вы видите формальный путь, которым можно было бы осуществить этот акт?

– Путь один. Это желание подавляющего большинства верующих, духовенства и епископата самой УПЦ, согласие Матери-Церкви – Московского патриархата и признание этого акта другими автокефальными Церквями.

Что касается действий Константинопольского патриархата на Украине, то они могут привести к катастрофическим последствиям. Каноническое положение самого Константинополя вызывает сомнение хотя бы потому, что он принял в США и на Украине в 1995 и 2000 годах в свой состав без перерукоположения "епископов" и "священников", не имеющих апостольского преемства – наследников самосвятов-липковцев.

– Какие Вы видите возможности выявления желания или нежелания клира и верующих в Украине относительно автокефалии?

– По аналогии с приходской жизнью, с соборностью на приходском уровне – в виде тайного голосования без всякого давления на епархиальных собраниях, на Соборах Украинской Православной Церкви. Никого насильно держать не надо, но главное, как мне кажется, с точки зрения интересов Вселенского Православия, это то, чтобы все здоровое, что есть в недрах украинского православия, сохранило бы каноничность. Если бы не было угрозы для каноничности, а, стало быть, для спасения души в случае отделения, тогда бы не было таких твердых акцентов в нашей позиции. Но все дело в том, что, по предсказаниям старцев, например, преп. Лаврентия Черниговского, для украинского православия отделение от Русской Православной Церкви будет гибельно.

– Вы уверены в том, что если такое голосование будет проведено, то большинство выскажется за сохранение Украинской Православной Церкви в лоне Московской патриархии?

- Я не ручаюсь за все епархии. Например, когда я был несколько лет назад участником епархиального собрания духовенства Львовской епархии, я был очевидцем того, что подавляющее большинство священников среди немногих оставшихся верных Матери-Церкви, находясь в крайне стесненных условиях, усматривали какой-то выход из создавшегося положения в виде даже перехода в юрисдикцию Иерусалимской Церкви. Ведь Москва – это как красная тряпка для быка на Западной Украине, для националистов. Но что касается, например, Луганской епархии, откуда я сам родом, и где я недавно побывал – там абсолютно промосковские настроения, за некоторым, конечно, исключением, поскольку в последние годы туда был большой приток духовенства – выходцев с Западной Украины. Что касается народа, то здесь нет никаких автокефалистских настроений.

– Если предположить, что большинство народа и клира выскажется за предоставление автокефалии, Московская патриархия должна будет эту автокефалию Украинской Православной Церкви предоставить?

– Формально одно из трех условий будет выполнено. Но опять-таки, нужно осмыслить, а как поступить в том случае, когда явно будет разделение по регионам, как было в случае "оранжевой революции"? Явно, что в этом вопросе будет четкое разделение по регионам.

– Этот же вопрос возникает и в том случае, если, допустим, большинство выскажется за то, чтобы оставаться в Московском патриархате, но значительное, весомое число клира и верующих выскажется за автокефалию.

– Сторонники законной автокефалии в УПЦ МП в центре и на западе Украины есть, несомненно, хотя очень многие ее адепты уже ушли в раскольнические образования. Однако те, кто действительно ревнует о каноничности церковной жизни во всех ее аспектах, я имею в виду здесь, прежде всего, совершение таинства крещения согласно правилам через полное погружение, каноничность в иконописи и так далее, эти ревнители каноничности, несомненно, ратуют за Московский патриархат. В любом случае, при любом раскладе для них должна быть представлена ниша в случае, если чисто теоретически предположить, что автокефалия совершится. Кстати, когда в 30-х и 40-х годах ХVII века представители Малороссии обращались в Москву с просьбой о воссоединении, наши Земские соборы и цари были против. Во многом, такая позиция была обусловлена тем, что жители Малороссии, как тогда говорили, "олатинились", т.е. в значительной степени прониклись западным влиянием. Во многом благодаря Патриарху Никону воссоединение все же состоялось. Прошло более 300 лет бытия в едином государстве и в единой Церкви. Нынешняя территория Украины в несколько раз больше той, которая вошла в состав Московского государства в ХVII веке. Новороссия, Донбасс, Крым – территории, заселенные преимущественно выходцами из Великороссии, – с ними как быть? Они хотят оставаться в Русской Православной Церкви, как и многие православные в других регионах Украины, и мы должны им оказывать всестороннюю помощь и поддержку и ни в коем случае не должны соглашаться на разделение не из-за "имперских амбиций", а в интересах сохранении Святого Православия на Святой Руси во всей его полноте и чистоте.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования