Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Благочинный Московского округа РПЦЗ(В) иеромонах ТИХОН (Козушин): "Юрисдикцию Митрополита Антония я расцениваю как безусловный раскол. Более того, его организаторы даже не пытаются его преодолеть"


"Портал–Credo.Ru": На завершившемся Архиерейском Соборе "антониевской ветви" РПЦЗ(В) новым предстоятелем Церкви избран Митрополит Антоний (Орлов). Насколько канонично это избрание и насколько каноничен сам Собор? В последний раз, когда мы с Вами беседовали по телефону, Вы сказали, что тогда (25 июля 2006 г.) происходившее в Мансонвилле еще нельзя назвать расколом. Что Вы скажете сейчас?

Иеромонах Тихон (Козушин): Я не располагаю полной информацией об этом Соборе – только той, что мог почерпнуть из Интернета. Но, тем не менее, я расцениваю это уже как безусловный и оформившийся раскол. Более того, его организаторы даже не делают попыток его преодолеть. Никаких призывов к воссоединению с их стороны не слышно, что было для меня, все же, неожиданностью. Я полагал, что они попробуют объединить всех. Ведь за ними сегодня не так много людей – можно сказать, что, учитывая новую хиротонию, состоявшуюся в ходе Собора, у них епископов больше, чем прихожан. Хиротонии, совершившиеся в ходе Собора, никак нельзя признать каноничными, так же, как и весь Собор. В любом случае Полнота Церкви не была запрошена. Не было мнения Полноты Церкви, необходимой в таких случаях по канонам.

– Что происходит в другой части РПЦЗ(В), которая не пошла за Митрополитом Антонием?

– Оставшаяся часть очень сильно переживает. Происходит период осмысления произошедшего. Это был удар в спину и от своих. Это трудно пережить. Я ведь владыку Виктора (Пивоварова) перестал поминать за литургией задолго до этих событий, месяца за полтора-два, в связи с его реакцией на письма по поводу его еретических писаний, которые были опубликованы. Там совершенно очевидные ереси, которые в Синодальном решении даже после событий были названы уже не ересью, а кощунством, что еще более резко. К тому же, еще до всех этих событий владыка Виктор потихоньку разваливал Московское благочиние. Я об этом уже говорил в предыдущей беседе с Вами.

– В Вашей "ветви" РПЦЗ(В) кто-то исполняет должность местоблюстителя первоиераршего престола?

– Пока нет. Есть очень хороший епископ Дальневосточный Анастасий, он прошел патриархийную школу. Он и сам дисциплинированный человек, и владеет правилами церковной дисциплины. В его интервью о проблемах, которые волнуют прихожан Зарубежной Церкви сегодня, все очень здраво, взвешенно, разумно и рассудительно. В то же время старший по хиротонии, который должен был бы стать местоблюстителем, у нас епископ Владимир (Целищев), который живет в Америке. 

– Так что, организационно – полная неопределенность?

– Да, полная неопределенность. Да другого трудно было бы и ждать. Вот и протоиерей Вениамин Жуков до сих пор молчит. На фотографиях похорон Митрополита Виталия он выглядит очень постаревшим.

– Какие же перспективы у Вашей части РПЦЗ(В)?

– Перспективы, как у России в XVII веке. Надо молиться, чтобы появились новые Минин с Пожарским. Сейчас вообще преобладают диссациативные тенденции, ломаются рамки национальных Церквей, и они неизбежно будут ломаться и дальше в связи с процессами глобализации. Церковь превращается в интернет-Церковь, связь с епископом осуществляется больше через интернет, чем через реальные контакты. Даже не через письма или указы. Вполне виртуальная Церковь. Это происходит не только у нас, а и у греков то же самое. И у других тоже.

– А пройдет ли Собор Вашей части РПЦЗ(В), и если да, то когда?

– Он намечен после Святок в следующем году. Точная дата пока неизвестна, да и место проведения тоже не определено. Скорее всего, Собор пройдет там или в Канаде, куда из Штатов можно свободно проехать. Должны приехать на Собор епископы Дальневосточный Анастасий и Молдавский Антоний. Есть еще владыка Варфоломей, живущий в Канаде, но он престарелый и весьма больной человек. Вряд ли он сможет принять участие в Соборе.

В том, что сейчас происходит в нашей Церкви, есть и объективные и субъективные причины. И человеческие ошибки, и общие диссациативные тенденции.

– Вы надеетесь, что Ваша "ветвь" РПЦЗ(В) сумеет выжить и оформиться в какую-то дееспособную реально существующую церковную структуру?

– Мы верим что, наша Церковь истинна и "врата адовы не одолеют ее". Она была, есть и будет, но в какой форме она будет – сейчас трудно предсказать. Люди есть, люди серьезные. Мои приходы в Москве и Алексине очень активны. Условия, в которых мы служим, особый разговор, но, тем не менее, мы живем и действуем.

– Как Вы предполагаете, кого изберут первоиерархом на ближайшем Соборе?

– Моя личная позиция состоит в том, что сейчас должен стоять не вопрос о первоиерархе, а о духовной преемственности – канонической и епископской. Церковь 200 лет жила под синодальным управлением, когда не было единого возглавителя, – не умерла!

– Но сейчас у Вас даже Синода практически нет. А в те времена хоть был обер-прокурор...

– Сейчас действительно нет никого. Только Матерь Божия, Которая в трудные времена брала на Себя управление государством. Как в 1917 году через икону Державной Божией Матери, так и сегодня Богородица Своим покровом покроет нашу страну. Бывают разные времена: разбрасывать или собирать камни, объединяться или разъединяться. Церковь жила в разных исторических обстоятельствах. Так что формальной задачи сейчас у нас нет. Главное – духовно объединиться и понять, где мы стоим. С нами ли новомученики российские, как они были всегда ранее.

– Но ведь этот вопрос обязательно всплывет на Соборе?

– Может и не всплыть, поскольку реальной кандидатуры сейчас нет. Такой формальной задачи я бы перед Собором не ставил, потому что не вижу пути ее решения.

– Сколько прихожан в Ваших Московском и Алексинском приходах?

– В Москве – не менее ста человек. Это сознательный Зарубежный приход, все понимают, где и почему они находятся. Здесь случайных людей нет. В Алексине приход более периферийный и провинциальный – много бабушек, но они понимают, что они не в патриархии, но понимают на уровне, конечно, как я им объясняю, что "гортань брашно (вкус – Ред.) различает" (Иов 6:30). "Вы видите, где вам лучше, где благодатнее, где теплее". Вот, на Покров у меня там было тридцать причастников. В общем – человек 60. На Пасху бывает до ста.

– А численность прихожан в других приходах в России Вы могли бы оценить?

– Большой приход у о. Валерия Рожнова под Курском. Надо еще учесть, что многие из наших прихожан находятся в "шоковом" состоянии – эти разделения проходят по сердцам, по умам. Нужно время во всем разобраться. В моем московском приходе были брожения по поводу того, что я перестал поминать владыку Виктора. Как оказалось теперь - я был совершенно прав. Сейчас происходит переходный процесс, становление. Поэтому трудно говорить о численности прихожан. Главное более четко определить нашу позицию. Почему мы считаем их раскольниками, почему не можем пойти за ними. Вместо того, чтобы попытаться договориться, трещина только расширяется. Видимо, за всем этим стоят серьезные расхождения. Это надо осмыслить. Людям подготовленным это более понятно, но задача пастыря – объяснить и донести всем прихожанам. Сколько времени может занять этот процесс, я не могу сказать.

– Каковы сегодня отношения между российской и заграничной частями РПЦЗ(В)?

– Настоящий диалог между этими частями так и не был налажен. Мы здесь смотрели на них, как на небожителей каких-то, пришедших к нам с пятого или шестого неба. Слушали их и выучили свой урок. А зарубежная часть своего урока не выучила – они не поняли, что здесь происходит. Они не оправдали тех надежд, которые мы на них возлагали. По двум причинам. Во-первых, по непониманию того, что здесь происходит. Во-вторых – по злоумышлению. Это очевидно!

– По чьему злоумышлению? Людей или структур?

– Конечно, структур. Работа в этом направлении велась очень серьезная.

– Давайте называть вещи своими именами. Вы имеете в виду спеццслужбы?

– Именно их в очень большой степени. У меня есть серьезная информация на этот счет. Возвращаясь к первой причине, вынужден признать, что диалога двух частей РПЦЗ не получилось. Он превратился в монолог. Нас не слышали, игнорировали, считали за людей второго сорта. Наверное, людям снобистского толка с Запада трудно было общаться с полусовковым одичавшим здешним населением. Но надо было потерпеть и помочь, слышать правильные голоса отсюда.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования