Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель Общества ревнителей памяти Митрополита Антония (РПЦЗ(Л)) д-р ЕВГЕНИЙ МАГЕРОВСКИЙ: "Самое важное в "Акте о каноническом общении" то, что Зарубежная Церковь полностью входит под управление Московской патриархии"


"Портал–Credo.Ru": На официальных сайтах РПЦ МП и РПЦЗ(Л) опубликован окончательный вариант "Акта о каноническом общении РПЦ МП и РПЦЗ(Л) и приложение к нему. Как Вы прокомментируете это событие и насколько окончательный вариант отличается от его черновой версии, опубликованной на нашем Портале?

Евгений Магеровский: По-моему, особенно комментировать "Акт о каноническом общении" нет никаких причин, т.к. он ясен и не требует никаких особенных познаний, чтобы его понять. С моей точки зрения, самое важное в нём то, что Зарубежная Церковь полностью входит под управление Московской патриархии, которая объявляется "Поместной Русской Церковью", той самой, которую большевики уничтожили в 1920-х и 30-х гг. и "тихой сапою" "восстановили" в 1943 г. в совершенно другом организационном облике.

§1 сего "Акта" объявляет об этой удивительной метаморфозе.

§2 – ещё раз объявляет о том, что РПЦЗ совсем не одна и сама по себе, а пребывает "в каноническом единстве" со всей"Полнотой Российской Православной Церкви", что может означать что угодно, но, наверное, означает её действительное слияние с Московской патриархией.

§3 – по-моему, единственный, касается только РПЦЗ и дел, касающихся только её.

§4 говорит, что хотя первоиерарх РПЦЗ и избирается её Архиерейским Собором, он утверждается Патриархом и его Синодом. Прощай, свобода избрания Первоиерарха!

§5 – имя Патриарха (Предстоятеля РПЦ) "возносится за богослужением во всех храмах РПЦЗ" перед именем Первоиерарха РПЦЗ и правящего епархиального архиерея. Интересно, что в "Итогах совместной работы Комиссий Московского патриархата и Русской Зарубежной Церкви", подписанными архиепископами Марком Германским и Иннокентием Корсунским, есть наводящее на размышления предложение: "Там, где это представляется необходимым, в приходах Русской Зарубежной Церкви, в том же духе икономии, по усмотрению правящего архиерея может быть введен пятилетний переходный период с особенностями литургического поминовения". Значит, готовятся к тому, что поминовение "Патриарха Алексия II" будет встречено "в рога"? И его можно будет отложить на пять лет? Какая либеральность!

§6 – решения об образовании или упразднении епархий могут приниматься только "по согласованию с Патриархом" и его Синодом. Прощай, свобода организации епархий!

§7 – "архиереи РПЦЗ" избираются РПЦЗ, но их "избрание утверждается" Патриархом и его Синодом. Прощай, свобода поставления епископов!

§8 – "Архиереи РПЦЗ являются членами Поместного и Архиерейского Соборов РПЦ и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян РПЦЗ участвуют в Поместном Соборе РПЦ в установленном порядке". Ура! Только последний Поместный Собор состоялся 88 лет тому назад! А участие в Архиерейском Соборе и Синоде РПЦ МП просто юмористично, ибо "зарубежные" архиереи растворятся, как капли в море.

§9 – напоминает нам, что высшей нашей инстанцией является уже без малого столетие как не собиравшийся Поместный Собор РПЦ и немного чаще собирающийся Архиерейский Собор РПЦ МП. Словно это не следует из всего предыдущего текста, а надо ещё раз повторить, чтобы почувствовали.

§10 – "Решения Священного Синода РПЦ(МП) действуют в РПЦЗ". Короче говоря, подчиняйтесь!

§11 – "Апелляции на решения церковно-судебной власти РПЦЗ" подаются, конечно же, "на имя Патриарха Московского".

§12 – "Изменения, вносимые в "Положение РПЦЗ" её высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским" и Священным Синодом РПЦ МП, "если таковые изменения имеют канонический характер". "Положение", конечно, может меняться сколько угодно раз, но его смысл меняться не может никак, т.к. он незыблем, ясно изложен в указе №362 Патриарха Тихона и больше не может быть никак изменён. Также, по-моему, мы ещё не слышали ни о каком "Положении" какой-либо Церкви, не имеющем "канонический характер".

§13 – гласит, что св. миро РПЦЗ получает от Патриарха Московского. Ну, откуда же ещё?

Последний, ненумерованный, параграф объявляет, что "Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви". То есть, совершается ещё одно насилие над историей – Московская Патриархия никогда не была "Поместной Русской Православной Церковью" и ею никогда не будет, какие бы "Акты" она не составляла.

Вот, вкратце, мои комментарии об этом злополучном "Акте "канонического" общения". Они мало отличаются от того, что я уже писал о "черновом" тексте "Акта", сравнительно недавно опубликованном на "Портале-Credo.Ru".

Печально то, что протоиерей Александр Лебедев, полемизируя со мной, мне тогда написал, что текст, опубликованный на Портале, был совершенно изменён и совсем не похож на новый. Теперь же оказалось, что это была совершенная неправда и новый текст оказался почти полностью тождественным старому, черновому. Признаться, от протоиерея я такого не ожидал.

– Будете ли Вы и ваши сторонники ждать еще каких-то реальных действий, вытекающих из этого Акта, например сослужения Патриарха Алексия II и Митрополита Лавра, чтобы предпринимать уже реальные конкретные действия по созданию новой структуры РПЦЗ?

– Мои "союзники" в этом деле более осторожны, чем я. Я уже в начале сентября считал, что "жребий брошен" и что Митрополит Лавр идёт напрямую на соединение. Ему это, видимо, неприятно, но он так решил и постоянно идёт к этой цели, несмотря на все затруднения, которые встают у него на пути. Я думаю, что наши сторонники всё же, желая оставаться "каноничными" до последнего, уже сейчас готовы будут предпринимать какие-то конкретные шаги, чтобы начать функционировать сразу же после вхождения этого Акта в силу.

– Не считаете ли Вы целесообразным объединиться с одной из ветвей РПЦЗ(В), которая будет базироваться в Америке, а не в России?

– Нет, мы бесповоротно решили пользоваться только своими, строго каноническими силами для организации Временного Архиерейского Синода и Консистории, состоящей из двух наших епископов (Агафангела и Даниила) – самых явных противников соединения, и какого-то числа иереев и мирян, до принятия решений о нашем постоянном церковном руководстве, которое будет создано Пятым Всезарубежным Церковным Собором, который мы обязываемся созвать.

К сожалению, все "витальевцы", и особенно некоторые из их епископов, не были канонически правильно поставлены. Поэтому, вначале всякая евхаристическая связь с ними для нас исключена. Тем не менее, один из главных вопросов, который мы должны будем разрешить на этом Соборе, это каким-то образом снова принять в лоно Соборного Православия таких "заблудших овец", как "мансонвилльцы", "тихоновцы" и другие. Конечно, это зависит также и от их желания возвращаться к нам.

Так как наша каноничность вне сомнений, мы можем, если нам это удастся, передать её и желающим объединиться. Таковы наши ближайшие планы. Что выйдет, только время покажет.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования