Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Писатель, публицист, настоятель храма св. Царя-мученика Николая на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: «О. Димитрий Дудко производил впечатление человека очень искреннего, чистого"


Портал-Credo.Ru: Вы знали о. Димитрия Дудко лично. Не могли бы поделиться с нами какими-то воспоминаниями о нем? Как Вы с ним познакомились? Каков был его образ мыслей до печально знаменитого телевизионного "покаяния"? Чем можно объяснить, что в начале 90-х годов он вдруг стал сталинистом, духовником газеты "Завтра"? Есть какая-то логика в этих метаморфозах жизненного пути о. Димитрия?

Протоиерей Михаил Ардов: Сейчас уже трудно себе представить, как мы, сознательно верующие люди, жили тогда, в 70-е годах. Церковь, с одной стороны была как некое гетто. С другой стороны, все священники Московской патриархии были, что называется, немы. Они не могли высказываться прямо, и не могли заниматься самым главным, что необходимо для современного мира, – апологетикой, т.е говорить о преимуществе христианского учения, об истинности Церкви. Это были абсолютно запретные темы.

Тогда, действительно вдруг в Москве зазвучал голос человека с амвона, который обличал безбожие, призывал людей идти в Церковь. Это был отец Димитрий Дудко. Мне, я теперь могу сказать об этом, посчастливилось его узнать в те годы лично, потому что один из моих тогдашних приятелей был его крестником, его духовным сыном. В свое время я даже был преемником мальчика, которого крестил о. Димитрий Дудко у себя на квартире на улице Дыбенко, недалеко от станции метро "Речной вокзал". Это был, как мне помнится, второй день праздника Троицы, Духов день.

Действительно, о. Димитрий производил впечатление человека очень искреннего, очень чистого. При этом в нем присутствовала какая-то невероятная наивность. И, вместе с тем, стремление ккакой-то известности, популярности… Его подняли "на щит" зарубежные Церкви, христиане других конфессий, за границей, стали издавать его сочинения.

– Вам приходилось бывать на его знаменитых проповедях в Преображенском храме Москвы?

– К сожалению, нет. Лично я с ним встречался в гостях у моего приятеля тогдашнего, общался. Надо сказать, что мы с ним уже тогда спорили, потому что он был экуменист, а я всегда был строго православным, "фундаменталистом". Я как-то неодобрительно отозвался о католиках. Это вызвало чуть ли не взрыв с его стороны, и он их горячо защищал.

Потом, это мы знаем, было его выступление по телевидению. О. Димитрий ведь ходил обыкновенно в гражданской одежде, но даже летом на рубашку он надевал иерейский крест. Поэтому вид его в галстуке и подобранном на Лубянке костюмчике- это было очень и очень странно...

– Сейчас уже мало кто помнит, по какой причине о. Димитрий Дудко был арестован и заключен в это СИЗО. Вы помните?

– Дело в том, что хорошо известна статья, по которой арестовывали церковных диссидентов, - религиозная пропаганда или антисоветская пропаганда и публикации за границей. Этого было достаточно.

О. Димитрий издавал газету под названием "Свет Преображения". Ее тщательно воспроизводили в "Вестнике Русского студенческого христианского движения" в Париже. Он тогда был в некотором зените славы.

– А по какому принципу формировался круг его духовных чад? Это был какой-то определенный тип людей?

– Это был довольно разнообразный тип людей. Просто это были те, кто хотел живого слова, какой-то актуальной проповеди, чтобы с амвона не просто пересказывали жития святых или евангельские притчи…

Мне известен очень замечательный момент. Когда о. Димитрий был арестован и сидел в Лефортове, его духовные чада организовали что-то вроде комитета по его освобождению, хлопотали, ходили по московским церквям, заказывали молебны, писали во все инстанции. И вот однажды вечером они собрались у него на квартире обсудить какие-то дальнейшие на сей счет шаги. Вдруг им позвонили по телефону и сказали, чтобы они включили телевизор. Они увидели это "покаяние" и, не глядя друг на друга, разошлись.

Тем не менее, какая-то часть паствы у него сохранилась. В 1985 году о. Димитрий решил совершить тогда еще всесоюзный акт – он решил бороться с пьянством, причем не внутри Церкви, а в масштабах всей страны, привлекая в эту борьбу всех - и церковных, и нецерковных людей. Но он объявил эту борьбу в марте или апреле, а уже в мае-начале июня об этом же объявил Михаил Сергеевич Горбачев. Естественно, кампания о. Димитрия Дудко потонула в государственной кампании...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования