Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель правительства республики Тыва ШЕРИГ-ООЛ ООРЖАК: "Все традиционные вероучения предполагают очень серьёзное управление поведением личности - и христианство, и буддизм. Мы вынуждены им помогать"


Портал–Credo.Ru: Сейчас в республике идёт возрождение буддизма. В то же время возрождается шаманизм – также традиционная религия тувинцев. В прошлом году едва не случился скандал во время симпозиума по шаманизму на почве недоразумений между шаманами и буддистами. Хотелось бы услышать Ваше мнение о религиозной ситуации в республике.

Шериг-оол Ооржак: Во-первых, никакого скандала не было. Шаманизм, буддизм и православное христианство у нас прекрасно сосуществуют. В республике возрождается и развивается не только буддизм, но и православие, строятся православные храмы. Сейчас в Кызыле строится новый кафедральный собор. Христианскую философию изучают не только русские, но и тувинцы. Так что в республике соблюдаются конфессиональные права граждан - быть буддистом, христианином или атеистом их никто не принуждает, и никто не запрещает.

А что касается буддизма, я бы сказал так - народ, особенно верующие, любят буддийскую философию, но это скорее не религия, а наука. Наука достижения запредельной мудрости, наука правильного поведения человека, достижения гармонии человека и общества.

Шаманизм - это очень серьёзная, на мой взгляд, религия тувинцев. Она высоко ценит красоту природы, красоту тувинской земли - земли шаманизма, красоту души человека, гармонию человека с природой, святыми источниками, горами, животным миром нашей республики. Близка к этому, на мой взгляд, философия христианства.

И в нашей политике по отношению к религии мы руководствуемся и законодательством Российской Федерации, и нашими тувинскими традициями.

– Государственные органы и Вы лично, как глава республики, оказываете поддержку религиозным организациям?

– Мы оказываем помощь всем. Все традиционные вероучения предполагают очень серьёзное управление поведением личности - и христианство, и буддизм. Мы вынуждены им помогать. Потому что множество общественных мероприятий в Тыве проходит под лозунгами борьбы с алкоголизацией населения, безнравственностью, наркоманией, борьбы с жестокостью.

Религиозные организации традиционно проводят работу в этом направлении, работу с людьми, находящимися, так сказать, на грани риска, поэтому мы взаимодействуем с ними самым тесным образом.

– В этом году уже в шестой раз будет проводиться музыкальный фестиваль "Устуу-Хурээ", посвящённый одноимённому храму. Развалины этого храма признаны памятником республиканского значения. Однако средства, неоднократно выделявшиеся на его восстановление, загадочным образом куда-то исчезают. В чём здесь дело?

– К вашему сведению должен сообщить, что нижний храм, "Алдыы-Хурээ", мы построили и провели обряд освящения. Приезжал Его Святейшество Богдо-Геген и освятил его. В этом году будут проводиться торжественные мероприятия на его территории. А что касается "Устуу-Хурээ", то академик Татьяна Заславская считает, что необходимо уточнять проект восстановления храма. В том первозданном виде, в котором существовал храм, воссоздать его непросто. На днях она должна предоставить проект на рассмотрение правительства и специальной комиссии.

От 36 буддийских храмов Тывы ничего не осталось, кроме "Устуу-Хурээ". Он единственный, от которого сохранились развалины.

И поэтому мы хотим восстановить его максимально близко к оригиналу. Во время строительства в здание должна быть заложена земля из святых мест, останки святых реликвий. А в остальном храм будет построен с учётом современных строительных технологий, из современных материалов, и дело в том, чтобы согласовать все эти моменты. Вот именно в этом заключается проблема.

– То есть не в деньгах?

– Не в деньгах. Мы строим сейчас сложнейшие объекты, такие, как здание Музея Республики, или здание аэровокзала, больничные комплексы, школьные комплексы и т.д. У нас идёт реализация строительных, жилищно-коммунальных, дорожно-коммунальных проектов, поэтому строительство для нас не проблема. Главная сложность в ситуации с "Устуу-Хурээ" - восстановить храмовый комплекс именно в его первозданном виде.

– Каково Ваше мнение о том, что МИД России в очередной раз отказывает Далай-ламе во въездной визе? Он же лидер буддистов, в том числе жителей возглавляемой Вами республики, считающейся одной из буддийских республик страны.

– Я, прежде всего, думаю, что в срочном порядке на государственном уровне ничего не решается. Как говорит русская пословица, "поспешишь - людей насмешишь". Надо тысячу раз взвесить и измерить наши отношения с Китаем, отношение Китая к его провинции Тибет, взаимоотношения китайского руководства с правительством Далай-ламы – тибетским правительством в изгнании.

Далай-ламу нужно принимать не как руководителя правительства самостоятельного Тибета, а как учителя, учителя всех буддистов мира. В этом плане я согласен с тем, что Далай-ламе необходимо дать дорогу в буддийские республики России, дать ему возможность общения с буддистами и всеми заинтересованными россиянами. Но при этом нужно очень внимательно учитывать внешнеполитические отношения с Китаем.

– Ходят слухи, что одна из ведущих шаманов республики Ай-Чурек Оюн каждый год посещает Вас в Вашем кабинете и проводит для Вас специальный персональный ритуал. Так ли это?

– Нет, это не так. Это слухи. У тувинцев вообще считается, что женщина-шаман - достаточно редкое явление. Раньше, в прежние времена, шаманская философия и практика была представлена преимущественно мужчинами. Сейчас же, на волне демократии и эмансипации, появилось много шаманок.

Как глава республики, я помогаю и шаманизму, и буддизму, и христианству одинаково. Шаманскую философию я изучаю как науку, а не как религию, как науку постижения запредельной мудрости, гармонии человека с природой и обществом. Именно так, и не больше. Что же касается того, что я, якобы, пользуюсь поддержкой шаманов, это слухи, которые распускают мои недоброжелатели, противники, люди, желающие посеять рознь между последователями различных религий республики.

Беседовал Алексей Белов,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования