Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Ведущий программы «С христианской точки зрения» Радио «Свобода» священник ЯКОВ КРОТОВ: «Полезно посмотреть на себя в зеркало пастафариан и спросить: а мы Церковь настоящая, или мы тоже какой-то летающий дуршлаг?»


«Портал-Credo.Ru»: Вы слышали, наверное, о возникновении Церкви пастафариан – почитателей Летающего Макаронного Монстра. Это не российское явление, а гораздо более широкое. Я знаю, например, что есть такая Церковь в Польше. Как бы Вы могли прокомментировать появление такой Церкви? Понятно ведь, что это не Церковь в настоящем смысле. В Польше это называют шуткой, но это и не шутка…

Священник Яков Кротов: Я, кстати, был на одном из собраний этих пастафариан, когда они приглашали разных людей, кого-то из патриархии. Даю справку: это существует в Америке и родилось в Америке. Максимального успеха они добились в Австрии, где член этой Церкви добился через суд права сфотографироваться на автомобильные права с дуршлагом на голове, потому что речь шла о том, что у него такие религиозные убеждения.

Это, конечно, шутка, но это шутка в хорошем европейском стиле. Я бы сказал, что это стиль голландского и немецкого юмора XVII века — такой барочный юмор, довольно саркастичный. Письмо казаков турецкому султану — это ровно тот же раздел юмора.

Мне кажется, что это все вышло очень мило, а главное, что очень полезно время от времени посматривать на себя в зеркало и спрашивать: а мы Церковь настоящая, или мы тоже какой-то летающий дуршлаг? Потому что есть в христианском сообществе что-то, что отличает нас от стебщиков? Или нас отличает только серьезное выражение лица?

Конечно, мы можем сказать, что мы же молимся, а они же не молятся! Но у них этого и в уставе нет. А вот наши молитвы — они настоящие? Или это просто какой-то опиум для себя?

Пародии очень влияют на развитие литературы, потому что они обнажают тупиковые какие-то течения и недостатки. Я думаю, что и в духовной жизни тоже существование пародий заставляет подтянуться, проветрить помещение и посмотреть, есть ли в нас что-то, кроме того, что можно спародировать, или нет.

- А не кажется ли Вам, что это все-таки более серьезно, чем просто пародия, что это именно протест против официозной Церкви?

- Протест, конечно, но как протест это малоинтересно. В Австрии это был такой европейский протест — один джентльмен подал в суд. У нас же они в суд не будут подавать.

Как протест это немножко пошловато и как-то плоско. И тут я бы предпочел такую хорошую антиклерикальную партию как сейчас в Польше. Там ведь даже в парламент прошла на последних выборах антиклерикальная партия.

Это мне как раз скорее несимпатично — это попытка уйти от серьезного анализа, серьезного разговора, которого в России пока нет. Что-то пародий и художественных всяких акций уже много, а основное блюдо отсутствует — надо соблюдать пропорцию между разными жанрами. Но как такой вот «овод», который жужжит и не дает спать, — это очень мило.

- Это не столько протест против самой Церкви, у нас, по крайней мере, сколько протест против нынешнего альянса Церкви МП и официальной власти?

- Согласен. Но дело в том, что в альянсе есть две стороны. И то, что высмеивается только одна сторона — церковная, — мне не очень нравится, потому что это не альянс, это ведь изнасилование Церкви со стороны государства. Это то, что называется «цезаропапизм», которого в истории никогда не было, пока не пришли Борис Николаевич и Владимир Владимирович. Цезарь насилует Церковь. Я не к тому, что надо пожалеть Церковь, потому что многие подвергаются насилию с удовольствием.

- Но есть такое впечатление, что Церковь особо не сопротивляется этому «насилию». Скорее, наоборот, она провоцирует власть на это.

- Понимаете, у Церкви есть неплохой двойник, аналог секулярный — это интеллектуалы. Чем, скажите, лучше редакторы толстых журналов, типа «Нового мира», которые имеют от казны, от налогоплательщиков без их спроса помещение редакции, льготы, устранение конкурентов, потому что хорошие журналы запрещаются, а этим им дают отмашку? Чем они отличаются от Церкви, которая связана с государством? Да ничем. Ничего, мы же несильно бросаем в них камни.

Эта среда, эти люди выведены искусственно в лабораториях Кремля 60-70 лет назад. Это уже второе-третье поколение. Чего тут сердиться? У них не было выбора в этом смысле, кроме как в 1991 году, да и то какой там был выбор при таких окладах — они же не верили в победу демократии. И правильно делали.

То есть я бы все-таки основную вину возлагал на заказчика — убежать от них некуда. Как вот в Суздале убежал архимандрит от Кремля, но его догнали и приложили по полной программе. На его место нашелся другой — это все такой антидарвиновский отбор. Основная вина на Кремле. Сам Кремль — это только фурункул, который собирает в себе гниль из душ. И вот эти души — наши души — гниют. И это уже никакой не Кремль приказал. То есть, в конечном счете, ответственность лежит на каждом жителе страны.

И выход в том, чтобы на каждом уровне противостоять соблазну спрямить дорогу за счет помощи государственной власти. Лучше медленнее, но самостоятельно. Это ужасно трудно ведь на самом деле, особенно в условиях России, где все - государство. И так хочется сэкономить и чуть-чуть к нему прислониться.

В этом смысле, Церковь пастафариан должна быть примером, потому что они от государства ни копейки не получили.

- Но, может, зато государство им выделит макароны?

- На продувку. Вполне возможно, но, я боюсь, что скорей на них подадут в суд за нарушение чьих-нибудь авторских прав…

Мне кажется, юмористического измерения жизни в России очень не хватает — это очень продуктивно. В демократических странах это измерение есть. В Америке смеются над политиками, пародируют и точно так же стебутся в десятки раз больше, чем у нас.

Беседовал Владимир Ойвин,

«Портал-Credo.Ru»


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования