Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Церковный историк и публицист ЛЕВ РЕГЕЛЬСОН: «После убийства о. Александра Меня через год рухнул Советский Союз. А после убийства о. Павла? Страшно думать, что теперь будет»


 «Портал-Credo.Ru»: Мученически погиб о. Павел Адельгейм, которого Вы давно и хорошо знали. Скажите, пожалуйста, несколько слов в его память.

Лев Регельсон: Я с ним познакомился еще в 1965 году.  Мы, в принципе, с ним ровесники. Я тогда только что крестился. Он был близким другом о. Николая Эшлимана, о. Глеба Якунина — был в этой компании. Мы вместе гуляли, беседовали, обсуждали церковные и вероучительные проблемы. Человек он был тогда молодой, горячий, очень пылкий.

И всю его дальнейшую историю — как его посадили, как отрезали ногу — я знаю от него самого и от самых близких людей. В последние годы я с ним встречался на конференциях Преображенского братства. Он уже стал умудренным, умиротворенным старцем, но все с теми же глазами, с открытым для всех взглядом.

- В чем была особенность служения о. Павла?

- Чуть-чуть биографии его. Его отец из русских немцев в 42-м году был расстрелян. А его с матерью сослали в Казахстан — он тогда еще совсем ребенком был — и так они там и жили, остались после ссылки. Потом он потянулся в Церковь, они в Ташкент перебрались, а там был одно время епископом Гермоген (Голубев) — совершенно замечательная личность. И он был первым воспитателем о. Павла и рукоположил его во диакона.

В это же время в Ташкенте служил знаменитый архимандрит Борис (Холчев), который был воспитанником еще старца Нектария Оптинского, который знал Патриарха Тихона и все его окружение. Отец Борис был вторым, еще более обстоятельным воспитателем отца Павла — много лет он был при нем. Так он получил свой духовный заряд.

Потом отец Павел закончил семинарию и был рукоположен во священника в небольшой город недалеко от Ташкента. И там он сделал вещи, совершенно немыслимые по тем временам: под видом ремонта какой-то часовенки старой он построил новый храм — в глубинке как-то ни уполномоченный, ни местная власть не заметили. И увидели лишь, когда храм был уже готов. А взрывать в это время как-то уже перестали.

Но дерзость была, конечно, страшная – как он их обманул. Там влетело всем надзирателям КГБшным за Церковью и так далее. Ему пришили статью о клевете на советский государственный строи и дали три года лагерей. Но затем три года показалось им недостаточной карой. Во время каких-то неурядиц в лагерях ему отрезали ногу.

Он подробно рассказывал, как это было. Они занимались ремонтом путей, и рельсовый кран что-то делал с этими рельсами. И очень точно рассчитано кран двинулся на него. В принципе, кран должен был его убить, но о. Павел успел немножко дернуться. В результате, ему отрезали ступню. Из-за отсутствия лечения началась гангрена. Потом пришлось удалять не только ступню, но и всю нижнюю часть ноги.

Так что дальнейшую жизнь он провел на протезе. На этом протезе он многочасовые службы выстаивал.

Попал он в Псковскую епархию. И там развил очень бурную деятельность: работал с молодежью, с сиротами, проповедовал, строил и писал, самое главное - писал. Есть у него дар слова. Писал он вещи критические. Отец Александр Мень критикой церковных порядков не занимался, а отец Павел как раз этим и занимался. Очень обстоятельно, очень убедительно, с немецкой педантичностью, точно и обоснованно он камня на камне не оставлял, и нечего было возразить, потому что факты, выдержанно очень все.

Главная его работа называется «Догмат о Церкви». В ней он собрал все свои критические наблюдения. Больше всего его возмущала вертикаль власти — совершенное самодурство епископата. Догмат о Церкви включает в себя слово «соборная». И нарушение принципа соборности происходит на каждом шагу.

Священник ныне абсолютно бесправен, абсолютно крепостной, без социальной защиты. И самодур-епископ может делать с ним все что угодно. И никогда высшая власть его не защищает. Правда, в случае самого о. Павла Патриархи все-таки его немножко прикрывали, но только потому, что он был всемирно известен. И они боялись неприятностей.

Надо сказать, что боялись они не зря. Сейчас, после убийства, интерес к его биографии, к его замечательным трудам десятикратно возрастет. Пример, чтобы далеко не ходить: вчера вечером я на «Фейсбуке» опубликовал информацию, биографию его и ссылку дал — у меня на сайте выложена книга «Догмат о Церкви». За два часа вчера вечером 700 человек посмотрели — никогда ничего подобного не было. То есть пошла огромная лавина интереса, ссылок.

Господь его прославил. С этой ногой его уже можно считать исповедником — там явно было все.

- А на сей раз – могло ли убийство быть целенаправленным?

- Этого мы сказать не можем. Может быть, никогда не сможем, потому что убийца, молодой человек был психически больной. Можно, конечно, какое-то незаметное внушение сделать — гипноз, например. Вы же знаете, что он кричал: «Меня сатана послал!»

Но дело, конечно, не в этом. Сатана может действовать только на волне человеческой ненависти. А ненависть против о. Павла, конечно, была лютая. Чего стоит один этот Псковский архиерей — 20 лет он его травил. И добился того, что о. Павел был удален из храма.

Вот такая ситуация, которая, конечно, будет иметь очень большие последствия. Один собеседник написал мне на «Фейсбуке» буквально час назад: «После убийства отца Александра Меня через год рухнул Советский Союз. А после убийства отца Павла? Страшно думать, что теперь будет». Вот какие-то такие настроения у людей мистические.

Вспоминаем, конечно, о нем с любовью — теплый, светлый, добрый, внимательный человек. И при этом очень хорошо образованный, умнейший. Можно сказать, что Церковь потеряла его, а правильнее было бы сказать, что приобрела, потому что остались все его воспитанники, его книги, общины, которые он насадил, впечатление, которое он произвел. Все это осталось и будет только расти.

Будем о нем молиться. Особенно сейчас это очень важно.

 

Беседовал Владимир Ойвин,

«Портал-Credo.Ru»


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования