Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Главный редактор издательства "Русская идея" МИХАИЛ НАЗАРОВ: "Побудить к объединению "осколков" РПЦЗ может резкое ухудшение положения в РФ и мире с репрессиями против всех бескомпромиссных христиан"


"Портал-Credo.Ru": Михаил Викторович, как бы Вы охарактеризовали миссию Русской Зарубежной Церкви, итоги её 90-летнего исторического пути?

Михаил Назаров: Миссия РПЦЗ в моем понимании определяется той целью, с которой Господь Бог попустил сокрушение силами зла православной государственности Третьего Рима: чтобы этим последним средством научить наш народ Истине "от обратного", на опыте покаянного осознания нашего отступления, которое и привело к революции.

РПЦЗ – часть русского народа, которая всё же пыталась оказать сопротивление богоборческим силам, но была выброшена революционным катаклизмом в окружающий мир – также и для уразумения того, в каком духовном состоянии находится все человечество, какие силы в нем действуют и с какими целями.

Соответственно, миссия РПЦЗ состоит из двух взаимосвязанных частей.

Первое. Осознание причин утраты нами православной государственности, то есть причин революции, которые коренятся в духовном неблагополучии российского общества и в самой Церкви, точнее - ее иерархии. Такое покаянное осознание и исправление своих грехов, столь ярко проявившихся в феврале-марте 1917 года и сыгравших решающую роль в непротивлении революции – непременная основа для возможного возвращения хотя бы части нашего народа на верный исторический путь. Многое в этом отношении в исторической РПЦЗ было сделано в 1920-30-е годы, но и сегодня никогда не будет чрезмерным постоянное напоминание об этом. Тем более это важно потому, что значительная часть прежней РПЦЗ, вступив в МП, отказалась от традиционной миссии РПЦЗ. И они теперь даже от имени РПЦЗ пытаются клеймить и топтать эту традицию как "раскол" (наглядный пример тому – выпендривание некоего чтеца Кирилла Крепса из Кёльна на форуме Кураева).

Второе. Этот исторический путь не может быть формальным возвратом к прежнему. Необходимо осознание того, на каком новом историческом отрезке существования земного мира находится человечество после сокрушения "удерживающего" - Третьего Рима. Поскольку очевидны признаки последних времен, Церковь должна выполнять свою спасительную миссию, бескомпромиссно обличая "мировую систему зла, контролирующую общественное мнение и координирующую действия по уничтожению Православного христианства и национально устойчивых народов" – так это сформулировал Архиерейский Собор РПЦЗ в мае 1993 года. Это необходимо для спасения и объединения оборонных усилий всех, способных спастись.

Таков нравственный императив РПЦЗ. А каков будет результат по территориальным и организационным масштабам – как Бог даст. Нас должно укреплять знание того обетования, что врата адовы Церковь не одолеют. И в Священном Писании, в Откровении св. Иоанна Богослова сказано об этом, что в конце земной истории останется непобежденный антихристом и его полчищами "стан святых и град возлюбленный", который спасется в Царствие Божие. Вот это и есть ориентир и цель истинной Церкви в последнее время. Территориальные размеры этого "града" будут зависеть и от нашей активности в распространении Истинного Православия, но успешность этой миссии зависит не от количества, а от качества. Даже если это будет "малое стадо" – миссия РПЦЗ будет выполнена.

- Каково положение Русской Зарубежной Церкви в наши дни? Каковы главные препятствия для свободной деятельности РПЦЗ на территории РФ?

- В данный момент наше положение в РФ полукатакомбное: нас официально не существует, и потому официальных репрессий как бы нет (за исключением нападок в СМИ). Однако не только СМИ, но и правоохранительные органы трактуют нас как "секту" – и, соответственно, обширные системные репрессии будут возможны, если мы достаточно окрепнем в глазах патриархийных властей. Они явно опасаются, что церковный народ МП в своем неприятии апостасийных процессов, усилившихся при нынешнем первоиерархе, начнет обращаться в РПЦЗ. Примеры этому в последние месяцы мы видим в Барнауле, Красноярске, Перми... Так что, вероятно, именно количественный рост приходов РПЦЗ может побудить власти к усилению давления на нас. Никакая регистрация наших приходов (где она удалась), обращения в суды и т.п. не помогут в условиях царящих в нашей стране "законов джунглей". Мне кажется, что лучшая самооборона РПЦЗ – завоевание симпатий церковного народа и низового духовенства МП нашей взвешенной и мудрой церковной политикой, бескомпромиссной по отношению к апостасийным силам, которые и прихожане МП отвергают как таковые. Правда сама по себе – наиболее эффективное наше оружие. Но без лишних поводов для силовой политической конфронтации при таком неравенстве сил.

- Видите ли Вы перспективы в диалоге по собиранию так называемых "осколков" РПЦЗ?

- Поскольку все мы как люди несовершенны и с трудом готовы публично признавать собственные грехи и ошибки, наверное, это собирание невозможно, так сказать, в "мирное время". Мне кажется, что побудить к этому может только резкое ухудшение положения в РФ и мире с репрессиями против всех бескомпромиссных христиан. Вот тогда главное препятствие – личные амбиции многих архиереев – могут отступить на второй план перед чувством солидарности. А сейчас многие из них надеются, что именно их "осколок" возобладает над всеми остальными как "истинный". Таково мое впечатление из разговоров на эту тему с архиереями РПЦЗ(В) и РосПЦ, которые проездом пожелали встретиться со мною в Москве. Разумеется, мне близка примирительная позиция нашего первоиерарха, Митрополита Агафангела, который в духе разумной церковной икономии в столь необычные исторические времена предложил начать сближение с взаимного установления церковного общения при сохранении прежних структур управления. То есть не считать друг друга "предателями" или "раскольниками", а совместно и смиренно молиться о единении всех верных Истинному Православию и сопротивляющихся царству антихриста (полагаю, что такового духовенства немало и в МП). В надежде заслужить помощь Божию.

Беседовал Олег Филатчев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования