Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель храма св. Царя-мученика Николая на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: "Толстой — величайший писатель, и должную честь ему надо воздавать"


"Портал-Credo.Ru": Отец Михаил, исполнилось 100 лет со дня смерти Льва Николаевича Толстого. В свое время его немало критиковали именно с церковной точки зрения. Как бы Вы могли прокомментировать тот факт, что он был отлучен от причастия, хотя не был анафематствован?

Протоиерей Михаил Ардов: Я бы, прежде всего, сказал, что мы живем в совершенно одичавшей стране. Столетие со дня смерти Толстого — это колоссальное событие российской истории. И я помню, как Ахматова говорила, что когда умер Толстой, казалось, что все обрушилось.

И это никак не отмечается! Отмечается 65-летие Никиты Михалкова и 35-летие Тины Канделаки. Вот это самое страшное — одичание нашего общества! Как же можно такую дату, как смерть величайшего, может быть, писателя-прозаика всего мира новейших времен никак не отмечать? Это меня больше всего поразило и потрясло.

Что же касается смысла отлучения, то это было сделано очень кратко, очень выразительно, и слова "анафема" действительно там нет. Но поскольку русская интеллигенция никогда в храмах не бывала и ничего подобного не читала, они все в своем уме перевернули. В результате даже Куприн написал свой бездарный рассказ — он, кажется, так и называется "Анафема", — что якобы какому-то диакону велели произносить анафему Льву Толстому, но он от этого отказался и произнес ему "многая лета".

Это ложь. Куприн в церковь не ходил и не знал, что, начиная с XIX века, никаких имен на анафемах не произносилось.

Что же касается вопроса по существу — это действительно правильно. Потому что он сам ушел из Церкви — об этом он и писал. И даже в ответе Синоду Толстой писал о том, что сам вышел из Православной Церкви. И в то время и святой епископ Феофан Затворник, и святой Иоанн Кронштадтский указывали на вредоносность его учения.

Кстати сказать, я недавно был на вечере памяти Иосифа Бродского, у которого есть замечательный текст. К сожалению, я познакомился с ним только после его смерти. Называется он "Актовая речь 1984 г.", где Бродский объясняет, что Толстой с его трактовкой Евангелия не прав, так как он (я восхищаюсь в этом смысле Бродским, потому что он говорит как хороший богослов и проповедник) вырвал из контекста слова о том, что нужно повернуть другую щеку, когда тебя бьют по одной. Он говорит, что это ересь в чистом виде, потому что ересь (ерео – "выбираю" по-гречески) означает, что я что-то вытаскиваю, а что-то игнорирую. Но не об этом мы, конечно, говорим.

Толстой — величайший писатель всех времен и народов, и должную честь ему надо воздавать. И мне очень и очень горько, что наша страна дожила до таких печальных времен, когда даже и Толстого не помнят.

- А как Вы считаете, как священник, можно ли молиться за душу Толстого?

- Я думаю, что на проскомидии, когда мы молимся за всех людей, принадлежащих к Церкви, не следует, а частным образом — безусловно, как за самоубийц, за некрещеных людей и за прочих.

- Но даже когда было составлено это решение Синода об отлучении, были люди, которые выступили против, причем люди авторитетные.

- Это были люди авторитетные, но абсолютно не церковные.

- Но ведь против этого выступил Победоносцев.

- Он выступил не по смыслу этого решения. Он был очень умным человеком и понимал, что это будет пиар и реклама Толстого и его взглядов. А этого можно было избежать.

- А как сегодня Церковь относится к Толстому? Ведь не только власти промолчали по поводу этой даты, но и Церковь постаралась ее не заметить.

- Как мы помним, на Вашем Портале был опубликован ответ архимандрита Тихона Сергею Степашину. Церкви никак не надо это отмечать — было бы смешно, если бы мы отмечали отлучение всех еретиков во все времена — это совсем не нужно. Годовщины Соборов, память святых мы отмечаем, а кого когда отлучали — зачем это отмечать?

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования