Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Журналист, бывший директор журнала «Дух Христианина» ГАЛИНА СИМОНОВА: «Такое доверие и любовь к архиерею, какие обращены к владыке Диомиду, я видела только в Сербии, на Косово»


"Портал–Credo.Ru": Какова цель вашей поездки на Чукотку?

Галина Симонова: Давно собиралась приехать к владыке Диомиду. Хотелось не только общаться по телефону, а лично его увидеть. В России, на Украине, в Беларуси духовный голод на таких епископов, как владыка. Где еще можно услышать проповеди истинного архиерея Церкви: умного, талантливого, неравнодушного, искренне болеющего за судьбу Православия, России?!

За владыкой, кроме многочисленного священства, монашества, простого народа, стоят еще горячо любящие его жители Чукотки. Ведь владыка для них отец родной, который в любую минуту, в любую погоду, здоров или не здоров, помчится на помощь, несмотря на свой архиерейский чин. Такое доверие и любовь к архиерею я наблюдала только в Сербии, на Косово, это владыка Рашко-Призренский Артемий.

Владыка Диомид возродил Православие на Чукотке, построил храмы в самых отдаленных местах: в Бухте Лаврентия, в Певеке, Эгвекиноте, Билибино – более 17 храмов. Ему до всех есть дело, кроме себя.

Я разговаривала с прихожанами, жителями Анадыря. Они все любят и дорожат владыкой, молятся о нем и, конечно, сильно переживают за него. За восемь лет служения люди привязались к нему. Кроме владыки и тех священников, которые остались с ним, им никто не нужен. Священников не хватает и не каждый сможет там служить, а вот верные остались.

– Вопреки 74-му Апостольскому правилу, Архиерейский Собор осудил епископа в его отсутствие и лишил сана "с отсрочкой исполнения" этого необычного для церковной истории приговора. Что Вы можете сказать о той ситуации, которая сейчас складывается вокруг владыки Диомида в Анадыре?

- Вместо того, чтобыналадить отношения с людьми и священниками, которые поддерживают и искренне любят владыку Диомида, приехавший из Хабаровска архиепископ Марк (Тужиков) и его помощник иеромонах Агафангел (Белых) откровенно цинично демонстрируют Чукотке свою безнаказанность. Вот что говорят люди: "Незаконно изменен уклад церковной жизни постоянных прихожан"; по Уставу РПЦ МП архиепископ Марк "не имеет полномочий распоряжаться денежными средствами епархии, но, вопреки этому, по его приказу в храмах сбиваются замки с ящиков для пожертвований и изымаются деньги"; архиепископ "лишает священников сана, а мирян отлучает от церковного общения, грозится предать их анафеме"; сами священники считают, что "его постановления не действительные и канонической силы они не имеют, т.к. были попраны законы Апостольские, законы Отцов Церкви. Главное перед Богом быть чистыми".

– Но архиепископ Марк всего лишь временно исполняющий обязанности управляющего епархией…

– Видимо, для архиепископа Марка каноны и Устав Церкви ничто. Хотя в Уставе РПЦ МП (ст. 20) сказано: "Вдовствующей епархией временно управляет архиерей, назначаемый Патриархом Московским и всея Руси. В период вдовства архиерейской кафедры не предпринимаются никакие дела, касающиеся реорганизации епархиальной жизни, и не осуществляются перемены в работах, начатых в период предыдущего архиерея".

Несмотряна Устав, архиепископ остановил работу по строительству монастыря, начатую владыкой Диомидом, где безвозмездно трудились священники и прихожане. Изменил цены на церковную утварь в церковной лавке в 20 раз (самая дешевая свеча стоила 50 коп., теперь же стоит 10 рублей), а большая часть товара была изъята из продажи и исчезла.

Шестого июля, в присутствии милиции, архиепископ Марк и иеромонах Агафангел взломали замок и захватили храм Преображения Господня. В какие двери только прихожане ни стучались, прося о помощи: и к мэру, и к заместителю мэра, и в социальные учреждения, и в правоохранительные органы - с просьбой вернуть им храм, но нигде нет поддержки, хотя раньше все было наоборот. Что значит, дана команда сверху!

Архиепископ Марк не отдает вещи, принадлежащие священникам и владыке Диомиду. В храме Почаевской иконы Божией Матери в поселке Угольные Копи его людьми изъяты более 100 000 рублей, которые были собраны прихожанами на новый иконостас. Так называемая "инвентаризация" проводилась без участия материально ответственных лицвладыки Диомида. При таком беззаконии, архиепископ Марк в средствах массовой информации клевещет на епископа Диомида, обвиняя его в канонических, хозяйственных, финансовых и других нарушениях.

– А кто-то из священников присутствовал в момент взлома замков храма Преображения Господня?

– В храм они проникли без присутствия материально ответственных лиц общины и настоятеля о. Василия (Байдаченко), которого к тому времени еще не отстранили от дел. Продукты питания, которые были пожертвованы лично владыке Диомиду, тоже отобраны и не возвращены.

– А прихожане пытались войти в храм?

– Конечно, но всякий раз им было отказано под предлогом того, что в храме идет ремонт. Больше месяца не велись богослужения, а сам храм превратилсяв столовую. 19 августа, на Престольный праздник Преображения Господня, вечером люди пришли в храм посмотреть, что же осталось после "ремонта". Как рассказывают прихожане, выясняется, что "книжная лавка опустела, православные журналы, присланные из Калуги, исчезли, окна грязные, на поддокониках грязь, разносится запах жареной рыбы и, конечно, недостает многих икон". Ведь на праздник Казанской иконы Божией Матери, по благословению владыки Марка, семинаристы жгли храмовые иконы.

– По некоторым сведениям Вы оказались свидетелем сожжения икон?

– Да. Иконы были разные: и деревянные, и на оргалите, с изображением Святых ОтцовЦеркви, преподобного Серафима Саровского, святителя Николая Чудотворца, преподобного Феодосия Печерского. Горели Богородичные иконы: Казанская, Почаевская, Владимирская. Несколько сожженных икон удалось вытащить из бочки, в которой это святотатство происходило, снять на видеокамеру и сфотографировать. На место происшествия приехали жители города, священники и была вызвана милиция. После чего было заведено уголовное дело по факту "нарушения порядка в общественном месте". Но дело было закрыто.

– Расскажите про инцидент, который произошел при вывозе некоего контейнера. Правду ли говорят, что Вы напали на архиепископа Марка?

- Дело в том, что владыкой Марком уже была совершена попытка взлома контейнера, который является частной собственностью владыки Диомида, поэтом он и решил вернуть его себе, дабы избежать очередной провокации. В тот день я находилась со священниками, которые забирали этот контейнер. Доверенность, подтверждающая право собственности владыки Диомида, находилась у меня. В этот момент ворвался разъяренный архиепископ Марк с охраной. Он потребовал документ и я ему, естественно, его показала. Он выхватил доверенность, и первое впечатление было, что он сейчас этубумагу уничтожит, порвет. Он артистично махал руками, активно жестикулировал, поднимал бумагу над головой, прятал… Мы толпой бегали за ним в "догонялки". Первое желание было вернуть документ назад. В тот момент, когда я протянула руку, чтобы забрать доверенность, он резко ее отстранил и, еле удержавшись, я ухватилась за его длиннющий рукав, который меня собственно и спас от падения. Стоявшие рядом семинаристы, вооружившись фото и мобильными телефонами, снимали меня с Марком. Потехе не было придела! Подъехала милиция, и он успокоился. Никто на него не собирался нападать, да еще и в присутствии его же охраны, которая, судя по их лицам, сильно веселилась. Но архиепископ не поленился "накатать" на меня жалобу в милицию и призвать к уголовной ответственности почему-то за "нападение". В таком случае, напрашивается вопрос: почему охранники не защитили от "нападения" своего "духовного учителя", стояли в стороне? Для них главное - "грязный пиар", состряпать дешевое шоу против меня и владыки Диомида. Возглавляющий эту киноэпопею игумен Петр, вместо того чтобы, как и подобает священнику, молиться, иезуитски резвился вместе с остальными.

Неслабое обучение проходят "семинаристы" в Хабаровской семинарии. И это будущее священство нашей РПЦ МП?! Печальное будущее…

К тому же сайт Хабаровской епархии "Православие на Дальнем Востоке" распространяет информацию о том, что о. Василий (Байдаченко) в момент инцидента на Богослужении якобы поминал в качестве Патриарха владыку Диомида. Наглая ложь, т.к. о. Василий находился рядом с нами при увозе контейнера.

Что только ни делают эти несчастные люди, чтобы очернить и опорочить.

– Чем вызвана такая агрессия по отношению к Вам со стороны архиепископа Марка?

– Я думаю, что мое присутствие в Анадыре усложнило "задачу" архиепископа. Он хотел бы, чтобы все было шито-крыто. Он ведет себя, как барин, с позиции вседозволенности, которая превращается в беспредел. Не успел владыка Диомид дать показания в правоохранительных органах, как архиепископ уже посвящен в содержание его показаний. А как же тайна следствия? При ведении следственных действии должна соблюдаться тайна следствия, нарушение которой карается по уголовному и процессуальному законам, а тут полная осведомленность одной из заинтересованных сторон. Складывается впечатление, что архиепископ Марк стоит над следствием. Следователи тут же докладывают ему, кто и что сказал. Нетрудно догадаться, что выполняется заказ из очень высоких кабинетов – инспирированный и оплаченный. Вовсе это не местные церковные разборки, и архиепископ Марк приехал на Чукотку решать не вопросы веры, особенно ее чистоты, а исполнять законы политики.

–Дмитрий Морозов – главный редактор журнала "Дух христианина", в котором отстаивались позиции владыки Диомида, за что он был запрещен к продаже в храмах РПЦ МП, а директором которого были Вы, 19 августа на пресс-конференции заявил, что собирается снять с журнала гриф "Издается по благословению епископа Анадырского и Чукотского Диомида" за то, что владыка перестал поминать Патриарха Алексия II за Богослужениями. Еще он сказал, что Вы ушли с поста директора этого журнала. Это правда?

– Да, у нас возник некий конфликт, и я перед отъездом на Чукотку ушла с поста директора журнала, поскольку предполагала довольно долго пробыть здесь и не смогла бы отсюда организовывать работу редакции. Что касается снятия с журнала "Дух Христианина" грифа с благословением владыки Диомида, то я пока не могу это комментировать, так как только от вас впервые услышала об этом.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования