Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
18-08-2003 14:14
 
Алексей Муравьев. Выговедение как исследо-
вание рус-
ской Утопии

Выговская Поморская пустынь и ее значение в истории России. Доклады международной научной конференции. Ответственный редактор и составитель A. M. Пашков. СПб, "Дмитрий Буланин", 2003 (Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации; Петрозаводский государственный университет, исследовательский центр "Русский Север"). ISBN 5-86007-318-6. 352 стр.


Выговская пустынь из всех древнерусских и "старообрядческих" сюжетов в последнее время стала одним из лидеров по вниманию к ней ученых и исследователей. После монументального двухтомного труда Е.М. Юхименко (Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. М.: Языки славянской культуры, 2002) и ряда других, менее значительных публикаций настоящая книга смотрится уже не как нечто нежданное и немыслимо новое. Как явствует из Предисловия редактора, конференция, доклады на которой вошли в книгу, состоялась еще 13—17 сентября 1994 г. в Петрозаводском университете, но лишь спустя десятилетие петербургское издательство Дмитрия Буланина выпустило ее труды.

Доклады и статьи участников конференции затрагивают различные темы: от самых общих и даже методологических до очень частных и конкретных. Сборник открывается общей статьей главного редактора о Выговской пустыни и ее культуре. Признанный классик "выговедения" Е. М. Юхименко дает в своей статье "Выговское возрождение конца XVIII—начала XIX в." новую периодизация истории Выга. Новую, разумеется, в сравнении со старыми книгами, делившими Выговскую историю на "период расцвета" и неинтересный "период перерождения и вымирания" Пустыни. Исследовательница оспаривает такой взгляд, справедливо отмечая активность Выговских писателей и во второй период. Правда, после выхода ее вышеупомянутого труда читатетля можно отослать уже непосредственно к нему. Финский исследователь Киммо Катаяла в статье "Дымом в Царствие Небесное" приводит сведения о самосожжении группы финских крестьян-лютеран в Северном Приладожье в в 1685 г., что позволяет несколько в новом свете взглянуть на знаменитую проблему "гарей". Здесь, как и во многих вопросах истории старообрядчества, много "напортили" синодальные миссионеры и конфессионально ангажированные ученые. В рамках более научно взвешенной интерпретации проблема гарей дожна быть поставлена в социологический и психологический контекст средневекового общества, где у гонимых религиозных групп практически не было "ресурса" для выражения протеста против гонений, а с другой стороны "истовость" требовала более радикального отношения к вере.

Известный исследователь староверия Роберт Крамми анализирует воззрения последнего выдающегося Выговского большака Андрея Борисова на основе его проповедей. Автор подчеркивает сложность и многоранность гомилетического наследия Борисова. – в центре его деятельности лежит, конечно, обсуждение двух главных проблем: заключения брака и молитв во здравие правителя. Автор анализирует и похвальные слова Борисову, сказанные уже после го кончины. В своих проповедях он по понятным причинам предпочел выбрать линию одобрения традиций Выга и укрепления его культурных бастионов, призывая паству быть верной своему христианскому и, особенно, старообрядческому призванию.

М. В. Пулькин исследует взаимоотношения Андрея Борисова с правящей элитой екатерининской России. Известно, что в екатеринигские времена государственная власть как никогда ранее стояла близко к пониманию правоты старообрядчества. Сама императрица восклицала: "Телесные озлобления и смертельные наказания, кнут, плети, урезания языков, костры, срубы — все это против кого? Против людей, которые желают одного: остаться верными обряду и вере отцов"! Автор предпочитает ограничиться традиционными объяснениями – выговцы платили налоги, Олонецкие заводы были нужны власти, Андрей Борисов подносил нужным людям подарки и т.д. Однако, как кажется, нельзя исключить и известной искренности императрицы, знавшей хотя бы из германской истории, сколь пагубны для государства бывают религиозные раздоры.

Финский автор Исмо Бьёрн посвящает свою работу истории старообрядчества в Иломантси, местности к северу от Ладожского озера. Основное внимание он уделяет истории двух старообрядческих монастырей — Пахкалампи и Мегра, существовавших там в XIX в. и бывшими убежищем от государственных гонений в России. Монастырь Иломантси закрылся в конце XIX в., деятельность монастыря в Мегри продолжалась еще в начале XX в.

Статья A. M. Пашкова посвящена формированию мировоззрения и научных взглядов крупнейшего исследователя старообрядчества Д. В. Островского (1874—1920). Ярый гонитель "раскола", он был, тем не менее, хорошим знатоком истории и природы ОЛонецкого края, и современное "выговедение" многим обязано ему.

Статья Н. С. .Гурьяновой, в которой на примере жанра духовных завещаний показана эволюция древнерусских литературных канонов в сочинениях Выговских авторов XVIII в.

Г. В. Маркелов в своей работе "Поморские рукописи в древлехранилище Пушкинского Дома" предлагает вниманию читателей комплексный анализ поморских рукописей, хранящихся в этом важном депозитарии манускриптов. Исследователь привлекает внимание к двойному напрвлению Выговских авторов: распространению древнерусских духовных произведений и собственным писаниям.

Статья ученого из Великобритании Джона Салливана посвящена литературному стилю Семена Денисова. Вклад Денисова в русскую книжность неоценим, но скорее как памятник эпохи двуязычия, ибо вскоре русский книжный язык пошел по другому пути, начертанному Карамзиным и Пушкиным.

Лингвистические проблемы текста Жития Корнилия Выговского и "Поморских ответов" рассматриваются в статьях Е.В. Маркасовой ("Конструкции с альтернативной зависимостью компонентов в тексте жития Корнилия Выговского") и В. В. Семакова.

Тема смерти в Выговской литературе является предметом изучения польской исследовательницы Урсулы Церняк. Исследовательница отмечает, что в своих размышлениях о смерти Выговские авторы "умело использовали поэтические традиции барокко". Именно в системе барочной образности поморские учителя могли показать, что для человеказначит смерть, и, анализируя в духе ars moriendi разные ее аспекты, разъяснить себе и своим собратьям онтологический смысл человеческой кончины.

Жанр "видения" в сочинениях Выговских авторов анализируют А. В. Пигин и E. M. Юхименко. "Видение некоей старухи", памятник 1748 г. – интересный памятник в жанре, некогда популярном в древнерусской книжности.

Выговская переработка 1740-х гг. "Арифмологии" — сочинения энциклопедического характера, созданного Николаем Спафарием в 1673 г. рассмотрена О. А. Белобровой. В выговской редакции налицо весьма заметные перестановки текста.Этот вид "Арифмологии" лишен не только второй и третьей частей текста, не считая отдельных выписок, но и концовки с датами, с : именем Спафария, с упоминанием Выговской переделки. Польская исследовательница Зоя Ярошевич-Переславцев описывает результаты своих экспедиций в старообрядческие поселения в районе Сувалки (Польша) и влияние Выга на книжную традицию русских старообрядцев в Польше. К сожалению, исследовательница отмечает катастрофически низкий уровень культуры и знанийу современных польских старообрядцев. Поморские традиции там давно уже ушли в область фольклора.

Искусствоведы также внесои свой вклад в исследование традиций и культуры Выга. Можно отметить очерк Г. И. Фроловой о внутреннем убранстве Выговских часовен. Еще одна статья Г. И. Фроловой представляет собой подборку материалов о Выговских иконописцах. Е. И. Иткина прослеживает судьбу сюжета "Райские птицы Сирии и Алконост в художественной традиции Выга", а П. П. Медведев анализирует влияние старообрядчества на деревянные намогильные памятники Поморья. Э. П. Винокурова описывает Выговские медные иконы с изображениями основателей Выговской пустыни.

В статье Е. Я. Зотовой показано влияние Выговского литья на произведения мастеров-литейщиков Преображенской старообрядческой общины в Москве. О некоторых проблемах изучения Выговского литья идет речь и в статье Т. В. Берестецкой.

В статье сотрудника музея "Кижи" Е. И. Яскеляйнен сделан обзор фонда старообрядческой одежды, собранной музеем.

Заключительную часть сборника составляет публикация некоторых произведений выговскои литературной школы: отрывки из знаменитой "Истории Выговской пустыни" Ивана Филиппова (подготовка текста Н. С. Гурьяновой), первая полная публикация одного из ранних сочинений по истории Выговской пустыни "Слова надгробного Петру Прокопьеву" Андрея Денисова 1719 г., вновь найденная подлинная рукопись "Выго-Лексинского летописца", а также неизвестные старообрядческие сочинения "Письмо" Федора Бабушкина из Выговской пустыни 1787 г. и "Описание Выго-Лексинского общежительства" конца XVIII столетия. Завершает этот раздел статья из журнала "Зеркало света" за 1786 г. с описанием старообрядцев Олонецкой губернии. Все пять публикаций подготовлены Е, М. Юхименко.

В целом можно сказать, что сборник получился интересным и полезным. Старообрядческие традиции и сама древляя вера представлены не как элементы забавного фольклора, а как настоящая серьезная традиция русского Православия, достойная изучения и осмысления. Выг – в определенном отношении - приближение к великим старообрядческим утопиям: Китеж-граду, Беловодью. Утопия не продлилась долго, но влияние ее на мир русского православия вообще и старообрядчества в частности огромно. Отдельная тема – Выг "после Выга". И здесь авторы сборника вносят весомый вклад в изучение этого важного для "выговедения" феномена. Книга издана на традиционно высоком для издательского дома Буланина уровне и радует ничтожно малым количеством опечаток и редакторских небрежностей.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]