Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
04-05-2009 18:08
 
Патриарх АЛЕКСАНДР (в миру — Калинин Авдей Диомидович), предстоятель Русской Древлеправославной Церкви ("Новозыбковского" патриархата)

Патриарх Александр родился 25 ноября 1957 года в городе Волгограде в семье старообрядцев-новозыбковцев. Происходит из рода известных во второй половине ХХ века старообрядческих священнослужителей.

Так, его брат его деда владыка Аристарх был в течение многих лет ответственным секретарём Архиепископии, а с 1996 по 2000 гг. – Архиепископом, главой РДЦ, отец Аристарха – Архиепископ Иоанн - был главой РДЦ с 1944 по 1956 гг. Фактически Архиепископ Иоанн восстановил беглопоповскую иерархию после потрясений 1930-40-х гг. Во время боев за Сталинград он чудом выжил, находясь в подвале собственного дома. С тех пор авторитет семьи Калининых среди беглопоповцев был чрезвычайно высок.

Владыка Аристарх (в миру – "почетный протоиерей" Афанасий Калинин) фактически спас беглопоповское согласие от превращения в вымирающую маргинальную конфессию типа неокружников в белокриницком согласии. После хрущевских гонений он смог стабилизировать внешнее и внутреннее положение беглопоповцев, у которых тогда насчитывалось не более 18 приходов. Именно при нем город Новозыбков Брянской области стал центром всего согласия, а за иерархией с тех пор закрепилось прозвание новозыбковской. Вл. Аристарх обладал не только безусловным авторитетом, но и осторожностью и тактом. Будучи в старости уже почти слепым, он спрашивал на Литургии, какие надо читать евангельские "зачала", и читал их по памяти вместо диакона. Очевидно, личность и авторитет Вл. Аристарха оказали решающее влияние на юного Авдея Калинина.

Племянник вл. Аристарха и отец Патриарха Александра – владыка Даниил - был епископом Волжским в 2003-04 гг. Это был тихий и умеренный человек, воздерживавшийся от навязывания себя в качестве "серого кардинала".

В 1977 году Авдей Калинин окончил Волгоградский техникум железнодорожного транспорта. С октября 1977 по декабрь 1979 года проходил службу в рядах Советской Армии, потом несколько месяцев работал инженерно-техническим работником в Волгограде. Существует предание, что еще будучи юношей, Авдей был тайно пострижен в иноки с именем Александра.

Надо сказать, что о. Афанасий, будучи убежденным старовером, все-таки отдал дань советскому патриотизму: пользуясь своим безграничным авторитетом, иногда приобретавшим характер авторитарности, он не только следил за лояльностью к советской власти своих клириков, но и всячески старался избежать какой бы то ни было конфронтации с РПЦ МП. Впрочем, не было тогда серьезных нападок и на давнишних "конкурентов" беголопоповцев – белокриницкое согласие (ныне – РПСЦ). Новозыбковская архиепископия, как и все официально дозволенные конфессии, "активно участвовала в борьбе за мир" вместе с РПЦ МП, хотя официально и не участвовала в экуменическом движении.

В 1970-е гг. руководство РПЦ МП выразило пожелание, чтобы представители старообрядческих согласий на льготных условиях учились бы в московских и ленинградских духовных школах. Из РПСЦ было отправлено 5 кандидатов, в их числе двое братьев Севастьяновых и Зотик Еремеев (будущий епископ Зосима). От ДПЦ был выставлен Иоанн Миролюбов (ныне перешедший в РПЦ МП и работающий консультантом в ОВЦС МП). Но больше всех в этом "пименовском наборе" было именно беглопоповцев, впрочем только один из них достиг больших церковно-карьерных высот. Это был Авдей Калинин.

Поступив в Московскую духовную семинарию, он окончил четырехлетний курс обучения за три года. В 1983 году поступил в Московскую духовную академию, которую также на год раньше закончил с отличием. Покойный епископ Балахнинский Иерофей, проживавший в Арзамасе, любил на досуге вспоминать об "Авдюше", который учился на несколько классов младше него. Вл. Иерофей был о нем высокого мнения и вспоминал молодые академические годы, как вместе они "читали записки" и т.д. Но больше всего сдружился Александр (Калинин) с нынешним епископом РПЦ МП Уфимским Никоном, тогда своим однокашником-семинаристом.

По окончании академии в 1986 году Александр получил ученую степень кандидата богословия за диссертацию "Святой митрополит Киприан. Жизнь и литературное творчество".

Обучение будущего Патриарха в духовных учебных заведениях РПЦ МП являлось частью программы подготовки священнических кадров для старообрядческих согласий. Сейчас подобная "благотворительность" со стороны РПЦ МП представляется хорошо продуманной акций с расчётом на то, что получив "никонианскую закваску", а также достаточно хорошее богословское образование, эти силы придут к власти в старообрядческих конфессиях и будут вести политику в соответствии с интересами РПЦ МП. Полностью реализованным этот проект оказался только в отношении бывшего поморского наставника Ивана Ивановича Миролюбова, который в 1995 году в результате раздора в Поморской Церкви Латвии объединился с РПЦ МП на правах единоверия.

В отношении будущего Патриарха Александра и епископа РПСЦ Зосимы всё оказалось немного иначе. Мировоззрение, привитое в МДС, сказалось на том, как эти архиереи выстраивали "вертикаль власти" в вверенных им епархиях: Патриарх Александр во всей РДЦ, а еп. Зосима в Молдавской епархии РПСЦ. Из духовной семинарии еп. Зосима (Еремеев), в целом недолюбливающий "никонианство", вынес нелюбовь и скептическое отношение к подвижникам и мученикам древлеправославия.

Вообще говоря, для РПЦ МП характерно значительное подавление соборности на всех уровнях церковного общества: от прихода - до всей Церкви. Миряне и простые священники совершенно бесправны и безгласны и зависят от прихоти правящего архиерея. Именно такую систему и выстраивал в РДЦ Патриарх Александр. Многие наблюдатели, как внешние, так и находящиеся внутри самого старообрядчества, уверенно заявляли о том, что Патриарх лояльно настроен к РПЦ МП и ведёт РДЦ к объединению с ней.

Однако это представляется не вполне верным. Патриарху Александру крайне важна его личная власть. Этой властью он не намерен делиться не с кем. Его взгляды на этот вопрос можно кратко охарактеризовать известным высказыванием Юлия Цезаря: "Лучше быть первым человеком в Галлии, чем вторым в Риме". Все свои знания, накопленные в духовных семинарии и академии РПЦ МП, он бросил на то, чтобы получить приближающуюся к абсолюту власть в РДЦ.

Хронологически путь его к абсолютной власти начался в 1983 году с поступления в МДС. Характерно, что в первый день своей учёбы в МДС - 1 сентября 1983 года - будущий Патриарх Александр, а тогда чтец Авдей Калинин был назначен личным секретарем Архиепископа Геннадия, тогдашнего главы РДЦ и родственника Калининых.

Вполне естественно, что именно в МДС Авдей Калинин приобрёл огромное количество связей среди будущего епископата РПЦ МП, что позволило ему в 90-е годы быть вхожим во многие церковные круги РПЦ МП, а через них - ко многим ответственным чиновникам, прежде всего, регионального уровня, что дало Патриарху Александру возможность изыскивать финансовые средства на церковную деятельность, а также решать имущественные споры и вопросы о выделении земель под строительство храмов. Так, например, митрополит РПЦ МП Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) утверждал, что просьбы РДЦ о выделении зданий и земель никогда им не блокировались в отличие от подобных просьб белокриницких и поморцев.

По окончании МДА, 11 января 1987 года, Авдей Калинин официально принял иночество с именем Александр, а через 3 дня был рукоположен в сан диакона. 19 января 1987 г. возведен в сан архидиакона, 6 декабря 1987 года рукоположен в сан священноинока (иеромонаха). 21 сентября 1992 года священноинок Александр был возведен в сан архимандрита.

В те годы церковная жизнь РДЦ была не раз потрясена церковными раздорами. Сначала епископы Пермской Леонтий (Кречетов) и Московский Флавиан бросили вызов Архиепископу Геннадию и "почетному протоиерею" Афанасию Калинину, практически прекратив с ними общение. Они обвинили их в модернизме и экуменизме (по-староверски - "неистовстве"), а вл. Леонтий вспомнил и про учебу о. Александра в московской семинарии. Этот раздор породил следующий – грузинский (иначе - Иверская Древлеправославная Церковь), одним из первых епископов которой стал Филарет, бывший клирик РДЦ о. Феодор Бехчанов. Дело в том, что в Грузии (Поти и Григулети) находилась несколько сильных приходов РДЦ, образовавших костях Иверской иерархии. Конец 1990-х гг. ознаменовался новым расколом, приведшим к возникновению еще одной иерархии – т.н. Курской. Священноинок Аполлинарий (Дубинин), московский профессор и настоятель курского храма РДЦ, обвинил священноначалие РДЦ в том же экуменизме и модернизме, что Леонтий и грузины, и получил от румынского епископа Тульчинского РДЦ Евмения архиерейское поставление, непризнанное РДЦ.

В 1990 году о. Александр организует Духовное училище для подготовки кадров священнослужителей для РДЦ. Он стал и ректором, и духовником училища. Характерно, что ДУ РДЦ фактически стало ухудшенной копией семинарии РПЦ МП, со всеми вытекающими последствиями – дух "бурсы" господствовал и ныне господствует в училище РДЦ.

Окончивший Московскую духовную семинарию и академию РПЦ МП, Патриарх Александр и жизнь внутри самой РДЦ пытался устроить по привычным ему образцам – подавление соборности, "жёсткая вертикаль власти", удаление каких-либо "ярких" личностей, которые могли бы "затмить" его персону.

Стоит заметить, что деятельность Александра на определённом этапе сказалась весьма положительно на жизни РДЦ. В частности, именно его трудами количество приходов РДЦ увеличилось в несколько раз и достигло к концу 2003 года 70. Именно он привлёк в училище в начале 90-х годов много молодёжи, которая впоследствии, став священниками и епископами, образовала костяк РДЦ.

Фактически Патриарх Александр превратил РДЦ в копию среднестатистической епархии РПЦ МП. На протяжении 90-х годов власть Патриарха Александра продолжала укрепляться. Так, после смерти в 1996 г. Архиепископа Геннадия и избрания в Архиепископы 89-летнего владыки Аристарха (Калинина), Александр стал епископом Московским и фактическим управляющим делами Архиепископии.

В его ведении находилась вся власть внутри РДЦ, а также все внешние контакты. Надо, впрочем, сказать, что жизнь о. Александра, когда он был еще в сане архимандрита, едва не оборвалась трагически на пути к абсолютной власти. Во время разгрузки дров с самосвала он был засыпан поленьям и чудом остался жив. Его госпитализировали и успешно провели тяжелую операцию на черепе. Время от времени ему до сих пор делают небольшие эндоскопические черпно-мозговые операции. Будущий Патриарх стоически переносил выпавшие на его долю испытания.

В течение 1996–2000 гг. Александр последовательно отправлял на периферию церковной жизни всех сколько-нибудь самостоятельных священников и мирян. В результате многие из них ушли из РДЦ – либо в РПСЦ, либо в РПЦ МП, либо образовали собственные конфессии, либо перестали играть какую-либо заметную роль в жизни согласия, замкнулись в своих приходах. Более того, на одном из Соборов в конце 90-х гг. было принято решение о запрете участия мирянам в заседании Соборов (этот запрет был снят лишь на Соборе в ноябре 2003, и то только с правом совещательного голоса мирян. Говорят, что снятие запрета носило формальный характер).

В мае 2000 года после смерти Архиепископа Аристарха Архиепископом был избран Александр. С этого времени его личная власть стала неуклонно расти. На том же Соборе мая 2000 года была сделана последняя попытка остановить Александра – вторым кандидатом в Архиепископы был выдвинут епископ Курский и Самарский Лев. Его выдвинули священники его епархии. Голосование он не прошёл и вскоре после Собора был неканонически запрещён (формальным поводом стала его задержка у родственников на 10 дней больше, чем время, на которое он испросил благословение), а выдвинувшие его священники были либо запрещены в служении, либо сосланы в отдаленные приходы. Формальным признанием выдающихся амбиций Александра стало избрание его патриархом, которое прошло без какого-либо предварительного обсуждения внутри РДЦ. Авторами "патриаршего проекта" считают двух священников: о. Александра Чукаленко и о. Андрея Марченко. Однако без личного участия самого Александра такой проект вряд ли был бы возможен.

Избрание Александра Патриархом фактически лишь усугубило ту атмосферу изоляции, которая всегда отличала РДЦ как конфессию, и ознаменовало подрыв некогда почти безупречных отношений с РПЦ МП. Патриарх Александр почти что стал фигурой нон-грата как в патриархийных кругах, так и в старообрядческой среде других согласий. По инерции архиереи РПЦ МП Ювеналий Курский и Никон Уфимский поддержали Александра в конфликте с Аполлинарием за храм в Курске, который был отобран у общины.

В учреждении в РДЦ патриаршества некоторые наблюдатели видят отсутствие системного мышления у первосвятителя РДЦ: он не в состоянии оценить все возможные риски в случае принятия тех или иных ответственных решений, которые могут иметь широкий общественный резонанс. Привыкнув к полной покорности своей паствы, он во многих своих действиях не отдаёт себе отчёт, полагая, что всё возможно решить в приказном порядке.

Что касается общественно-политических взглядов Патриарха Александра, то можно с уверенностью сказать, что они не отличаются оригинальностью, а свидетельствуют даже о некоторой ограниченности и недальновидности их носителя. Как уже выше отмечалось, стиль управления Александра характеризует полная информационная закрытость – за время своего первосвятительства (с мая 2000 г. по настоящее время) он дал всего лишь три интервью. Это связано с политикой изоляционизма, проводимой Патриархом Александром. Он не считает нужным в сколь-нибудь серьёзной мере информировать общество о жизни и деятельности РДЦ, доносить точку зрения РДЦ на происходящие в стране процессы, рассказывать обществу о Староверии. Все интервью Патриарха Александра затрагивают следующие аспекты: история РДЦ, причины ее отделения как от РПЦ МП, так и РПСЦ, взаимоотношение РДЦ как с РПЦ МП, так и с властями, перспективы развития РДЦ.

Можно заметить, что Патриарх Александр поддерживает самые добрые и приятельские отношения с руководителями ряда областей РФ. Так глава Бурятии и министр внутренних дел этой республики, сами выходцы из староверских семей, близки к Патриарху. Есть у Патриарха Александра большие друзья и в руководстве Брянской области.

Только один раз Патриарх принял активное участие в политике: в 1996 г. во время предвыборной гонки Б.Н. Ельцина он принял участие в кампании, выступив по радио с призывами разобраться с "красно-коричневой" патриотической чумой. В отношении новой власти Александр более сдержан, хотя политически старается несколько в сервильном духе держаться ближе к "Единой России". В отличие от своего бывшего главы епископ Аполлинарий Курский недавно крестил в полном составе весь курский актив партии "Евразия" и поддерживает самые тесные отношения с ее лидером А.Г. Дугиным.

Стоит отметить, что владыка Александр, несмотря на своё высшее богословское образование и степень кандидата богословских наук, не имеет видения развития РДЦ, её взаимоотношений как с государством, так и с РПЦ МП. В частности, он проявляет бóльшую лояльность к светским властям, чем даже к РПЦ МП. К примеру, отвечая на вопрос о взаимоотношениях РДЦ и властей, он даёт такой ответ: "Лично я и все наши священники очень хорошо относимся к представителям власти. Мы и должны так поступать, потому что всякая власть от Бога. И если она даже какое-то коварство употребляет по отношению к нам, значит, это надо терпеть, надо знать, что, может быть, где-то мы согрешили. И надо исправляться самим. Если мы исправимся, то и власти будут относиться к нам доброжелательно".

Подобное отношения к властям было характерно для церковных деятелей всех конфессий в советские времена, но сейчас это выглядит крайне странно, особенно, когда лидеры иных конфессий позволяют себе если не критику действий власти, то, во всяком случае, достаточно независимый взгляд как на происходящие события, так и на выстраивание взаимоотношений с власть предержащими.

Подводя итог многолетней деятельности Патриарха Александра, можно с уверенностью сказать, что он, обладая недюжинными административными способностями, являясь значительно более образованным, чем основная масса священства РДЦ, сумел сделать из РДЦ вертикальную структуру, которая замыкается лично на нем. Ни одно серьёзное решение вне зависимости от уровня – приходской, епархиальный или общецерковный – не принимается в РДЦ без ведома и контроля со стороны Патриарха Александра.

Следует отметить особый "деревенский" стиль, весьма процветший в РДЦ при Патриархе Александре. Покупая облачения на базе РПЦ МП в Софрино, Александр, как правило, выбирает самые классические недорогие новообрядные облачения, хотя в тех же мастерских за небольшую доплату можно заказать настоящие старообрядческие ризы. Недавно по патриаршему благословению в московском Покровском храме на улице Новокузнецкая были демонтированы старинные Царские врата в стиле XVI в., а вместо них поставлены софринские "типовые резные с отверстиями". Священнослужители, включая архиереев, часто облачены в домотканые пестрые облачения, далекие от понятия "пышность". Пение в РДЦ также не отличается особенной изысканностью, а в некоторых местах (например, в Воронеже) хоры вполне могут исполнять некоторые партесные и полупартесные мелодии.

Патриарх любит служить и часто ездит по стране, совершая архиерейские службы. Его богослужебный стиль не отличается особой изысканностью или красотой, но он любит службу. В то же время архиереи РДЦ, которые содержатся в большой строгости, без благословения Патриарха Александра не дерзают совершать службы архиерейским чином. За ослушание они могут быть строго наказаны, так что служат они по-епископски от силы 5-7 раз в год, а в остальное время служат как обычные попы.

Патриарх Александр, будучи иноком, ведет иноческий образ жизни, в привычках довольно скромен. Интересно отметить, что в отношении РПСЦ именно при Патриархе Александре возобновилась резкая и жесткая полемика, в том числе лично против Митрополита Амвросия (Поповича), основателя иерархии, который прославлен в РПСЦ в лике святителя. Издано несколько брошюр на эту тему. Есть основания предполагать, что автором этой "антибелокриницкой" кампании является единственный грамотный и образованный священник-писатель РДЦ иерей Андрей Марченко из Кемеровской области. Именно ему принадлежит ряд ярких общественных выступлений, в частности против "культа чудес", придающих позиции РДЦ некое звучание.

Интервью Патриарха Александра сайту "Самарское староверие" от 12 декабря 2004 года

С Предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви Патриархом Московским и всея Руси Александром мы встретились в самарском древлеправославном храме в честь Покрова Пресвятыя Богородицы (ул. Стандартная, 26). Рано утром, 12 декабря 2004 года, в храме началась торжественная служба – патриарх Александр в сослужении с настоятелем храма протоиереем Савой Тиховым и иереем Вениамином Горбуновым совершил Божественную литургию. По окончании службы Владыка Александр произнес проповедь, а затем долго общался с прихожанами: рассказал самарцам о церковных новостях, о своей поездке в Оренбургскую область, ответил на многочисленные вопросы. После этого Его Святейшестводал интервью нашему сайту.

Сайт "Самарское староверие" сердечно благодарит настоятеля самарского Покровского храма протоиерея Саву Тихова, прихожанина Покровского храма Алексея Кирилова, а также пресс-секретаря Древлеправославной патриархии Александра Филиппских, сопровождавшего патриарха Александра в поездке в Самару, за содействие в организации этого интервью.

- Святейший владыка, позвольте выразить Русской Древлеправославной Церкви и Вам лично соболезнования в связи с кончиной епископа Волжского Даниила. Мы знаем, что Вы прибыли к нам из Бугуруслана, где несколько дней назад состоялось погребение владыки Даниила.

- Спаси Христос!

- Ваш визит в Самару -короткий. Какова его цель?

- Приходится везде делать короткие визиты, потому что время ограничено. Я давно уже здесь не был, поэтому и была запланирована сюда поездка. Приехал, послужил здесь, поговорил с людьми, в приходе накопилось много вопросов и проблем, которые необходимо решать. В основном, так везде и делаю, куда приезжаю.

- Вы сказали, что везде много вопросов. Глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан в своем докладе на прошедшем в октябре 2004 года Освященном Соборе тоже говорил о том, что старообрядчество сегодня переживает отнюдь не золотой век. У старообрядцев много проблем: нехватка священников, недостаток кандидатов в епископы, ограниченность финансовых средств. Примерно о тех же проблемах говорят и представители Поморской Церкви: нехватка наставников, финансовые проблемы. Испытывает ли подобные трудности Ваша Церковь?

- Сам Господь говорил, что жатвы много, а делателей мало. Это было всегда, испокон веков. И раньше священнослужителей постоянно не хватало. Христос дальше говорит: "Молитесь господину жатвы, чтобы он извел добрых делателей", пастырей на эту ниву. Всегда, даже в "золотые века", и во Вселенской Церкви, и в Русской Церкви, даже когда духовность была особенно высока, - все равно духовенства не хватало. Предположим, в середине 17 века – протопопа Аввакума вообще юношей поставили священником, когда по канонам положено не раньше, чем втридцать лет рукополагать в пресвитера. Значит, и тогда не хватало священников.Так же и у нас не хватает. Но, с Божией помощью, у нас открыто духовноеучебное заведение, где каждый год готовят будущих священников, пастырей, диаконов, уставщиков, богословов и т.д. Слава Богу, постоянно открываются новые приходы во всех уголках нашей страны и не только нашей – туда и направляются молодые пастыри. Но все равно на сегодняшний день древлеправославных общин открыто гораздо больше, чем есть священнослужителей, поэтому и приходится говорить об острой нехватке священников.

Кроме этого, конечно, существует множество и других проблем. Это и имущественные проблемы, и финансовые, и проблемы со строительством новых храмов, с их регистрацией и т.д. Много конфликтных ситуаций возникает внутри самой общины, между прихожанами, между настоятелем и старостами. Но наличие проблем, вопросов ясно свидетельствует, что Церковь жива, что она развивается и укрепляется. Ибо тишина и спокойствие говорят о смерти.

- В связи с этим вопрос: как складываются у Вашей Церкви отношения с государством, с властью?

- Лично я и все наши священники очень хорошо относимся к представителям власти. Мы и должны так поступать, потому что всякая власть от Бога. И если она даже какое-то коварство употребляет по отношению к нам, значит, это надо терпеть, надо знать, что, может быть, где-то мы согрешили. И надо исправляться самим. Если мы исправимся, то и власти будут относиться к нам доброжелательно.

- Владыка, ивсе же обидно. Власть довольно цинично относится к верующим. Сужу на примере Самарской области. Почему такое уважительное отношение к РПЦ (МП) или к мусульманам? – Их много, это электорат. А староверов не так много, значит,к ним можно не прислушиваться, они для государства – не сила.

- Возможно, наоборот. Господь все знает: все наши мысли и поступки. Значит, именно Древлеправославие сильно духом и верой, поэтому, Господь и дает больший крест именно нам. И знает Господь, что мы сможем сделать то, что Он нам дает. А те – слабее духом, им нужно уступки делать.

- В Самарской области сегодня восемь официально зарегистрированных общин и масса религиозных групп разных согласий: РДЦ, РПСЦ, поморцы, федосеевцы, часовенные. У всех одни и те же проблемы, все пытаются – и не могут решить их в одиночку. А почему бы старообрядцам не объединить свои усилия? Я не говорю о молитвенном общении или слиянии – толькооб объединении усилий для общения с местной властью. Чтобы в областную или городскую организацию пришел не настоятель одного храма или председатель отдельно взятой общины – а человек, или несколько человек, которые сказали бы: "Мы представляем старообрядчество Самарской области". Чтобы власть увидела, что старообрядчество в области – это сила, с которой надо считаться, интересы которой нельзя игнорировать.

- Видимо, нет лидера такого, который бы мог собрать представителей других старообрядческих течений и пойти что-то просить. Бога надо просить, чтобы послал такого делового человека

- То есть,мысль овозможности такого сотрудничества Вас не пугает?

- А почему? Никогда. И не должна никогда пугать любого настоящего христианина.

-Значит, такое сотрудничество в принципе возможно?

- А почему бы и нет? Мы на этой земле общаемся со всеми: с людьми, животными, птицами, растениями. Почему бы нельзя было сотрудничать? Это же Божие дело. Любой человек имеет образ Божий: хоть он татарин, хоть иноверец, хоть бледнолицый.

- Владыка, между Русской Древлеправославной Церковью и Русской Православной Старообрядческой Церковью, фактически, нет догматических разногласий. Как Вы считаете, возможно ли в перспективе, если не объединение двух Церквей, то хотя бы, какое-то движение, какие-то шаги навстречу друг другу?

- Господь сказал, "чточеловеку невозможно, возможно Богу". Самое главное – надо к человеку относиться дружелюбно, с любовью. И другой человек сразу поймет, что тыне с хитростью подошел к нему, а хочешь добра. Вот пока что, к большому сожалению, не получается этого.

- Владыка, на последнем Архиерейском Соборе РПЦ (МП) вновь поднимался вопрос об отношениях между РПЦ и старообрядчеством, о преодолении раскола. В связи с этим в СМИ заговорили о возможности объединения РПЦ (МП) со старообрядцами. Как Вы считаете, в ближайшем будущем какие-то шаги в этом направлении возможны?

- Это исключено. Я не буду за других говорить, буду за себя и за нашу Церковь. Я рожден в Древлеправославии, у меня и со стороны отца и матери – все древлеправославные. Я с детства знаю, что Древлеправославие -это правая вера, а всякие новшества, видоизменения в вере – это нехорошо. Конечно, и мы не безгрешны. Может быть, в Древлеправославии у людей грехов не меньше, это один Бог знает. Но самое главное – чтобы в вере не погрешить. Поэтому как же я смогу объединяться, если другой скажет: "Я не буду вот так креститься (складывает двуперстное крестное знамение – И.), я только троеперстие признаю". Как наша Церковь сможет объединяться? Наша Церковь не будет отступать от Древлеправославия.

А что касается преодоления раскола…Бога надо просить, в первую очередь, чтобы были какие-то добрые отношения. От Бога все зависит. Что Господь даст…

- Владыка, Вы сказали, что в роду у Вас – староверы. Но ведь Ваш род – не просто старообрядческий, это еще и известный священнический род. Не могли бы Вы подробнее рассказать о своих предках, своих корнях? Как Вас воспитывали, строго?

-Да, строго. А о корнях что сказать… Со стороны отцовской – это Саратовская губерния,со стороны мамы – Курская губерния. Жили богато и те, и другие. Раскулачили, когда пришло время. С отцовской стороны семью выслали в Казахстан. Отец умер хоть и в преклонном возрасте -всю жизнь у него болел. У него болел желудок, потому что и ели, что придется, и голодали. А со стороны матери… Отца мамы - моего дедушку -сослали сразу на Беломорканал, и он оттуда не вернулся. А бабушку Евдокию сослали с детьми на Соловки. И когда там стали дети умирать, власти стали отправлять детей туда, откуда они родом - к родственникам, если они были. А самих родителей там оставили. Бабушка рассказывала, что лежали они на обледенелых нарах, бросали им, как свиньям, мерзлую картошку или свеклу, и то, не всем доставалось. Но она выжила, моя бабушка. Очень милым человеком была. В молодости мужа потеряла, ей тогда было чуть за двадцать, и больше замуж никогда не выходила, считала, что это крест такой. Очень задушевный человек… Да, когда-то была богата. Раньше говорили, что богатые притесняли, угнетали бедных. Я бы не сказал, что бабушка угнетала кого-нибудь. Это неправда. Если человек был проходимцем, бездельником, хулиганом, - да, его выгоняли. А если человек был порядочным, выполнял честно все, что ему поручено, - он и получал сполна за свою работу.

- Владыка, я читала, что летом этого года Вы совершили паломническую поездку на озеро Светлояр. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этой поездке?

- Это была прекрасная поездка. Таких поездок в моей жизни было очень мало. Это было просто замечательно. Я на этом озере несколько раз был, но вот в этот раз было особенно большое стечение народа. Вообще, древлеправославных христиан на нижегородской земле очень много. Они приехали автобусами, и я даже не предполагал, чтостолько приедет. Они все меня встречали, ждали какое-то время. И когда мы вышли из автомобиля, то просто были поражены тем, какое громадное количество народа приехало. И вот с этой площадки, где нас встречали, мы шли к озеру, пели духовные песнопения. И что самое удивительное: бывает такое, что даже в церкви – и то разногласица возникнет. А тут, представляете: люди приехали со всех концов Нижегородской области – и, как будто, они год спевались – так пели прекрасно. И все пели. И все остальное было так же слаженно. По шестой песни – будто специально намечено было – перед нами оказалась пристроечка такая – как мостик к воде. Мы там освятили воду. Все было так духовно прекрасно, что словами все не передашь. Потом мы обошли все озеро с песнопениями – было замечательно! Много молодежи присутствовало, слава Богу! Дай Бог, чтобы эта традиция продолжалась в дальнейшем! Очень рад и счастлив, что это было. Слава Богу!

- И последний вопрос, если позволите. Вы даете интервью Интернет-сайту. Среди старообрядцев немало тех, кто относится к Интернету, телевидению настороженно и недоверчиво. Как Вы считаете, возможно ли использовать эти СМИ для того, чтобы давать информацию о старообрядчестве – как для внешних, так идля старообрядцев?

- Да, некоторые говорят, что грех телевизор смотреть, на компьютере работать. Но, как сказал мне один человек, если бы апостол Павел жил сегодня, он бы не только каждый день выступал по телевидению и про Бога говорил, а вообще, день и ночь бы выступал.

Каждому предмету есть свое предназначение, если Бог дал нам это. Урановая руда – благо это или зло? Не надо делать бомбу, надо использовать ее во благо. Все, что есть на земле, надо использовать для душевной и телесной пользы. Если по телевизору показывают разврат илибеззаконие – это зло. Но ведь можно использовать телевидение и во благо.

Так же и Интернет. Все, что человек изобрел, дай Бог, чтобы было во благо.

- Спаси Христос, владыка! Помощи Божией Вам в служении, здоровья и многая лета!

- Спаси Христос!

"Политическая кухня" 08 июля 2004 г.

Тема программы:

В Нижнем не оказалось места для древлеправославной церкви.

Гость "Политической кухни" -

Глава Русской древлеправославной церкви Патриарх Московский и Всея Руси Александр

В.Бузмакова.Здравствуйте, владыко Александр. Не жестковато кресло?

Патриарх Александр.Нет, слава Богу.

В.Б. А чем отличается ваша церковь от старообрядческой церкви? В репортаже, который прошел по телевидению из Семеновского района, вас назвали старообрядцами. А говорят, есть разница.

А. Разница в старообрядцах Бело-Криницкой иерархии, я так понял?. Еще есть старообрядцы-беспоповцы, которые не признают священства. Как бы три ветви.

В.Б.А третья - ваша церковь?

А. Да. Что касается термина "старообрядцы" - это термин дразнительный. Это как бы кличку дадут какому-то человеку или животному. Вначале это может быть неприятно, а потом он смиряется с этой кличкой и начинает отзываться. Но со временем этот термин настолько укоренился в нашей церкви (это же, действительно, кличка - старообрядец), что какой-то человек начинает обижаться: "Нет, я старообрядец, я старовер." Я себя считаю православным, и наша церковь православная, состоящая из двух слов - право и славие - правильно славить Христа. Но в отличие от большой, будем так говорить, православной церкви, мы считаем себя древлеправославными, т.е., мы та церковь или направление церкви, которое без изменений следует традициям и канонам той церкви, которая ведет свое начало с крещения Руси.

В.Б.А с большой православной церковью вы живете в мире и дружбе?

А.Конечно, мы со всеми стараемся жить в мире и дружбе.

В.Б.А вот скажите, пожалуйста, владыко Александр, вы приехали к нам в Нижний Новгород. Обычно, когда к нам приезжает глава церкви… Вот сейчас Нижегородская область готовится к приезду Алексия, так много об этом говорят, так торжественно его встречают. Вы же приехали тихо-тихо. И о том, что вы пребываете в Нижегородской области, я узнала из милого скромного телевизионного репортажа. И вы поехали сразу к людям в Семеновский район, в глушь, в деревню.

А.Простой вопрос. Я уже говорил, что в отличие от новоправославной церкви у нас намного меньше приходов. Поелику это так, то, конечно, у главы новоправославной церкви патриарха Алексия очень много забот, не сравнимо со мною, с древлеправославной церковью, и поэтому у меня есть возможность приехать в ту же глушь, как вы сказали, и побеседовать с народом. А он же очень занятой человек, и у него нет возможности заехать в какую-то глушь и продолжительно беседовать с прихожанами.

В.Б.А у вас не было встреч с нижегородскими начальниками - с губернатором, с мэром, может быть, даже с полпредом Кириенко, который очень полюбил у нас нынче церковь и, пожалуй, каждый день ходит в обнимку с Георгием, главой нашей нижегородской православной церкви.

А.Может быть, я не прав, поелику я начальник, глава церкви, и некорректно, может быть, с моей стороны приехать сразу в глушь. Нужно, наверное, сначала приехать к начальникам - губернатору области, мэру города - и хотя бы зайти поздороваться. Но, вообще-то, в этот мой приезд у меня не было такой цели. Мы каждый год приезжаем с детьми. Мы выбрали нижегородскую землю: она прекрасна, здесь много святых мест, замечательные люди, гостеприимные, хлебосольные. И поэтому мы приезжаем с детьми младшего возраста, старшего возраста. Сейчас вот приехали со студентами, которым по 17, 20, 25 лет, юноши и девушки. Они верующие люди. У них есть какое-то богословское образование, хотя, может быть, они самоучки. И очень приятно, что древлеправославные юноши и девушки разговаривают, беседуют у костра или же где-нибудь на речке о боге. Я-то, когда в школу ходил, времена были гонительные. Я крестик носил. Мама пришивала маечку, чтобы не видно было. Если б заметили, были б большие проблемы. Сейчас до слез радостно, что могут такие же юноши и девушки (мы-то прятались) открыто говорить друг с другом, славить Господа.

В.Б.Вы родом из каких краев?

А.Из Волгограда.

В.Б.А много у вас приходов в Нижегородской губернии?

А.Да. И появляются все новые и новые.

В.Б. Именно вашей церкви?

А. Да.

В.Б. Они не шумят, они не кричат, они тихо-тихо появляются. А какая ваша церковь? Такая же, как православная, в таких же храмах?

А.Да.

В.Б. Как вы с православной церковью делите храмы? Не ссоритесь - этот ваш, а этот наш? А в Нижнем Новгороде есть у вас свой храм?

А.Много вопросов задали. Сейчас расскажу. Ссориться никогда не надо. Если мы будем этим заниматься, хитрить, церкви друг у друга отбирать, это не угодно богу. Действительно, наших церквей в Нижнем Новгороде, в Нижегородской области было много, очень много. И это действительно древлеправославный или старообрядческий край. Был такой историк Каптерев. Как он говорит о Семеновском районе, там, где протекает река Керженец: "Взгляни по Керженцу - что ни сосна, там голова или же мощи мученика за древлеблагочестие." Т.е., здесь действительно было много людей, которые шли за древлеправославие, за правую веру. Что касается Нижнего Новгорода, то, как я уже сказал, здесь тоже было несколько наших церквей, порушенных в 30-е годы, в 60-е годы при Сталине, при Хрущеве. Верующих здесь много. Мы, кстати говоря, никак не добьемся, чтобы дали нам хотя бы землю, чтобы построить церковь.

В.Б.В Нижнем Новгороде?

А.Да, да.

В.Б. Не дают землю?

А. Нет, к сожалению. Я сюда благословил священника с матушкой. Они ходят здесь, обивают пороги в представительстве мэра города, в его конторе. Плохо пока, не получается. Кстати, жил здесь до революции благочестивый человек Бугров Николай Александрович. Он принадлежал к нашей церкви.

В.Б.Древлеправославной?

А.Да и его друг и родственник Блинов тоже. Сейчас мы с ребятами находимся в Филипповском монастыре, это Борский район, Каликино. Там замечательная двухэтажная красивая церковь.

В.Б.Построенная на деньги Бугрова и Блинова?

А.Да.

В.Б.А сейчас она принадлежит вашей церкви?

А. Да, конечно, да. Так вот Бугров построил здесь много не только церквей, но и домов. Мне говорили многие люди, что до сих пор в центре города пользуются водопроводом, который Бугров построил.

В.Б.И самые замечательные особняки принадлежали Бугрову.

А.Да. И вот если покажут по телевизору, и люди будут слушать, то, может, и до мэра города дойдет это телевещание, и чтобы он смирился с этим делом или сжалился. Люди все-таки верующие, будут за него Богу молиться и за город Нижний Новгород.

В.Б.Владыко Александр, стыдно мне за мэра города, стыдно за нижегородских чиновников. С легкостью в центре Нижнего Новгорода отдали место под лютеранский храм. Строится он вплотную к школе на старом лютеранском кладбище. Когда копали котлован под этот лютеранский дом, то кости лютеран, которые там похоронены, были разбросаны по всей поверхности. Я не одну программу об этом делала. Как относятся к вашей церкви в Нижегородской области? Мы говорили о Нижнем Новгороде, где не дают место под строительство храма, а в области как обстоят дела? В том же самом Семеновском районе? Вы были и в Городецком районе.

А.Все замечательно, Слава Богу.

В.Б.Люди не жалуются?

А.Препятствий никаких нет. Вот только неудобно вам печаль свою изливать насчет Нижнего Новгорода. Конечно, неприятно.

В.Б.И позвольте мне задать вам последний вопрос. Строительство церкви, восстановление церквей - это очень большие деньги. У большой православной церкви находятся богатые спонсоры, как сейчас говорят, ей много помогает власть. Как вы в этой ситуации обходитесь?

А.Стараемся делать своими силами. Когда невозможно сделать своими силами, находим рабочих, мастеров, чтобы подешевле было. И с теми начинаем торговаться, чтобы поменьше денег брали. С божьей помощью все удается. Слава Богу.

Интервью Архиепископа (ныне Патриарха) Александра (Калинина) Интернет-изданию "Благовест" (Самара) от 22 дек. 2000

"Древлеправославная Церковь не застыла и не меняется..."

Покровская церковь старообрядцев-беглопоповцев построена в Самаре десять лет назад. В ней все эти годы служит священник Савва Федулович Тихов. Он построил этот храм, а теперь и помещение под будущий женский монастырь. Организовал приход. Окормляет несколько сотен своих прихожан, в основном людей пожилых, корнями связанных с Древлеправославной Церковью. Нашу редакцию связывают с отцом Саввой давние ровные отношения. В Самаре "никонианам" и староверам делить давно уже нечего. И все же я был удивлен и обрадован, когда в редакцию неожиданно поступило приглашение встретиться с приехавшим в наш город на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви Архиепископом Московским и всея Руси Александром (Калининым). Случай этот, по-видимому, безпрецедентный. И потому я с радостью откликнулся на предложение о встрече. Архиепископ Александр дал эксклюзивное интервью Православной газете "Благовест".

Сразу оговорюсь, что далеко не во всем согласен с Архиепископом Александром. Многие его оценки и суждения отозвались болью в моем сердце (читатели, надеюсь, поймут, какие места интервью я в данном случае имею в виду). Некоторые наиболее резкие высказывания моего собеседника оставляю целиком на его совести. И все же я решил ничего не "купировать" в словах предстоятеля Древлеправославной Церкви, независимо от того, разделяю я (да и все мы - чада Русской Православной Церкви) или нет его мнение по тем или иным вопросам. Ведь жанр интервью предполагает не дискуссию с собеседником, а выяснение его точки зрения на проблему. Я убежден, что мы должны знать, что думают о себе, о нас и о нашем времени наши кровные братья во Христе, которые вот уже столько столетий назад ушли "в страну далече", но от этого стали нам, быть может, еще дороже... Ибо ближе их у нас, православных, нет никого. И это несмотря на то, что нас разделяет очень и очень многое...

- Владыка, какова на сегодняший день ситуация в Древлеправославной Церкви, предстоятелем которой вы являетесь?

- Наша паства, по разным оценкам, насчитывает от 700 тысяч до миллиона человек. Действует около 50 храмов. Этот масштаб позволяет мне лично знать, чем живет каждый из наших приходов, какие испытывает трудности, какие проблемы решает... Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви находится в г. Новозыбкове Брянской области. При нем действует Высшее духовное училище, которое готовит священников для наших приходов.

- Каков, если так можно сказать, обобщенный "портрет" прихожанина древлеправославного храма?

- Нашими прихожанами являются, как правило, потомственные старообрядцы. Но в последние годы к нам стали приходить люди, корнями не связанные с древлеправославием. Ну а уходят от нас в другие конфессии единицы, да и то лишь те, чьи корни не старообрядческие.

- Какова история Русской Древле-Православной Церкви? Как вам удалось восстановить церковную иерархию? И почему в народе эту "ветвь" старообрядчества называют беглопоповцами?

- Когда в 17 веке произошел раскол, Патриарх Никон очень опасался, что на нашу сторону перейдет часть епископата. Тогда бы у старообрядцев сразу появилась церковная полнота, ведь епископ может рукополагать священников и дьяконов, а если епископов несколько, они могут совершать архиерейские хиротонии (в Церкви принято, что во епископа хиротонисают два и более архиерея). Вот почему Патриарх Никон преследовал тех архиереев, которые сочувствовали старообрядцам. Так, был заморен в темнице (а по другой версии сожжен) епископ Павел Коломенский. В результате старообрядчество оказалось без епископата. Тогда было решено принимать к нам священство, перебегающее от "никониан" (потому и некоторые называют нас беглопоповцами). Этих священников принимали вторым чином, через миропомазание. Так было до середины 19 века. А в 1846 году греческий Митрополит Амвросий перешел в Древлеправославную Церковь и положил начало старообрядческой церковной иерархии. Но некоторые верующие были смущены тем, что Митрополит Амвросий не смог доказать, что был крещен через погружение (мы признаем истинным только погружательное крещение). Часть старообрядцев, которую я сейчас представляю, по этой причине не приняла Митрополита Амвросия, и они образовали Русскую Древлеправославную Церковь. Те староверы, которые признали Митрополита Амвросия, сейчас называют себя Русской Православной старообрядческой Церковью, или, как укоренилось в народе, Белокриницкой (Австрийской) иерархией. Далее события развивались так. В 1923 году к нам в Древлеправославную Церковь перешел епископ Саратовский Николай (Позднев). Он смог доказать, что был крещен погружением. От него и пошла наша церковная иерархия. В 1929 году к нам перешел епископ Свердловский Стефан (Расторгуев). Уже на следующий день эти два епископа совершили первую в нашей Церкви архиерейскую хиротонию: епископом стал архимандрит Пансофий. С этого времени мы имеем церковную иерархию. Сейчас у нас шесть архиереев.

- В храме во время проповеди с амвона вы говорили о том, что сейчас Древлеправославная Церковь переживает раскол...

- Да, к сожалению незначительная часть священников ушла в раскол. Под их влияние подпало всего несколько храмов. Те, кто совершил этот раскол, не истинные пастыри, а волки, которые влезли в ограду церковную. Характерно, что у этих раскольников тоже в свою очередь произошел раскол, их приходы разделились на две части... Но масштабы этого раскола таковы, что особых последствий это нестроение для нашей Церкви иметь не будет.

- Владыка, расскажите о себе.

- Мне 43 года. Родился в Сталинграде (ныне Волгоград). Учился в Московской Духовной Академии. Я потомственный старообрядец. Мои отец, дед и прадед были священниками. 9 мая сего года на Соборе я был избран Архиепископом Московским и всея Руси.

- Как сейчас складываются отношения вашей Архиепископии и Московской Патриархии?

- У нас со всеми должны быть нормальные отношения... Но церковного общения, совместной молитвы у нас с Московской Патриархией нет и быть не может. То, что по гордости совершил Патриарх Никон, мы считаем отступлением. И пока Московская Патриархия не покается, у нас молитвенного общения не будет.

- В 1971 году Священный Синод Русской Православной Церкви снял "клятву" со староверов, их обряд был назван "равноспасительным". Вы это не считаете покаянием?

- Нам это решение ничего не дало. Молитвенное общение будет восстановлено лишь в том случае, если Московская Патриархия вернется к старым обрядам. Но это, к сожалению, вряд ли возможно. Насколько мне известно, более удачно складывается диалог Московской Патриархии со старообрядцами-безпоповцами. Это, видимо, объясняется тем, что безпоповцев тяготит отсутствие иерархии, таинств. Вот почему они более склонны к диалогу с Московской Патриархией. У нас же есть Церковная полнота и потому мы в этом диалоге в такой степени не заинтересованы.

- А как складываются ваши отношения с безпоповцами?

- У нас с ними еще меньше общего, чем с Московской Патриархией. Если и мы, и Русская Православная Церковь ожидаем Второго Пришествия Христова, то безпоповцы фактически ждут... прихода Антихриста. Вернее, даже и не ждут. Для них он давно пришел. Мы им говорим, что без священства, без таинств спасение невозможно. А они отвечают, что и таинства, и церковную иерархию уже упразднил Антихрист! Они убеждены, что Антихрист давно уже незримо правит миром... Какой же с ними может быть диалог?

- А как вы относитесь к единоверию (когда старообрядческие приходы находятся в каноническом подчинении у Московской Патриархии)?

- Отрицательно отношусь.

- Но все же есть ли такие сферы, где возможно сотрудничество Московской Патриархии и Древлеправославной Церкви?

- Есть. У нас сейчас общая беда - введение всякого рода "электронных документов" и ИНН (идентификационного номера налогоплательщика). Этому апокалиптическому явлению мы должны противостоять. Вместе.

- Что вы отвечаете своим прихожанам, когда они спрашивают у вас, принимать им или нет ИНН?

- Недавно мне в Новозыбков пришло письмо из налоговой инспекции, в котором от меня и от главного бухгалтера потребовали принятия ИНН, в противном случае грозили денежными штрафами. Я понял, что настало время окончательно определиться в этом вопросе. Обсудил со многими священниками эту проблему и 12 октября сего года направил от своего имени открытое письмо Президенту России. В нем, в частности, говорится: "Древлеправославные христиане... не против уплаты положенных налогов. Но по религиозным убеждениям мы решительно против ИНН. Ибо ИНН - это электронная "фамилия" человека. Он дается пожизненно, включается в мировую компьютерную сеть... ИНН обезличивает человека, это номер не паспорта, а самого человека. С принятием ИНН теряется Богодарованное достоинство человека как личности и от человека может отступить благодать Божия..." Такова позиция Русской Древлеправославной Церкви. Ее верные чада ИНН не примут. В создавшейся ситуации всем нам нужно молиться, чтобы Господь не попустил страшной напасти произойти в наши дни. Молиться о себе, чтобы не принять сначала "номер", а потом и "печать", чтобы не лишиться Царствия Небесного. Молиться о своих близких, чтобы и они не приняли ИНН...

Когда всем навяжут эти "номера", дьявол на этом не угомонится. И потащит еще дальше, через два или три порога - уже к самой "печати". Вы же видите, какими быстрыми темпами развивается электроника. А пока нас приучают ко всем этим "номерам", подготавливают для дальнейшего сползания в духовную бездну.

Я еще в детстве и юности об этом задумывался, как же дьявол сможет воцариться, посадить на трон Антихриста? И как люди допустят это беззаконие? Сейчас уже видно, как это может произойти. Войны, смуты, бедствия... Люди устанут от всего этого и захотят "порядка", который им и пообещает "отец лжи" - дьявол.

- Как случилось, что центр Русской Древлеправославной Церкви сейчас находится не в столице, а в провинциальном Новозыбкове?

- Наш духовно-административный центр всегда находился в Москве. Даже при Сталине мы удержались в столице. А при Хрущеве пришлось уезжать из Москвы. Уполномоченный сказал, что если мы не уберемся куда-нибудь подальше, то лишимся всех храмов... Пришлось срочно перебираться в Новозыбков.

- Как вы отнеслись к эпохальному для всей Православной России событию - прославлению в лике святых Государя-Мученика Николая II и Его Семьи?

- Никак.

- Кто-то из сильных мира сего наших дней связан корнями со старообрядчеством?

- Первый Президент России Борис Ельцин родом из традиционно-старообрядческого уральского села Будка. Я не знаю, как его крестили, но корни у него скорее всего старообрядческие.

- Какие недостатки в церковной жизни древлеправославия вы можете назвать?

- Нами почти не ведется миссионерская работа. Зато сектанты - иеговисты и прочие - очень активно уводят от нас тех людей, кто корнями связан со старообрядчеством, но еще не успел прийти в нашу Церковь.

- В нашей Русской Православной Церкви происходят многочисленные чудеса и знамения. Мироточат иконы, происходят исцеления... А бывают ли чудеса у современных старообрядцев?

- Чудеса есть, но мы их разучились замечать в обычной жизни. Мы смотрим на белый свет двумя глазами - разве это не Божье чудо? Ходим вертикально, на двух ногах. Это тоже чудо.

- Ну а все же чудеса в более привычном смысле слова у вас случаются?

- Да, бывают. Но сейчас я не могу припомнить какие-то конкретные случаи...

- Как Советская власть относилась к старообрядцам?

- Так же, как и ко всем православным. Закрывались наши храмы, верующих преследовали.

- Старообрядчество меняется под воздействием времени?

- Церковь - живой организм, и, конечно, происходят изменения. Но не меняются догматы, обряды. Я бы так сказал: Древлеправославная Церковь не застыла и не меняется…

Антон Жоголев 22.12.2000


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]