Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
05-08-2011 14:21
 
РПЦ МП по канонам не может принять в свое ведение Свято-Никольский храм в Ницце, считает клирик Русской архиепископии Константинопольского патриархата

На основании 17 правила Халкидонского собора, подтвержденного 25 правилом Трулльского собора, РПЦ МП не может принять в свое ведение Свято-Никольский храм в Ницце, считает клирик Русской архиепископии Константинопольского патриархата иеромонах Николай, чьи слова приводит в своем "Живом журнале" Даниил Струве. 

В первой части своего письма иеромонах Николай отмечает, что Российское государство было вправе выдвинуть претензии на владение Свято-Никольским собором в Ницце, а поскольку эти претензии столкнулись с несогласием пользователя, оно было также вправе обратиться к гражданскому суду. Так как суды первой и второй инстанции удовлетворили иск Российского государства, его следует признавать новым владельцем церковного здания, что не препятствует приходской ассоциации, пользующейся в настоящее время храмом, обратиться во все доступные ей судебные инстанции с целью аннулировать вынесенное решение.

Далее отец Николай ставит вопрос о том, что станет делать Российское государство со своим новым имуществом. Российская Федерация заявила, что не хочет вмешиваться в дела Церкви, но намерена передать право пользования Свято-Никольским храмом Московской патриархии. Но поскольку храм в Ницце в течение 80 лет состоял в бесспорном пользовании Русского Экзархата, а отношения между православными Церквами определяются не светскими процедурами, а каноническим правом, то нужно рассмотреть, имеет ли Московская патриархия право принять ответственность за храм с точки зрения церковных канонов.

Иеромонах Николай приводит следующий канонический разбор предстоящей передачи Свято-Никольского храма Московской патриархии:

"Учитывая,
1. что Свято-Никольский храм (называемый обыкновенно "собором", " cathédrale ") не является кафедральным собором в каноническом смысле этого слова, поскольку он никогда не являлся кафедрой правящего епископа или главным храмом епархии, и  что поэтому его следует рассматривать как обыкновенный приходской храм, настоятели которого, иногда в епископском сане (т.е. викарные, не правящие епископы) назначались архиепископами Русского Экзархата с кафедрой в Александро-Невском соборе в Париже,

2. что, даже если местонахождение храма – крупный город – отличает его от сельских или пригородных храмов, он тем не менее пользуется тем же, что они, статусом по отношению к кафедральному собору.

3. и что Русский Экзархат имел ниццкий приход в своем ведении в течение более тридцати лет бесспорно и безмятежно,

на основании 17-ого правила Халкидонского собора, подтвержденного 25-ым правилом Трулльского собора, можно, на мой взгляд, заключить, что Московская патриархия не обладает каноническим правом принять в свое ведение церковное здание, предлагаемое ей Российским государством.

17-ое правило Халкидонского собора. Приходы в каждой епархии - как в селах, так и за городом - должны неизменно пребывать под властью епископом, заведывающим ими - и в особенности, если, в продолжении тридцати лет, безспорно они имели их в своем ведении и управлении. Если же не более тридцати лет были, или возникнет о них какой-нибудь спор: то да будет позволено людям, почитающим себя обиженными, начать о том дело пред областным Собором. Если же кто-нибудь будет обижен своим митрополитом: да судится пред экзархом великой области, или пред Константинопольским престолом, как сказано выше. Но если город недавно построен царской властию, или будет позже построен: то распределение церковных приходов да следует гражданскому и земскому порядку.

25-ое правило Трулльского собора. Вместе со всеми прочими возобновляем и то правило (4 Вс. Собора прав. 17), которое заповедует, чтобы по каждой церкви приходы, сущие в селах или предградиях, неизменно оставались под властью правящих ими епископов, и наипаче, есть ли сии в продолжении тридцати лет безпорочно имели оные в своем ведении и управлении. Если же не далее тридцати лет был, или будет о них какой спор: то позволительно почитающим себя обиженными, начать о том дело пред областным собором ".

Иеромонах Николай особо подчеркивает, что его анализ не ставит своей целью усугубить страсти, но стремится побудить к размышлениям, чтобы, "отбросив бессмысленные судебные препирания, церковные стороны пришли к нахождению путей разумного сосуществования, восстановлению обоюдного доверия и единодушия". Это позволит сделать приход местом примирения, где будут находиться новые пути пастырского служения и осуществления христианской любви.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]