Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
31-05-2010 18:00
 
ДОКУМЕНТ: К проблеме раздела культурного наследия церковного происхождения. Выступление священника РПСЦ Алексия Лопатина на презентации книги Н.В.Понырко "Три жития - три жизни"

Преосвященнейший владыка, честные отцы, братие и сестры, дорогие друзья!

Я рад снова приветствовать вас в нашем храме. Чуть больше года прошло с презентации книги Елены Михайловны Юхименко, она за это время опубликовала еще одну книгу, но сегодня мы рады представить новую книгу Натальи Владимировны Понырко "Три жития - три жизни".

Об этой великолепной работе больше и лучше меня сегодня скажут коллеги Натальи Владимировны и наши квалифицированные читатели, которые уже успели с ней ознакомиться. Мне же хочется воспользоваться случаем и обратить внимание почтеннейшего собрания на некоторые неприятные обстоятельства, которые создают контрастный фон для нашей встречи. Я говорю о проблеме раздела культурного наследия церковного происхождения.

Ещё несколько лет назад мы наблюдали, как религиозные общины изгоняют из церковных зданий не только производственные или управляющие организации, но и научные коллективы, сберегающие нашу национальную историю и культуру. Один из последних примеров - ГИМ. Его окончательно выставили из помещений на территории Новодевичьего монастыря.

Но сегодня под угрозой уже сами музейные фонды. Из музеев извлекают и передают в пользование церковных общин уникальные реликвии нашего народа и христианской веры.

Старообрядческая Церковь, слава Богу, не участвует в начавшемся процессе передела музейных фондов. Хотя, если говорить откровенно, именно старообрядцы в 17 и последующие века приложили немало сил и средств для спасения традиционной церковной книжности и живописи. При этом Рябушинские. Морозовы, Рахмановы не были коллекционерами в современном понимании этого слова. Они сохраняли древнюю святыню для того, чтобы последующие поколения могли иметь перед собой чистый источник духовности, высокий образец церковного искусства. Тем не менее, мы не требуем на этом основании передать нам все дораскольные книги и иконы.

Дело Рябушинских, Морозовых, Рахмановых теперь продолжают российские музеи. К сожалению, церковная организация пока не имеет возможности обеспечить должное хранение культурных ценностей.

В то же время мы вправе ожидать от музейных работников должного благоговейного отношения к святыне, вверенной их попечению. Мы вправе надеяться, что и будучи на музейном хранении, особо чтимая святыня будет доступна для поклонения и почитания. Только так можно надеяться, что наши потомки смогут увидеть подлинные творения Андрея Рублева или Ивана Федорова. Логично также предположить, что те священные предметы, которые находятся на музейном хранении в запасниках и при этом не представляют выдающейся исторической или художественной ценности, было бы правильнее передать в те храмы, где условия хранения сравнимы с музейными.

К сожалению, опасность суеты вокруг нашего невосполнимого национального достояния пока ещё не очень осознается в обществе. Сегодня в религиозных кругах чрезмерно раздута ревность, о которой сказано, что она не по разуму. В дальнейшем ее раздувании, я думаю, заинтересованы только очень недальновидные или очень корыстные люди.

Противостоять этому можно и нужно. Для этого надо сохранять то чувство доверия и взаимопонимания, которые сложились в последние годы между старообрядцами и деятелями науки. Для этого нужно продолжать наши встречи. Нужно, чтобы выходили новые книги. Чтобы наши уважаемые ученые встречались с нами чаще. Чтобы эти встречи были бы плодотворны, чтобы мы могли искренне говорить научным работникам "Спаси Христос!"

Москва, храм св. Николы Чудотворца на Белорусской, 24 мая 2010 г. 


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]