Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
29-01-2010 18:04
 
РЕПОРТАЖ: Такие умные и такие бедные. Попытки клерикализации бизнеса чреваты экономической стагнацией. Заметки с круглого стола "Духовно-нравственные аспекты современного российского предпринимательства"

Круглый стол "Духовно-нравственные аспекты современного российского предпринимательства" прошел в усадьбе Лермонтовых "Середниково" в Московской области 24 января. Его организовали и провели президент российского отделения Международной лиги стратегического управления, генеральный директор Института экономических стратегий РАН Александр Агеев, заведующий сектором междисциплинарных исследований Института философии РАН Владимир Аршинов, публицист, исследователь современной истории России, специалист в области системного анализа Сергей Кара-Мурза, предприниматель, владелец усадьбы, помощник министра культуры РФ в 2006-08 годах Михаил Лермонтов, а организатором – Институт экономических стратегий РАН.

Во вступительном слове Александр Агеев призвал бизнес подумать, "как повысить критическую массу ответственного – не только социально, не только личностно, но и духовно – бизнеса, потому что безответственный бизнес и итоге кончается разными печалями: самоубийствами, болезнями, изменами партнёров, рэкетами, бандитизмом". Он обратил внимание на исследование Бориса Березовского, который "вырвал у России немного денег и теперь в них не нуждается", о русском и еврейском предпринимательстве, содержащем блоки о русских поговорках, понимании философии удачи: "Почему русские такие умные и такие бедные; и душевные, и бедные?.. Вы относитесь к везению, как к чему-то, от вас не зависящему: вот, сучится благодать – и повезло, бизнес пошёл. Но удача должна быть спроектирована нами изначально".

Полный тёзка великого русского поэта, Михаил Юрьевич Лермонтов, в своём приветствии попробовал задать иной вектор развития обсуждения, приведя в качестве идеального примера свою усадьбу, являющуюся национальным достоянием, но поддерживаемую частными средствами: "Сопряжение бизнеса, нашего нравственного представления об этом мире и принципов жизнеустройства – наверное, это и есть главная синергетическая задача. Как сделать так, чтобы наше представление о наших духовно-нравственных ценностях, о нашем божественном происхождении, о наших законах… бытия были применены к нашему жизнеустройству?"

В своём ключевом докладе Сергей Кара-Мурза, касаясь исторических аспектов бизнеса, подчёркивая его нравственные основы, напомнил, что в Средние века в Западной Европе предпринимательство было сословным и цеховым, "то есть оно всегда носило мессианский характер – не просто духовно-нравственный, а это был некоторый тип служения Богу или служения Дьяволу, но это всегда под собой имело идеал... Цех не был чисто экономическим предприятием. Под становлением бизнеса была сильнейшая религиозная платформа. Новую индустриальную цивилизацию создавали пуритане, то есть самая аскетическая секта протестантов".

В Японии, по словам Сергея Кара-Мурзы, осуществился "проект создания в конфуцианской культуре конфуцианского капитализма. В Японии был создан конфуцианский капитализм, который совершенно по-другому устроен, чем западный". Во второй половине XXвека успешную японскую экономическую модель пытались заимствовать в США: "В 60-70-е годы её изучали внимательно, пытались перенять – ничего не смогли перенять, потому что никак это в протестантскую среду американского предприятия невозможно было втиснуть".

Перейдя к корням российского предпринимательства, профессор Кара-Мурза отметил самобытность происхождения национального капитала, его независимость от западных источников: "В России русский капитализм базируется на общинных деньгах, которые старообрядческие общины собирали много лет, а потом конкретным людям давали – создавали отрасль русского капитализма старообрядческого… И Савва Морозов, и Третьяков, и Рябушинский – всё это старообрядческий капитал. В основном это был совершенно другой, чем импортированный финансовый западный промышленный капитал".

Закончив с историческими аспектами, Сергей Георгиевич поведал о возможностях возрождения отечественного бизнеса и имманентной связке его успеха с его легитимностью: "Сейчас мы должны понять, как возрождается российское предпринимательство - на какой основе, какие трансцендентные ценности под него подложены и куда эти ценности его ведут. Я бы сказал так: конечно, любой бизнес легитимируется в обществе, в народе, в нации, в истории двумя своими ипостасями: первая – это экономический успех (в экономике, в развитии, профессиональный), вторая – духовно-нравственный (какие ценности этим экономическим успехом он укрепил и куда повёл). Эту легитимность нельзя ни купить, ни силой заставить – это самосознание огромных масс людей. Бизнес должен знать, как он воспринимается в массе, – судьба его будет от этого зависеть в конце концов".

"В 1989-90 годах как формулировалась доктрина предпринимательства? – спросил выступавший самого себя. - Сразу, изначально пожертвовали духовно-нравственной стороной. Это предпринимательство создавалось как инструмент достижения чисто политической цели – разрушения империи зла". Задачей того времени было "разрушить устои и создать необратимость, чтобы они не могли снова срастись. В тени старых структур не может вырасти ничего хорошего – надо всё размолоть до пыли, а потом создавать. Это мышление фанатика религиозного. Тоже была идея трансцендентная. Фактически это предопределило родовую травму нового предпринимательства, потому что их создавали только с целью разрушения".

Отвечая на вопрос корреспондента "Портала-Credo.Ru" о границах и нормативах социальной ответственности бизнеса, докладчик пояснил, что культура – это всегда запреты, а бизнес должен всегда работать в рамках определённых культурных норм: "Есть пространство разрешённого, а есть вещи, которые нельзя делать. В 1990-е годы табу и запреты были сняты. Была декларирована отмена государственного патернализма" в рамках всего государства и социального, общественного патернализма в рамках отдельного предприятия. "Эти декларации совершенно недопустимы! – заявил профессор. - Аристотель ещё сказал: "Никакой режим не устоит, если он несправедлив, долгое время". Это императив. Надо определить, что понимается под справедливостью". Были сформулированы такие критерии справедливости, которые не нашли понимания в обществе.

Обсуждение доклада, другие краткие и слабо структурированные выступления, смешанные с тостами, делались за обеденным столом. Все высказывавшиеся были единодушны в необходимости государственного регулирования или хотя бы общественного контроля за предпринимательской деятельностью. Максимизация прибыли как основной мотив деятельности предпринимателя оказался за мрачной гардиной духовно-нравственных ограничений и предписаний. На бизнес навешивались различные социальные функции, которые неизменно должны были радикально снизить его эффективность, а значит сократить рабочие места и увеличить безработицу, снизить налоговые поступления в бюджет страны, уменьшить прибыли с последующим падением спроса и замедлением экономического роста, который и так едва-едва заметен в болоте кризиса.

Для участников круглого стола была организована экскурсия по усадьбе: экскурсовод обзорно показала ландшафт и некоторые постройки и достаточно подробно рассказала про интерьеры основного здания усадьбы. Мероприятие закончилось концертом классической музыки, в котором приняли участие студенты 3-го курса Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского - пианист и композитор Павел Солдатиков и скрипач Тихон Хренников-мл.

Сергей Бронин,
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]