Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
20-02-2009 17:15
 
АРХИВ: Обращения Освященного Собора Русской Истинно-Православной Церкви к епископам Дионисию и Иринею и переписка Архиепископа Тихона. К вопросу о возможном расколе в РИПЦ

17/30 октября 2008 года на Освященном Соборе Русской Истинно-Православной Церкви были приняты два Обращения к отсутствовавшим епископам Дионисию (Алферову) и Иринею (Клипенштейну): одно – от имени духовенства, второе – от имени мiрян, участвовавших в работе Освященного Собора. 

Позже стало известно, что в то время, когда в Одессе проходил Освященный Собор РИПЦ, еп. Дионисий приезжал в Одессу на встречу с еп. Агафангелом (Пашковским),перед которым он публично каялся и от своего имени и от имени еп. Иринея просил принять их в состав ВВЦУ РПЦЗ. На Соборе ВВЦУ РПЦЗ 5/18 ноября 2008 года еп. Агафангелом было сказано: "Я встречался с епископом РИПЦ Дионисием, выражающим также мнение единомысленного с ним епископа Иринея, которые, совместно с духовенством и своими приходами готовы воссоединиться с нами... Вопрос сейчас только в том, примем ли мы их как братьев и не будем ли неоправданно строги с теми, кто разорвал отношения с Синодом митрополита Лавра прежде нас". В сообщении в "Живом журнале" Митр. Агафангел 15 декабря 2008 г. заявил: "Владыки Дионисий и Ириней осознали неправду раскола РИПЦ и желают спасаться в нашей зарубежной Церкви".

Обращение от духовенства:

 

Возлюбленные во Христе отцы и Святители, Владыки Дионисий и Ириней, мир Вам!

 

С братской любовью обращаемся к Вам мы, участники Освященного Собора Русской Истинно-Православной Церкви. Наш долгожданный Собор проходил во граде Одессе с 25 по 31 октября сего года, мы все были рады увидеться и заключить друг друга в братские объятия. Но, к великому нашему прискорбию, мы уже вторицею не обретаем Вас и не имеем возможности принести Вам братские целования и получить Вашего благословения. Что за причина разделила нас с Вами? Уже полтора года Вы уклоняетесь от братского общения с нами и нашими архипастырями. Неужели это – признак утраты братской любви во Христе?

Мы не смеем Вас учить, но только взываем к Вам: дорогие святители Дионисий и Ириней! Вам дана благодать быть домостроителями Церкви Христовой. Столько дел еще предстоит сделать для нашей Матери – изстрадавшейся и истерзанной Русской Церкви. Господь послал Вас как делателей на жатву Свою. Но все добрые деяния совершаются соборно! "Что есть добро или что красно, но еже житии братии вкупе" – пишет святой псалмопевец царь Давид. Ныне Истинная Церковь Русская соборно совершает прославление Святых Своих, трудами, потом и кровью которых Она, Невеста Христова, несмотря на жестокие гонения, устроялась, и силою Великого Бога выжила, и дожила до Своего Первого Собора! Слава Господу за все!

Также Святая Церковь прославляет в лике Святых выдающегося Святителя, Митрополита Филарета, который много трудов положил для устроения Истинной Церкви Христовой в России и в разсеянии.

Вот – достойные примеры для подражания нам всем!

Как град, стоящий вверху горы не может укрыться, так и Вы, Архиереи Божии, находитесь на виду у всей Богом спасаемой паствы! Покажите же нам пример братской любви во Христе в союзе мира! И да просветится свет Ваш пред нами, да видя Ваши добрые дела, все прославим Отца нашего Небесного!

С любовию во Христе и надеждой на понимание

участники Освященного Собора РИПЦ

град Одесса

 

17/30 октября 2008 года,

Прав. Лазаря Четверодневного, Еп. Китийского

 

 

 

Обращение от мирян:

 

Дорогие о Господе Владыки Дионисий и Ириней!

 

Мы, участники Освященного Собора, проходившего в богоспасаемом граде Одессе с 25 по 31 октября 2008 года, надеялись и очень ждали увидеть Вас в одном ряду с Владыками Тихоном, Вениамином и Гермогеном, надеялись молиться вместе с Вами на Божественных службах, слышать Ваши душеполезные поучения…

Как горько, что мы так и не дождались Вас на нашем всецерковном торжестве. А поверьте, это было действительно – торжество!

Деяния нашего Собора трудно переоценить. Это, прежде всего – давно ожидаемое прославление в лике святых Святителя Филарета (Вознесенского), 3-го Первоиерарха РПЦЗ, и наших Отцов-Исповедников Катакомбной Церкви. Это – принятие Положения о РИПЦ. Это и выработка четкого и ясного Исповедания нашей Веры, и нашего отношения к иным неофициальным православным юрисдикциям.

Но главное достоинство Освященного Собора в том, что в одном месте собрались клирики, монашествующие и мiряне из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Франции, Канады, Англии, Сербии и Греции, и мы тем самым единомысленно исповедали единство нашей Церкви.

Надо ли напоминать Вам, что Истинное Православие переживает не лучшие времена, что сейчас каждый воин Христов на счету?

Дорогие Владыки! От Ваших действий ныне зависит не только спасение Ваших собственных душ, но и душ Ваших пасомых! Мы призываем Вас проявить архипастырскую мудрость и приложить все усилия для сохранения мира и единства в нашей родной Русской Истинно-Православной Церкви. Дерзаем напомнить Вам, что, по слову Свт. Киприана Карфагенского, епископ до тех пор имеет власть епископства, пока он согласуется со всеми другими епископами.

Искренне любящие Вас участники Освященного Собора.

 

17/30 октября 2008 года,

Прав. Лазаря Четверодневного, Еп. Китийского

 

 

 

 

* * *

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

1. Письмо Архиепископа Тихона епископу Иринею от 30 августа/12 сентября 2007 г.:

 

Ваше Преосвященство, дорогой о Господе Владыка Ириней!

Христос посреде нас!

Примите мои сердечные братские поздравления с праздником Свщмч. Иринея Лионского, память которого наша Св. Церковь отмечала 23 августа/5 сентября. Его молитвами и заступничеством да поможет Вам Милосердный Господь устоять в Истине и обрести спасение в вечности.

Хотел поздравить Вас лично во время моего визита на Украину, длившегося с 24 августа по 7 сентября с.г. Но, к сожалению, Ваше путешествие через Украину, совпавшее с моим пребыванием там же, прошло мимо моего недостоинства.

Очень признателен Вам за доклад. Получил я его, правда, уже только по возвращении в Омск несколько дней назад. Честно признаюсь, несколько удивлен был фактом Вашего визита к еп. Агафангелу. Я все же пока Председатель Синода и надеюсь в дальнейшем узнавать о таких вещах не в последнюю очередь. Кроме того, несогласованность действий по таким ответственным межцерковным контактам может привести к неожиданным и противоположным результатам, от чего Церкви не только не будет пользы, но наоборот – урон. Поэтому я очень надеюсь на понимание с Вашей стороны и по-братски прошу Вас в будущем без согласования со мной или с Архиерейским Синодом подобных действий самостоятельно не предпринимать.

Хочу проинформировать Вас, что с моей стороны были предприняты максимальные дипломатические усилия, чтобы Синоды Митр. Киприана, Митр. Власия и Еп. Фотия отказались от помощи в епископских хиротониях кандидатов еп. Агафангела, а также чтобы они повлияли на него относительно диалога с РИПЦ. К сожалению, еп. Агафангел такого диалога не желает, однако вынужден идти на уступку Синодам Греции, Румынии и Болгарии. Все его ответы – это не поиск диалога с нами, а формальные отписки для старостильников, чтобы они окончательно не отвернулись от него. С нами он соглашается вести переговоры не по доброй воле, а по принуждению Старостильных Церквей, от которых он все же до сих пор надеется получить помощь в хиротониях и воссоздании своего Синода, где он был бы митрополитом. Сам он этого сделать не может, потому и вынужден оглядываться на старостильников. И если бы они пошли на такой шаг, то еп. Агафангел не стал бы ждать какого-то общего Собора, а нарукополагал бы всех, кого посчитал нужным.

При дипломатическом посредничестве старостильных Синодов мы договорились с еп. Агафангелом о встрече в Софии, в присутствии Епископа Фотия Триадицкого. Я предложил Вл. Фотию провести такую встречу после нашего Воронежского Совещания (предположительно в ноябре, спешку в этом надо исключить), с чем всесогласились. Через Вл. Фотия было получено и согласие от еп. Агафангела.

Нами выработана принципиальная позиция, с которой соглашались не только Болгары и Греки, но, скрепя сердце, понемногу начинал соглашаться и сам еп. Агафангел.

Представьте, каково же было мое удивление, когда я неожиданно для себя вдруг узнал, что не согласовав ничего ни с Архиерейским Синодом, ни со мной как Председателем Синода, два наших собрата-епископа сами начинают вести переговоры с еп. Агафангелом. Причем, члены нашего Синода заранее не были оповещены об этом, а причины и темы обсуждений с главой канонически неоформившейся (иначе самопровозглашенное ВВЦУ назвать не могу) группой, причем враждебной по отношению к РИПЦ, мне и другим архиереям остались совершенно неизвестными.

Если такая несогласованность будет продолжаться и далее, то под угрозой провала окажутся вся наша кропотливая работа, все наши дипломатические усилия, в результате которых еп. Агафангел постепенно начал идти на уступки при посреднической помощи Синодов Греции, Румынии и Болгарии. Изменение его позиции в отношении нас на более (по крайней мере – внешне) миролюбивую было настолько очевидно, что это отметили многие внешние наблюдатели, те, кто с живым интересом следит за этим процессом.

Увидев же нашу несогласованность и, соответственно, слабость, еп. Агафангел теперь понял, что с нами можно особо не церемониться, и его последний ответ имел уже явно хамский и ультимативный характер.

Дорогой Владыка Ириней! Я не знаю, насколько убедительна причина, указанная в Вашем отчете, которая побудила Вас предпринять такой поспешный шаг, не согласовав его со мной и другими членами Архиерейского Синода, но Ваш поступок для многих стал причиной соблазна и кривотолков (как среди духовенства и паствы Одесской Епархии, так и среди архиереев). Ведь Вы знали, что по благословению Синода я занимаюсь этим вопросом давно и серьезно. Очень надеюсь, что Вами двигало искреннее желание внести упорядоченность в отношенияхмежду членами зарубежной паствы, и Вы посчитали это достаточно веской причиной. Но что сделано, то сделано. Судить я никого не собираюсь. Однако очень прошу Вас, как собрата и члена Архиерейского Синода, впредь все подобные действия предпринимать после детального обсуждения и согласования со мной и другимиАрхиереями нашего Синода. Иначе нас неизбежно постигнет участь "мансонвилльского синода" с его "балагановщиной" и "пивоваровщиной". Все предыдущие и последующие расколы в их среде должны быть для нас наглядным уроком. Упаси Боже нас от такой участи!

И все же, несмотря на некоторые недоумения, я благодарен Вам за честный и откровенный доклад. Спаси Вас Христос!

Особенно меня обнадежило то, что Вы трезво оцениваете ситуацию и что тоже заметили, что, к сожалению, еп. Агафангел, как Вы пишете: "Не придаёт какого-либо значения евхаристическому общению, главное, – это человеческие отношения. Он по-прежнему высокомерно и оскорбительно отзывается о Владыке Митрополите Виталии и Владыке Лазаре. Шесть лет с Лавром он не считает ошибкой и тем более грехом".

Хотя при краткой встрече с вл. Дионисием в Москве от него я услышал несколько отличное от Вашего мнение о еп. Агафангеле. Владыка высказал его, передав мне вкратце содержаниеего личного телефонного разговора с еп. Агафангелом. Но это уже другой вопрос.

Поэтому Ваше наблюдение при личном контакте с еп. Агафангелом более ценно, ибо этот вопрос очень принципиален. Мы не можем сдавать свои позиции в угоду амбициям и тщеславию человека, предавшего и Архиеп. Лазаря, и Митр. Виталия, и голос которого оказался решающим при избрании архиеп. Лавра, а соответственно и "нового курса" на унию с МП. Если бы еп. Агафангел тогда не проголосовал за архиеп. Лавра, вся история РПЦЗ могла бы пойти совершенно иным путем. И это необходимо помнить. Объединение Церкви возможно только на основе Истины, а не на основе лжи и предательства. Это принципиальный момент, иначе мы построим домик на песке, который развалится при первом же дуновении ветра. Да не будет так!

Кроме того, нужно правильно расставить акценты в будущем возможном диалоге с еп. Агафангелом. Я имею в виду тот момент, что не мы стремимся объединяться с ним и его последователями (как он об этом заявляет), а мы помогаем всем клирикам и мирянам РПЦЗ, находящимся и под нашим омофором, и под его управлением, отошедшим от униатов, избежать разъединенности, по возможности восстановив для них Архиерейский Синод. Конечно, это надо делать в канонических рамках, исключительно соборными усилиями. В этом вся сложность – тщательно подготовить это Собрание верных.

Если будет так, то пусть и не сразу, но ищущие Истину пойдут за нами, а ищущие иного отойдут. Нам же необходимо побольше уповать на Волю Божию, а не на наши немощные усилия. Что невозможно человекам, то возможно Богу. Поэтому не стоит забегать вперед,излишне суетиться,куда-то торопиться и тем более действовать по страстям. Господь Промыслитель расставит все по своим местам. Нам же нужно сообща и в согласии делать свое дело – искренне, нелицемерно, со смирением, покаянием и послушанием служить Господу и Его Св. Церкви. Если будем к этому стремиться, то все наши промахи и мелкие ошибки Господь покроет, и всё, желанное нами и необходимое для Церкви, приложится. И главное, оставаться верными тому прямому пути, на который нас, грешных и недостойных, избрал Господь. Тому пути, который завещали нам Старец-Митрополит Виталий и наш Авва Владыка Лазарь. Если мы отступим от него, капитулируем, пойдем на уступки и компромиссы в столь серьезном и ответственном вопросе, то погибнем и сами, и других погубим.

Здесь особо хочу подчеркнуть, что возродить РПЦЗ путем предательства и развала РИПЦ никому не удастся. Это ложный путь, который идущих по нему неизбежно приведет к краху и погибели. Наша Церковь омыта кровью Новомучеников и Исповедников Российских, не будем забывать об этом.

В этом отношении меня обнадежило то, что после встречи с еп. Агафангелом Вы "своим прихожанам в Европе пока не благословляете общаться" с ним. Спаси Господи, хотя и этот вопрос надо хорошенько исследовать, обсудить между нами и тогда, может быть, внести какие-то коррективы, еслиСинодсочтет необходимым.

Дорогой Владыко Ириней! Несмотря на возникающие иногда частные разногласия и недопонимания между нами как людьми (а все мы живые люди, и у каждого из нас есть свои немощи и недостатки, аз первый грешен есмь), я все же верю и уповаю, что ничто частное, личное, человеческое, земное никогда не сможет уничтожить главного – нашего Духовного Единства. Как и прежде, я с искренней любовью и уважением отношусь к Вам, как к собрату и сослужителю у Святого Алтаря Господня. Господь всех нас призвал через нашего дорогого Авву, Владыку Лазаря к очень ответственному и нелегкому служению. Все эти годы мы рука об руку шли вместе, претерпев трудности и испытания, клеветы и поношения. Казалось, человеческими силами не устоять. Но мы устояли, ибо хранили в своих сердцах и между собой главное – мир, совет, любовь и единство. Шли со смирением, покаянием и послушанием. Этот путь – путь нашего спасения. И я надеюсь, этот путь и далее вместе пройти до конца, какие бы препятствия ни возникали. Уверен, в этом мы с Вами единомысленны. А это главное.

Если же я по своим немощам вольно или невольно когда-либо обидел или огорчил Вас, испрашиваю у Вас прощения. Со своей стороны и Вас прощаю, если когда-либо и Вы меня вольно или невольно огорчили. Господь учит нас прощать и жить в мире и любви.

Дай Господи, сил нам, дабы стать достойными Твоими учениками!

Дорогой Владыка! Прошу Васпо возвращении из Западной Европы созвониться со мною, ибо есть очень важные вопросы, которые я не решаюсь оглашать через Интернет, и я хотел бы встретиться с Вами лично и обсудить эти вопросы. Возможен ли Ваш приезд в Омск?

Надеюсь на Ваше понимание, поддержку и участие.

Еще раз испрашиваю прощения за все.

Прошу Ваших молитв за мое недостоинство.

С любовью о Господе,

искренне Ваш

+ Архиепископ Тихон

 

 

 

 

 

 

 

2. Письмо Архиепископа Тихона всем членам Архиерейского Синода от 27 сентября/10 октября 2007 г.

 

Ваши Преосвященства, Преосвященнейшие Владыки! Христос посреде нас!

Одним из важных вопросов, который предстоит разрешить всем нам на Всероссийском Совещании в Воронеже, является отношение РИПЦ к группе еп. Агафангела (Пашковского) и к созданному им "ВВЦУ". От того, насколько согласованной будет наша позиция по этому вопросу, зависят результаты начатого нами диалога с еп. Агафангелом. Если каждый из нас будет действовать порознь, предпринимая какие-то шаги на свой собственный страх и риск, никаких положительных результатов мы не достигнем, только посеем недоверие друг ко другу и разбалансируем ситуацию не только внутри Синода, но и во всей РИПЦ – на радость всем нашим недругам.

Позвольте изложить Вам свое понимание данной проблемы, как она мне видится, исходя из интересов нашей Церкви. Простите, если какие-то мысли письменно или устно я Вам уже излагал, и получится небольшое повторение.

Идею диалога с еп. Агафангелом, высказанную впервые еп. Дионисием, я искренне поддержал одним из первых, поддерживаю ее и сейчас, и со своей стороны сделал все от меня зависящее, чтобы Обращение от имени РИПЦ к еп. Агафангелу состоялось.

Как Вы помните, Синод поручил мне как Председателю заниматься этим вопросом в межсинодальный период. Мною были предприняты дипломатические усилия по привлечению в качестве посредников в диалоге с еп. Агафангелом Синодов Греции, Румынии и Болгарии, которые согласились на это, и в свою очередь обратились к еп. Агафангелу с аналогичным призывом. Позвольте пояснить еще раз, почему, на мой взгляд, необходимо было прибегнуть к посредничеству предстоятелей старостильных Церквей.

Период после подписания унии синодом м. Лавра был очень напряженным. Как Вы помните, Митрополит Власий официально обратился к еп. А.Пашковскому с предложением помочь ему в рукоположении новых епископов. Ясно, что без согласия Митр. Киприана и его Синода сам Митр. Власий такое предложение еп. Агафангелу не сделал бы. После этого обращения еп. Агафангел почувствовал себя слишком уверенно, и опубликовал несколько откровенно грубых и враждебных заявлений в адрес РИПЦ. Поэтому переписка с главами Греческой, Румынской и Болгарской старостильных Церквей потребовала особенно много сил и времени. Скажу прямо, это было непросто, но, кажется, милостью Божией кризис удалось предотвратить. Если бы они вмешались в дела Русской Церкви и совершили поспешные хиротонии, то это привело бы к трагическим результатам. Негативные последствия такого неканонического вмешательства во внутреннюю жизнь Поместной Русской Церкви невозможно было бы преодолеть в ближайшие десятилетия как минимум. Это сугубо Русский вопрос, который мы сами должны разрешить внутри Русской Церкви. Другое дело, если бы не было канонических русских епископов, которые могут и должны восстановить канонический епископат Заграницей. Тогда зарубежному духовенству можно было бы обратиться за помощью к другим поместным Церквям. Только в таком случае, по моему глубокому убеждению, хиротонии, предложенные греческим и румынским Синодами, были бы законны и каноничны.

Есть ряд вопросов, которые мы пока не озвучили публично. Они принципиальны, поэтому нам нельзя закрывать на них глаза. Считаю, что мы должны их обсудить, чтобы прийти к согласованному общему мнению. Это, в первую очередь, неканоническое происхождение "ВВЦУ", независимо от того, кто стоит или стоял бы за этой аббревиатурой. Даже если бы под шапкой "ВВЦУ" стояла подпись не еп. А.Пашковского, а кого-то другого, само это новообразование не стало бы от этого каноничным. Эту мысль я поясню ниже.

Вопрос важный, но насколько готовы это понять те клирики, которые пошли за еп. Агафангелом? Тем не менее, мы пошли на максимальную икономию в наших отношениях с еп. А.Пашковским, предложив ему открытый и равночестный диалог. Как Вы знаете, в ответ сначала мы получили дерзкое заявление "Я не ставлю своей целью объединение осколков православия" от 9 июня 2007 г., где фактически было отвергнуто наше предложение о диалоге, а затем, после обращения старостильных Синодов Греции, Румынии и Болгарии, еп. Агафангел выдвинул ультиматум о самороспуске нашего Синода.

Несмотря на это, думаю, какая-то надежда на диалог есть: Митрополиты Киприан и Власий, по нашему предложению, благословили Епископу Фотию Болгарскому стать посредником в этом диалоге. Со своей стороны Вл. Фотий предложил нам встретиться у него в Софии, в Болгарии, чтобы на нейтральной территории провести наш первый разговор. Это хорошее предложение, на которое я откликнулся, тем более что ранее я сам предложил Вл. Фотию выступить свидетелем и посредником в таком диалоге. Это важно, на мой взгляд, потому, что присутствие нейтрального и авторитетного посредника и свидетеля хоть в какой-то степени защитит нас от фальсификации и искажения переговорного процесса и самих итогов переговоров. Известно, что еп. Агафангел часто меняет свое мнение... Это приходится учитывать, поскольку мы уже имеем горький опыт. Шельмование нас и нашей Церкви, продолжавшееся все эти годы и не прекратившееся доныне, убеждают нас, что без посредника в таком деле обойтись нельзя. Подтверждают это и события последних месяцев: мы первые выступили с призывом к диалогу, между тем, дело это было перевернуто еп. А.Пашковским и его окружением так, будто именно они предложили нам диалог, а мы его всячески тормозим...

В письме-ответе главам трех старостильных Синодов на их Обращение ко мне и к еп. Агафангелу я как мог, дипломатическим языком попытался изложить позицию нашей Церкви.

Поэтому, повторюсь, по окончании III-го Всероссийского Совещания архиереев, духовенства и мирян в Воронеже, у нас запланирована встреча с еп. Агафангелом в Софии, при посредничестве Предстоятеля Болгарской Старостильной Церкви Преосвященного Еп. Фотия Триадицкого.

Каковы, вкратце, итоги всего этого "романа в письмах", как выразился недавно в своем письме Вл. Ириней?

Итог такой, что если первая реакция еп. А.Пашковского на наше предложение о диалоге была откровенно враждебной (чего стоит, например, его заявление, повторно ныне перепечатанное Магеровским: "Я убежден, мы можем принимать в нашу Церковь представителей РИПЦ только через покаяние и в том состоянии, в котором они находились на момент откола от РПЦЗ". "РИПЦ не имеет своего традиционного духовного наследия, кроме опыта жизни в расколе, начиная с 2001 года"), то после отказа старостильных Синодов Греции, Румынии и Болгарии хиротонисать ему епископов он вынужден был несколько "смягчить" и скрыть, по крайней мере официально, свое отношение к РИПЦ. В то же время, в интернете еп. Агафангел не перестает хулить РИПЦ, называя нас "расколом", а наш Архиерейский Синод – "самочинным сборищем". И эти "резкие выпады" с его стороны никогда не прекращались. Кроме того, не приняв предложения о равноправном диалоге, еп. Агафангел выдвинул ультиматум о самороспуске Архиерейского Синода РИПЦ и "возвращении к Архиерейскому Совещанию" в составе его "ВВЦУ". Также еп. Агафангел не прекращает настаивать на необходимости покаяния архиереев и духовенства РИПЦ за "семилетнее пребывание в расколе".

От Вл. Иринея и от Вл. Дионисия прозвучали заверения, к сожалению документально не подтверждаемые, будто бы еп. Агафангел, хотя и против нашего Синода, но не против совместного Собора… Вл. Ириней изложил это в письме, присланном им из Франции (хотя несколько раньше, сразу после встречи с еп. А.Пашковским в Одессе, Вл. Ириней присылал письмо с несколько иным объяснением позиции еп. А.Пашковского; это письмо прилагаю). Вл. Дионисий устно рассказал мне о своем телефонном звонке еп. Агафангелу. Однако, сам еп. Агафангел 1 октября с.г. заявил: "Я считаю РИПЦ расколом. О приеме из раскола говорят многие церковные каноны. Совместный же Собор с раскольниками, естественно, невозможен". Несколько ранее, 28 сентября с.г. он также заявил: "Никакая РИПЦ на основании Указа №362 существовать не может. Синод РИПЦ это не местный Собор, а самочинное сборище". Все это опубликовано на сайте Магеровского и представлено на всеобщее обозрение. Хочу обратить внимание, что эти заявления сделаны еп. А.Пашковским уже после переговоров с ним Вл. Иринея и Вл. Дионисия, которые состоялись, соответственно, 4 и 5 сентября.

Считаю, что требование еп. А.Пашковского распустить Синод РИПЦ и войти через покаяние в состав его "ВВЦУ" на правах "автономного Совещания" неприемлемо. Кроме того, вышеприведенные высказывания (и им подобные, их довольно много) оскорбительны, и никак не подтверждают его согласия на равночестный диалог с РИПЦ. Скорее, под давлением греков, румын и болгар он вынужден маневрировать, но, по-видимому, не более того. Об этом свидетельствует и то, что прощение у "представителей РИПЦ" он попросил в письме к грекам, а не к нам. Мы же, на самом деле, никаких писем от него не получали. Были лишь его демонстративные заявления в интернете, но ни электронной почтой, ни обычной почтой ни ко мне, ни к кому другому из наших архиереев прислано ничего не было. А это свидетельствует о том, что еп. Агафангел в действительности ведет вынужденную игру на публику. В первую очередь это игра перед старостильниками (от которых он до сих пор в обход РИПЦ надеется получить архиерейские хиротонии), а не реальное желание нашего единства. Как этого можно не видеть, не понимаю.

Своими неоднократными оскорбительными высказываниями в адрес РИПЦ, в том числе и последними, еп. Агафангел сам ставит под вопрос возможность диалога. Поэтому правильнее будет, чтобы архиереи, духовенство и миряне РИПЦ соборно выразили свое мнение по этому вопросу на Совещании в Воронеже, после чего Синод и примет окончательное решение.

Повторюсь, я по-прежнему думаю, что диалог с еп. Агафангелом все еще возможен, но только на твердых и принципиальных позициях, соборно выработанных всей нашей Церковью, с учетом мнения духовенства и мирян, а не в тесном кругу только архиереев. Уже сегодня есть клирики, недовольные тем, что мы обратились к еп. А.Пашковскому с предложением объединиться с РИПЦ. Есть опасность, что вместо единства с еп. Агафангелом и его группой мы можем получить раскол в самой нашей Церкви. Нужно ли нам такое "единство"? Вопрос объединения с еп. А.Пашковским является спорным и очень непростым. Он нуждается в серьезном и всестороннем обсуждении, чтобы поспешное принятие решения не вылилось в предательство Истинной Церкви. Предательство РИПЦ и всего нашего семилетнего стояния за Истину и церковную правду в угоду амбициям еп. Агафангела недопустимо.

Так считаю не только я, но и члены нашего Архиерейского Синода Вл. Вениамин и Вл. Гермоген, а также многие клирики и миряне РИПЦ, о чем свидетельствуют их письма и телефонные звонки к нам.

Теперь вкратце о нашей позиции, как я ее вижу. Здесь есть несколько аспектов.

Первый: наша (то есть РИПЦ как канонической наследницы Катакомбной Церкви) единственная цель в отношении Зарубежной Церкви была и остается прежней – помочь остаткам РПЦЗ не рассыпаться, сорганизоваться и восстановить свой КАНОНИЧЕСКИЙ епископат. Дальнейшее наше существование, каким его видел Владыка Лазарь: мы две равночестные части единой Поместной Российской Церкви, на Родине и За рубежом. На мой взгляд, это единственный приемлемый путь, по которому Русская Церковь может идти дальше в условиях апостасии.

К тому же, это путь, каким его видел не только Вл. Лазарь. Это путь, предусмотренный еще Указом Св. Патр. Тихона № 362 и благословленный последним законным Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Виталием в его Распоряжении-Завещании от 26 февраля/11 марта 2002 г. То есть, повторюсь еще раз: этот путь – сосуществование двух самоуправляющихся и равноправных Архиерейских Синодов – в России и Заграницей. Не "автономия" Церкви на Родине в составе Зарубежной Церкви, как этого требует еп. Агафангел, а две равночестные ветви единой поместной Российской Церкви. Обе ветви (РИПЦ и РПЦЗ) при разных церковных администрациях могут быть объединены общим Собором, который, в случае необходимости, может соборно избрать и единого Первоиерарха для обеих частей Церкви – Российской и Зарубежной. В истории Русской Церкви так уже было при Свв. Патр. Тихоне и Митр. Петре, когда в России и За рубежом действовали независимые друг от друга церковные администрации, сохраняя при этом каноническое и евхаристическое единство. Такой принцип церковного управления следует из Указа Св. Патр. Тихона № 362, на котором зиждется канонический фундамент и РПЦЗ, и РИПЦ. Именно такой принцип был указан нам и Митрополитом Виталием в его Распоряжении-Завещании от 26 февраля/11 марта 2002 г. Напомню, что еп. Агафангел в это время был не с Митр. Виталием, предав его на Соборе в Нью-Йорке...

Этот же принцип, может быть по примеру Митр. Виталия, в 2003 г. взяла за основу своего внутреннего канонического устройства ИПЦ Греции под предстоятельством Блаженнейшего Архиепископа Афинского Хризостома II (Киосиоса).

Как известно, своим Распоряжением Архиепископ Хризостом, как и Митр. Виталий, даровал Американской Митрополии самоуправление в отношении всех пастырских и административных дел, возложив эти обязанности на параллельный Синод американских епископов ИПЦ Греции.

Такое Распоряжение было принято в связи с отдаленностью американских епархий и приходов от Греции, усложнявшей не только их сообщение с Синодом на Родине, но и полноценное управление церковной жизнью. Отныне Митрополит Американский является председателем местного Синода, в состав которого должно входить не менее трех членов. В то же время Американская Старостильная Церковь остается в каноническом и евхаристическом единстве с ИПЦ Греции, а общим, высшим органом церковной власти для обеих ветвей Церкви является совместный Собор под председательством Блаженнейшего Архиепископа Хризостома II Афинского и всея Эллады. Именно по такому принципу замышлял обустройство и Русской Православной Церкви ее законный Первоиерарх Старец-Митрополит Виталий, издавший историческое Распоряжение о создании Архиерейского Синода РИПЦ на Родине, который по его мудрому замыслу должен бы быть в братском общении с Синодом РПЦЗ. Однако, как известно, группа В.Жукова, В.Целищева и А.Орлова (ныне расколовшаяся уже на четыре враждующие группировки), воспользовавшись тяжелым состоянием здоровья Владыки-Митрополита, пыталась воспрепятствовать этому, оклеветав Российских Преосвященных Архиеп. Лазаря и Еп. Вениамина. Разорвав с ними канонические общение, эта группа церковных узурпаторов обвинила Первоиерарха в "единоличном принятии решения" и потребовала от него отказаться от принятого ранее решения.

Несмотря на все испытания и скорби, в соответствии с Распоряжением Первоиерарха РПЦ Митрополита Виталия, по соборному решению II-го Всероссийского Совещания архиереев, духовенства и мирян РИПЦ, состоявшегося в Воронеже, был создан и по сей день полноценно функционирует Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви как "малый постоянно действующий собор" (дословно с греческого слово synodos означает собрание, собор). РИПЦ, являясь канонической наследницей Катакомбной Церкви на Родине, восстановившей собственную иерархию и церковное управление при братской помощи РПЦЗ, исповедует последнюю своей Церковью-Сестрой. Именно на таком твердом исповедании нам и видится возможный диалог с еп. Агафангелом и построение отношений с РПЦЗ.

Ни о каком роспуске Синода и "возврате" к Совещанию и речи быть не может. Поэтому, убежден, в основе возможного объединения должны лежать Указ Св. Патр. Тихона № 362 и Распоряжение Митр. Виталия от 26 февраля/11 марта 2002 г.

Второй аспект – это сам еп. А.Пашковский. Здесь ситуация несколько иная, т.к. он все же находится не за границей, а в России. Он однозначно должен или войти в состав Синода РИПЦ, или, если у него есть желание, быть епископом Зарубежной Церкви с пребыванием за рубежом России, это его право. Ибо двух Русских Церквей в России быть не может, иначе это вновь приведет к дестабилизации ситуации, как это уже - увы! – было во все постперестроечные годы в России. Да и канонически это недопустимо. Думаю, что если кто-то из архиереев РИПЦ пожелает переехать жить и служить за границу, если его там пожелают принять зарубежные духовенство и паства, это его полное право. Но в таком случае, конечно, он также должен жить и служить только за границей. В частности, если кто-то из наших архиереев пожелает считать себя членом Зарубежной Церкви, пусть будет так, только нужно выполнять вышеуказанные условия. Наша задача помочь РПЦЗ в Ее восстановлении. Поэтому, если для этого будет необходим переезд заграницу кого-то из наших архиереев, это вполне приемлемо и допустимо.

Считаю, что если еп. Агафангел пойдет на объединение, то наш Архиерейский Синод по соборном обсуждении и принятии соответствующего решения может помочь ему в архиерейских хиротониях для зарубежья и восстановления Заграничного Синода.

Аспект третий: "ВВЦУ" еп. Агафангела неканонично само по себе. В диалоге с ним это тоже необходимо учитывать.

Пункт 2-й Указа Св. Патр. Тихона № 362 гласит: если "Высшее Церковное управление во главе со Св. Патриархом прекратит свою деятельность, Епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях (в виде ли Временного Высшего Церковного Правительства или митрополичьего округа или еще иначе)".

Согласно этому пункту, еп. Агафангел обязан войти "в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях". В данном случае такими Архиереями "соседних епархий" являются Архиереи РИПЦ. Поэтому еп. Агафангел, с целью восстановления канонического церковного управления Заграницей, должен был обратиться за помощью к Архиереям РИПЦ. Понимая, что такого обращения со стороны еп. Агафангела не будет, архиереи РИПЦ сами протянули ему руку помощи, обратившись к еп. Агафангелу с предложением о диалоге и примирении, проявив, таким образом, икономию. Однако еп. Агафангел, в нарушение п. 2 Указа Св. Патр. Тихона, до сего дня отказывается от такого предложения, ища помощи не у соседних Епархий Русской Церкви, а у других поместных Церквей, которые в данном случае не имеют права вмешиваться во внутренние дела Русской Церкви. Кроме того, в Указе № 362 речь идет о старшем по сану епархиальном архиерее, который берет на себя полномочия по организации временной "Высшей Церковной Власти". Как известно, о создании "ВВЦУ" было заявлено в опубликованном в интернете Заявлении Еп. Даниила, который не имел на это канонических полномочий, поскольку он викарный, а не епархиальный архиерей. Тем более, викарный архиерей не имел права передавать свои "полномочия" архиерею епархиальному, т.е. Еп. Агафангелу, как это было объявлено в Заявлении Еп. Даниила. Я уже не говорю о том, что вскоре само это Заявление Еп. Даниил объявил фальшивым, вытребованным у него нечестным путем. Вот на такой "канонической" почве стоит "ВВЦУ". Это не казуистика, и мы должны это учитывать и говорить об этом открыто и прямо, тем более что сам еп. Агафангел многократно заявлял и заявляет о так называемой "неканоничности" Синода РИПЦ.

Еще один немаловажный аспект – семилетнее пребывание еп. Агафангела в апостасирующем синоде митр. Лавра. Полагаю, что мы не сможем быть с ним одной Церковью, если еп. Агафангел публично не принесет покаяния за ряд своих поступков, совершенных за эти семь лет. Иначе мы просто перечеркнем все то, на чем мы строили свой собственный церковный дом, а это чревато серьезными внутренними потрясениями в дальнейшем. Кроме того, нам необходимо наконец-то соборно выработать четкую экклезиологическую позицию и на ее основе вести дальнейшие контакты как с группой еп. Агафангела, так и с греческими старостильниками, ибо и по этому вопросу у нас пока нет единого мнения.

Таково мое личное мнение, которое я довожу до Архиерейского Синода и намерен предложить III-му Всероссийскому Совещанию архиереев, духовенства и мирян.

Считаю, что вопросы переговоров и дальнейшей судьбы РИПЦ должно решать не кулуарно, в кругу одних лишь архиереев, но Соборно, с открытым и честным обсуждением клиром и мирянами нашей Церкви, и с обязательным учетом их мнения. Окончательно же этот вопрос полномочен решить только Освященный Собор РИПЦ с участием архиереев, клира и мирян, который, как запланировано, должен состояться в 2008 году. Этот же Собор должен иметь суждение о Положении о РИПЦ, о подтверждении правомочности решений I-го, II-го и III-го Всероссийских Совещаний в Воронеже, а также о деятельности Архиерейского Синода РИПЦ за период с 2002 по 2008 гг., и, в случае необходимости, Собор должен избрать Первоиерарха или Местоблюстителя.

Именно такой путь, считаю, способен обезпечить возрождение церковной жизни на началах подлинной Соборности. Той Соборности, которая несовместима с анархией и самочинием, и которая нераздельна с Иерархическим принципом Церкви.

Заканчивая изложение своей личной позиции, предлагаю в ближайшее время всем нам встретиться, соборно помолиться и провести однодневное архиерейское совещание для обмена мнениями и согласования позиций.

Несмотря на возникающие иногда частные разногласия и недопонимания между нами, как живыми людьми, я все же верю и уповаю, что ничто частное, личное, человеческое, земное никогда не сможет разбить главного – нашего Духовного Единства. Господь всех нас вместе через нашего дорогого Авву Владыку Лазаря призвал к очень ответственному и нелегкому служению. Все эти годы мы рука об руку шли вместе, претерпев невероятные трудности и испытания, клеветы и поношения. Казалось, человеческими силами не устоять. Но мы устояли, ибо хранили в своих сердцах и между собой главное – мир и единство. Вспомним слова святого Августина: "В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь". Мы шли со смирением, покаянием и послушанием. Этот путь – путь нашего спасения. И я надеюсь этот путь и далее вместе пройти до конца, какие бы препятствия не возникали. Уверен, в этом между нами нет разногласия. А это главное.

Испрашиваю у всех прощения.

С любовью во Христе

+ Архиепископ Тихон

 

3. Отчет Епископа Иринея о встрече с еп. Агафангелом (Пашковским):

4 сентября вечером в Одессе я встретился с епископом Агафангелом. Мне нужно было узнать, можно ли присоединяться к нему моим прихожанам в Западной Европе. Я беседовал с ним 70 минут. Он по-прежнему настаивает на роспуске нашего Синода. "Ваших епископов я могу признавать, могу и не признавать", - безответственно заявил он. Он не придаёт какого-либо значения евхаристическому общению, главное, - это человеческие отношения. Он по-прежнему высокомерно и оскорбительно отзывается о Владыке Митрополите Виталии и Владыке Лазаре. Шесть лет с Лавром он не считает ошибкой и тем более грехом. "Мы (это Зарубежная Церковь) принимаем Вас, и мы даруем Вам автономию в виде Архиерейского Совещания Российских Преосвященных". Вместе с тем он по-прежнему ожидает встречи с Вами после Воронежского Совещания. Своим прихожанам в Европе я пока не благословляю общаться с одесским архиереем, как он до сих пор именуется. О своей встрече с Агафангелом я доложил одесским священникам.

5 сентября на отдание Успения я служил со всеми священниками Божественную литургию в храме Иоанна Кронштадтского. Благодарю Вас за возможность служить на приходах Вашей Епархии. Вечером выезжаю в Москву, далее в Германию и во Францию. 11 сентября в Каннах назначено очередное судебное заседание относительно храма... Прошу Ваших святых молитв. До встречи на Синоде.


© Портал-Credo.Ru, 2002-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]