Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
22-01-2008 11:15
 
ДОКУМЕНТ: Кому не по душе "Личность мусульманина"? Обращение организации мусульман Санкт-Петербурга "Аль Фатх" к российским гражданам

Суд запретил распространение книги "Личность мусульманина согласно Корану и Сунне", изданную в 2001 г. в Москве благотворительным фондом "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим". Запретили распространение книги, пропагандирующей высокие нравственные качества, добро и милосердие человека в отношении родных, друзей, соседей, иноверцев, животных. "Не помилуют того, кто сам не проявляет милосердия" – вот главная "экстремистская" идея этой книги. Каждая религия утверждает свою истинность и, так или иначе, вступает в полемику с другими религиями. При большом желании "разжигание религиозной и национальной розни" можно без труда отыскать в русском каноническом тексте Библии. "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам" (Марк, 7: 27)- говорит Иисус женщине-нееврейке, язычнице, и эти слова можно трактовать как пропаганду превосходства еврейской нации. Однако любой христианин объяснит, что данный стих из Нового Завета следует понимать иначе.

К сожалению, многие страницы русской классической литературы содержат некомплиментарные описания нерусских людей, унижающие их национальное достоинство, и порой содержат призывы к насилию против иноверцев и инородцев. "Перевешать всю жидову! – раздалось из толпы. – Пусть не шьют из поповских риз юбок своим жидовкам! Пусть не ставят значков на святых пасхах! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!.... Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горилочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок…". Это Н.В. Гоголь, повесть "Тарас Бульба", которая изучается в средней школе. В приведенном отрывке присутствует не только описание исторической ситуации, но также и пренебрежительное отношение самого автора к описываемому "объекту" - к евреям.

Юдофобские мотивы можно найти и у великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Многие отрицательные персонажи его произведений – евреи. Сам писатель, как и Н.В. Гоголь, предпочитает именовать евреев "жидами". Может быть, в старину это слово было привычным этнонимом, но сегодня оно имеет однозначно негативный смысл. Сочинения и письма Достоевского содержат такие неполиткорректные высказывания: "Что становилось, в десятилетия и столетия, с русским народом там, где поселялись евреи, - о том свидетельствует история наших русских окраин. И что же? Укажите на какое-нибудь другое племя из русских инородцев, которые бы, по ужасному влиянию своему, могло бы равняться в этом смысле с евреем?" ("Еврейский вопрос "Жиду весь выигрыш от всякого радикального потрясения и переворота в государстве" (Письма).

Мы сейчас не будем обсуждать, были ли классики русской литературы сознательными юдофобами, идеологами юдофобии, или это была их личная слабость, чрезмерная восприимчивость творческой личности к духам времени. По формальным основаниям, в подобных текстах можно найти состав преступления, предусмотренный ст. 282 УК РФ, и они могут быть запрещены как разжигающие национальную рознь. Представьте: при обыске Вашей библиотеки были обнаружены и конфискованы собрания сочинений Гоголя и Достоевского? А если в Вашей библиотеке завалялись вещи похуже, например, "Государство и революция" В.И. Ленина, то Вам могут предъявить уже ст. 277 УК РФ "Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля" и ст. 205 УК РФ "Терроризм".

Многие русские писатели и мыслители подвергали острой критике христианство, православное вероучение и русскую православную Церковь. На сегодняшний день их мысли при желании тоже могут быть оценены как "экстремистские". Л.Н. Толстой резко критиковал православную Церковь и активно пропагандировал собственное духовное учение. В.С. Соловьев много писал о преимуществе католицизма над православием. Сочинение одного из ведущих русских мыслителей начала ХХ века В.В. Розанова "Люди лунного света" оскорбляет религиозные чувства христиан. В других сочинениях того же самого В.В.Розанова можно без труда найти и юдофобские высказывания ("еврей всегда начинаетс услуг и услужливости и кончает властью и господством", и "религиозно-экстремистское" пожелание "пороть на конюшне" атеистов. Сделанный в 1914 г. доклад видного русского философа В.Ф. Эрна "От Канта к Круппу" проникнут ненавистью к немецкой культуре. Н.А. Бердяев своими рассуждениями об особенностях русской религиозности ("О вечно бабьем в русской душе дает повод заподозрить себя в русофобии.

В общем, кого из русских писателей и философов ни возьми – всякий по ст. 282 УК РФ выходит виноват. Так что же, запретить перепечатывать и изъять из обращения сочинения классиков русской литературы и философии? Абсурд! Но ведь для их запрета по действующему законодательству намного больше оснований, чем у многих книг, посвященных исламскому вероучению. Так ведь можно запретить вообще всю художественную, философскую и религиозную литературу. Если руководствоваться мотивом, "как бы чего не вышло", надо запретить печатать и перепечатывать все, что относится к культуре, и разрешить типографское воспроизведение одних только прайс-листов на различные виды товаров.

Так за что же запретили книгу "Личность мусульманина"? На ее страницах обнаружили пропаганду ксенофобии, шовинизма, оскорбление иных вероисповеданий? Книга содержит, в частности, такие строки: "Сознательный мусульманин не ограничивается оказанием благодеяний своим соседям только из числа своих родственников или мусульман, но точно также относится и к немусульманам. Это объясняется тем, что великодушие ислама настолько широко, что оно охватывает собой всех людей, несмотря на различие исповедуемых им религий" (с. 145)? В книге нет ни строчки, посвященной критике других религий. Кому выгодно назвать "экстремизмом" пропаганду веротерпимости? Кому не нравится положительный образ ислама и мусульманина? Кто на самом деле являются экстремистами: проповедники добра и толерантности, или те, кто эту проповедь запрещают? Почему сегодня дискриминации подвергают исламскую литературу, а не что-то другое? Какая в этом логика?

Идеологическая цензура принципиально недопустима в демократическом обществе. Тем более, избирательный подход, выборочная цензура одного из вероисповеданий в многоконфессиональной стране может привести к непредсказуемым последствиям.

Заместитель Председателя
Местной Религиозной
организаций мусульман
Санкт-Петербурга
"Аль-Фатх"

Махмутов Джамалиддин
Хафизович


© Портал-Credo.Ru, 2002-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]