Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
03-09-2007 19:15
 
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: От "мира Флоренского" до метаморфоз псевдопатриотизма. Или кому не дала спать спокойно радость жителей Ярославля

В декабре 2000 года в Костромском государственном университете проходили чтения, посвященные памяти одного из светочей российского православия – ученого и богослова о. Павла Флоренского. Принять участие в тех чтениях, отдавая тем самым дань глубочайшего уважения этому российскому новомученику, как всегда собралось немало светлых людей, среди которых были, в основном, глубоко верующие православные христиане. Как сообщал тогда журналист Евгений Мухтаров, "из почетных гостей был внук Флоренского, игумен Андроник. Он часто ездит на родину предка, где не только общается с жителями, но и помогает восстанавливать православный храм. Гость сделал сразу несколько докладов о философско-политических взглядах своего деда на устройство государства и революцию" (Труд, 16 декабря 2000). Далее журналист совершенно справедливо отметил, что "общественность только сейчас начинает адекватно воспринимать идеи Флоренского, оригинальные и логически завершенные", правда, не упомянул при этом об удивительной тактичности этого уникального священника, о его веротерпимости и поистине христианском уважении к понятию Святыни. Свою заметку об этом событии журналист назвал "Мир Флоренского стал ближе", что почти полностью соответствовало истине. Потому что слово этого удивительного православного священника, зазвучав широко уже в постперестроечные времена, не могло оказаться не услышанным и не воспринятым огромным количеством верующих и неверующих россиян – слово любви, терпимости и благоговейного уважения к святыням иных культур и народов – пусть, порой, и непонятным, экзотичным для бывшего советского человека. Но для кого-то этот "мир" не стал ближе и до сих пор представляет собою лишь положенные упоминания о таких светлых представителях российского православия, как Флоренский. Среди таких людей, в силу разных обстоятельств, оказывались сравнительно немногие, но весьма активные представители околоцерковных групп и движений. Чаще всего это просто конъюнктурщики, использующие любой предлог для извлечения личной выгоды. Но встречаются и искренне обманывающиеся в своих представлениях о православном христианстве люди, которые заслуживают, в таком случае, особого сочувствия.

Быть может, и журналист, писавший ту заметку, оказался в числе тех или иных по какой-то роковой случайности – судить не нам. Однако именно ему, дослужившемуся теперь до члена Совета по вопросам религиозных объединений при мэрии г. Ярославля - Евгению Мухтарову, писавшему когда-то о Флоренском, - принадлежат и такие слова, сказанные в адрес инаковерующих: "Я их душу. Мне по Уставу положено гонять всякую сектантскую плесень…". А также, чтобы читатель не сомневался в основательности намерений этого деятеля, еще и такие : "Мне, честно говоря, ближе давить "Новое поколение", или "Церковь Божью". Но уж поскольку господа из ярославской ятры МОСК уже второй раз намерены проводить здесь религиозно-пропагандистское мероприятие - пора бы их поставить на место. Как там пел Шариков? "Чтобы знало говно, кому кланяться".

Бывший рядовой репортер, а ныне - "православный" администратор Ярославской области, которому доверено контролировать состояние религиозной атмосферы, является трепетным поклонником печально известного православного антирелигиозника "американского профессора" Дворкина, которого именует не иначе, как "русским подвижником" и "святым человеком". Правда, в форуме Кураева, где Мухтаров мелькает время от времени в собеседованиях со "святым антикультистом", он, вероятно, в смущении от близости своего кумира скромно называется "безверующим". Но такое преклонение несчастного чиновника-репортера перед Дворкиным выглядит, мягко говоря, парадоксально, так как в иных случаях он бывает просто не в состоянии справиться со своей антисемитской импульсивностью.

Не будем скрывать, что обратили внимание на этого сверхактивного поборника "чистоты русскости и православности" не из-за особого интереса к психопатиям кризисного периода, а в связи с одним из очередных скандалов, которые неизменно сопровождают деятельность подобных "борцов". Дело в том, что 28 августа 2008 года в Ярославле состоялся ежегодный фестиваль индийской культуры, который, как всегда, был большим праздником для горожан и многочисленных гостей. Но такова уж доля россиян, что даже в купленной в магазине упаковке картофеля или нарезки где-то на донышке обязательно должна лежать какая-нибудь тухлятина. Поэтому и праздник, главные мероприятия которого в Ярославле проходили на площади Юности, кому-то требовалось обязательно подпортить. И хотя этого в результате не получилось, отметить заслуги "радетелей чистоты национальной культуры" мы обязаны, хотя бы из чувства справедливости – народ имеет право знать своих "героев".

Спрашивается, а при чем здесь Мухтаров? Увы, но при самом "при том". Потому что, в качестве члена Совета по вопросам религиозных объединений при мэрии Ярославля, выступая после праздника по городскому телевидению, он практически полностью повторил основные тезисы заявления местного антирелигиозного центра, опубликованного "Русской линией" 27 августа 2007 года. Каким образом вяжется исполнение пусть не самой высокой, но достаточно ответственной должности представителя государственной власти в Ярославле с деятельностью по разжиганию религиозной неприязни, так и остается непонятным. Равно как совершенно не ясно, отчего заявление члена Совета, компрометирующее органы власти откровенной пропагандой религиозной неприязни к исповедующим кришнаизм, осталось незамеченным ярославским контролем за соблюдением законности. Ведь "обвинение" Мухтаровым организаторов фестиваля в том, что в мероприятиях принимали участие представители Общества сознания Кришны, было абсолютно равносильно по своей оскорбительной абсурдности возможному обвинению, например, какими-нибудь негодяями московского мэра за участие в некоем культурном празднике православных казаков с хоругвями. Надо сказать, что, кроме членства в Совете, Мухтаров позиционирует еще и свое личное членство в Центре религиоведческих исследований по Ярославской области, что по его представлению должно свидетельствовать, вероятно, о причастности к ученому миру. Однако такая фраза нашего борца с незнакомой ему верой, как "…люди, которые тянут за канат эту повозку, они не просто повозку тащат, а тянут в город Ярославль бога Кришну", выдает удивительную "дешевость" представлений, в соответствии с которыми пытается привить он добропорядочным россиянам чувство огульной ненависти к иноверцам. Особенно с учетом того, что именно такие безграмотные заключения и выдаются иной раз обывателем за компетентную оценку богатого религиозного и культурного разнообразия на территории России, которому позавидовала бы любая другая страна.

Незадолго до упомянутого фестиваля в Ярославле побывал один из лидеров Международного общества сознания Кришны Гопал Кришна Госвами, визит которого наш замечательный представитель власти тоже не мог обойти вниманием. Правда, кришнаитский религиозный лидер не знал, что, по словам некоего российского чиновника, Мухтарова, в Ярославле он оказался лишь для того, чтобы проверить, "как идет подготовка к вербовочной акции – так называемому "Дню индийской культуры" (газета "Рико-Пресс", 20.07.2007). Не знал он и того, что Мухтаров уже предупредил его визит сообщением, что Общество сознания Кришны "религиоведы относят к разряду тоталитарных сект", хотя это и является заведомым введением читателей в заблуждение. Ну, если бы и знал, то, вероятно, не обратил бы внимания на такую глупость, сочтя ее чем-то вроде юродства. Однако Госвами был бы вправе обидеться, когда Мухтаров назвал объект его поклонения "синекожим, пухленьким божком-пастушком", который приобрел "совсем уж аморальный вид человека, имеющего 16 108 жен, который все равно на полгода погружает землю во тьму, чтобы развлечься еще с сотней замужних дам". Интересно, как отнеслись бы религиоведы к тому, что их наукой прикрывается банальный вероненавистник, форма и суть "проповеди" которого ничем не отличается от издевательской стилистики ругательств в адрес "боженьки" вождя мирового пролетариата Ульянова-Ленина?

Понятно, что ни индийский религиозный лидер, ни умолкнувшие в свете последних надругательств над честью отечественной науки религиоведы никак не отреагировали на очернительство со стороны мелкого по общероссийским масштабам антикультистского выскочки. Зато российские кришнаиты из Ярославля обратились в газету "Рико-Пресс" с требованием опровержения ряда оскорбительных для верующих высказываний Мухтарова, чем положили начало истории, достойной пера Зощенко. Потому что редакция "Рико-Пресс", то ли из-за отсутствия в ее практике журналистских расследований, то ли по какой-то другой причине не нашла ничего лучшего, как предложить ответить на этот вопрос самому Евгению Мухтарову.

О неписаной традиции многих СМИ в тех случаях, когда в обращениях к ним речь идет о нарушениях, допущенных представителями государственных органов, редакции консультируются у самих этих представителей, знают в России все. Однако объяснительная Мухтарова, выдержанная в жанре резолюции, носила наименование "отзыв Мухтарова на заявление об опубликовании ответа", что даже для норм "телефонного права" было слишком откровенно. Оказавшись в распоряжении редакции "Портала-Credo.Ru", этот документ стал уникальным свидетельством того, насколько откровенной может быть демонстрация произвола в пику не только законности, но и просто правилам приличия. В своем "ответе" антикультист подчеркивает заведомую безнаказанность уже в первой же фразе: "Ознакомившись с направленным в адрес редакции газеты "Рико-Пресс" заявлением президента религиозной организации "Общество сознания Кришны г.Ярославля" Чечелева А.А. об опубликовании ответа на мой материал "Ну здрасьте, я ваш гуру из Бабруйска" ("Рико Пресс" №29 (662) от 20 июля 2007 г., с.8), сообщаю следующее". А далее следует та же "вода на киселе", что и со ссылками на "мнение религиоведов" с обильным, но безграмотным апеллированием к российскому праву и науке, где оскорбления Мухтаровым религиозных чувств верующих … не признаются им самим оскорблениями. Проще говоря, "в общем и целом" требования руководителя Ярославского отделения ОСК "о размещении ответа на статью" по заключению Мухтарова "являются надуманными и предназначены для того, чтобы … получить бесплатный доступ к газетным площадям для пропаганды сектантского учения". Сам же лидер ярославских кришнаитов, по определению антикультиста, "является ненадлежащим заявителем, поскольку требует права на ответ не "за себя", а за неких неназванных в материале лиц, что противоречит ст. 152 Гражданского Кодекса РФ и ст. 43-46 закона "О средствах массовой информации". "На этом основании, - заключает Мухтаров, - рекомендую отказать А.А.Чечелеву в удовлетворении его просьбы о размещении в газете "Рико-Пресс" ответа на материал "Ну здрасьте, я ваш гуру из Бабруйска".

Далее послушное распоряжению своего бывшего коллеги СМИ ничтоже сумняшеся изготовило ответ заявителю - Ярославскому отделению ОСК, который, кроме изменения подписи Мухтарова на подпись и.о. главного редактора "Рико-Пресс" г. Бухановского, ничем иным от записки антикультиста не отличался. Кроме того, к официальному ответу редакции, будто в насмешку прилагалась и записка Евгения Мухтарова, дабы верующие могли сличить, верно ли скопирована она на редакционный бланк "Рико-Пресс".

При этом небезынтересно, что аналогичная ситуация с грубым инкриминированием верующим кришнаитам нарушений ими законодательства лишь тем, что они принимают участие в культурных фестивалях, уже была. Было и разбирательство, результатом которого стало снятие с верующих подозрений в чем-то предосудительном. Это произошло в прошлом году в Туле, где с претензиями к кришнаитам выступал миссионерский отдел Тульской епархии РПЦ МП, в адрес которого прокуратура Советского района Тулы была вынуждена отправить ответ, в котором подтвердила правомочность участия кришнаитского Благотворительного фонда "Пища жизни" в фестивале и соответствие этого участия нормам российского законодательства. Подобную бумагу за № 01/17-2685НС получила Тульская епархия и от Федеральной регистрационной службы по Тульской области, куда ретивые "миссионеры" тоже обращались с жалобами на ненавистных им инаковерующих. Тем не менее, случай, когда попытка разжигания религиозной ненависти была предпринята не напрямую штатными антирелигиозниками одной из епархиальных "резидентур американского профессора" Дворкина, разбросанных по всей России, а представителем региональных властных структур, до сих пор был немыслим.

Ну, а ежегодный фестиваль, тем не менее, как всегда стал для большинства его гостей и участников праздником новой встречи с чарующей культурой Индии.

Впрочем, они и не подозревали, что их редкие радости не дают кому-то спать спокойно.

Михаил Ситников
для "Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2019. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]