Портал-Credo.Ru Версия для печати
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
21-07-2006 17:01
 
РЕПОРТАЖ: И никакой паники. Студенты Московских духовных школ уверены, что какие бы законы ни принимались, священноначалие не выдаст их на растерзание армейской дедовщине
В Московских духовных академии и семинарии есть такой специальный Студенческий совет, который может выражать открыто свое мнение обо всем, о чем хочет. С одной стороны, там специально собраны такие студенты, которые сначала думают, а потом говорят, а не наоборот, и поэтому администрация за них спокойна в этом смысле, и, с другой, совет для этого и существует – чтобы студенты имели свое более-менее самостоятельное "общественное лицо".

В этом году председатель там – Михаил Коробейников с 4-го курса семинарии, но он отказался беседовать на столь "деликатную" тему, как отмена отсрочек от призыва в армию для семинаристов, от себя лично, а от имени всего совета он говорить не может, так как его члены разъехались после экзаменов, и никого не найти. Других студентов называть по имени автор не рискнет, хотя выборка получилась достаточно репрезентативной.

Около 30 % опрошенных учащихся Московских духовных школ подтвердили, что знают о скорой возможной отмене отсрочки от призыва на военную службу для семинаристов. Остальные участники опроса заявили, что о планируемой отмене отсрочки им ничего не известно. Опрос был проведен в июле корреспондентом "Портала-Credo.Ru" среди учащихся 4 и 5 курсов Московской духовной семинарии и 1 курса академии. При этом ни один из опрошенных не отнесся серьезно к реальной возможности собственного призыва на военную службу.

Результаты данного опроса свидетельствуют не только об отсутствии какой-либо паники, якобы царящей в стенах Московских духовных школ, о чем сообщали некоторые источники, но говорят о довольно высокой степени неосведомленности студентов о происходящих в мире новостях, касающихся даже их лично.

Подобная неосведомленность вовсе не является следствием какого-то вынужденного ограждения учащихся в Лавре от внешнего мира, поскольку, по заявлению самих студентов, всем желающим предоставляется бесплатный доступ к сети Интернет без какого-либо контроля со стороны администрации. Студентам также предоставлена возможность просмотра новостей по телевизору, находящемуся в фойе актового зала Академии, а также ежедневный свободный выход в город всем желающим во второй половине дня, где студенты предоставлены сами себе до 7 часов вечера, и где они, в том числе, могут знакомиться с любой светской прессой.

Напомним, что призыв на военную службу семинаристов был обычным делом в Московских духовных школах до 1997 года, когда появился федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", статья 19 которого предусматривала, что "граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу". Однако в настоящее время на подписи у президента находится одобренный 23 июня Советом Федерации законопроект об отмене данной нормы закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В ответ на предложение прокомментировать планируемую отмену отсрочки от призыва на военную службу опрошенные студенты высказали разные мнения.

Преобладающим мнением явилось скептическое отношение к перспективе службы в армии даже в случае отмены отсрочек на уровне закона. При этом студенты ссылались на значительные личные связи любого правящего епархиального архиерея в местных органах власти и управления, не говоря уже о покровительстве самого Патриарха Московским духовным школам.

По заявлению одного из опрошенных, "в Русской Православной Церкви 150 архиереев, и если каждый архиерей лично в военкомате походатайствует за двух-трех семинаристов, то в армию из семинарии забирать будет некого". Данное мнение не лишено основания. Достаточно вспомнить хотя бы пример со Смоленской семинарией, когда у митрополита Кирилла никто из семинаристов не призывался в армию чуть ли не с самого открытия Смоленской семинарии (с 1994 года), когда никакого закона 1997 года еще не было и в помине. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что владыка Кирилл иногда организует и показательное прохождение военной службы своими студентами – в военной части в Красном Бору в нескольких минутах езды на автобусе от центра Смоленска, где, в частности, проходил военную службу нынешний ректор Смоленского межъепархиального духовного училища и секретарь Смоленской епархии Павел Стёпкин, в настоящее время служат двое семинаристов. Как бы то ни было, административные ресурсы даже одного архиерея являются значимым явлением в сознании каждого студента, не говоря уже о 150 архиереях вместе взятых.

Московские духовные школы выгодно отличаются от любой провинциальной семинарии, поскольку семинаристы в Лавре находятся под покровительством одновременно и своего епархиального архиерея, и самого Патриарха, и не могут этого не ощущать.

В опросе принял участие один из студентов, сам уже прошедший военную службу в известной воинской части в Арсаках Владимирской области еще до поступления в Московскую семинарию. Он, впрочем, указал на то, что данная военная часть не является каким-то особым "заповедником" для православных, а это вполне обычная часть инженерных войск, где служат призывники из разных регионов России и разного вероисповедания. Ничего особенно "православного" в характере прохождения службы там не было, если не считать того, что на самой территории части находился монастырь.

Еще один из опрошенных также указал на возможно искусственный характер обострения в обсуждении вопроса об отмене отсрочек – с тем, чтобы должностные лица государственной власти смогли тем самым хотя бы временно привлечь внимание архиереев к подобной угрозе уничтожения провинциальных семинарий для каких-либо собственных личных выгод.

Наконец, со стороны будущих священников прозвучало и заявление о том, что отмена российским семинаристам отсрочки от армии может повлечь за собой значительное увеличение числа учащихся украинцев в Московских духовных школах. Процент украинских граждан среди поступающих в МДС был особенно высок до 2004 года, когда проректором по воспитательной работе был архимандрит Савва (Базюк). Уже тогда среди семинаристов старших курсов была в ходу шутка: во время вступительных экзаменов ходить среди только что прибывших абитуриентов, громко говоря с сильным украинским акцентом и делая недовольный вид: "Подывысь, скильки москалей в наши духовные школы понайихало!"

Кроме того, участники опроса указали на недостаточную миссионерскую подготовленность студентов Московских духовных школ для несения духовного служения в армии на надлежащем уровне, что предполагается содержанием обсуждаемого законопроекта. Так, в частности, из всего миссионерского отдела МДАиС, где сами студенты (около 30 человек) собственными силами на добровольной основе организуют и проводят беседы и уроки основ православной культуры в школах и других образовательных и общественных учреждениях, лишь один-единственный проводит беседы в воинской части "на вакцине" (таково в просторечии название воинской части химической и бактериологической защиты на 67-м километре трассы Москва - Сергиев Посад).

Участники опроса пожелали остаться неназванными, поскольку Московские духовные школы являются учебными заведениями закрытого типа с особым внутренним распорядком, где официальное общественное мнение студентов открыто может выражать лишь Студенческий совет.

Борис К.,
для
"Портала-Credo.Ru"


© Портал-Credo.Ru, 2002-2020. При полном или частичном использовании материалов ссылка на portal-credo.ru обязательна.
Пишите нам: [email protected]